О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Охранная грамотаСэбысь три года спустяКоми-ижемские мужики отстояли у нефтяников речку Сэбысь и родовые охотничьи угодья, а теперь создают «живой музей» традиционного природопользования. Как это было?Помните, мы уже писали об этом противостоянии, таком типичном? Нефтяники вторглись на охраняемую природную территорию, в нетронутую тайгу, в чистую реку. Дело было в самом крайнем северо-восточном углу Европы, в Республике Коми, в ее глухом краю - Ижемском районе, в заказнике «Сэбысь» на одноименной речке. Статус заказника запрещал геологоразведку и добычу полезных ископаемых, лесозаготовку, но разрешал традиционное природопользование. Несмотря на статус, в 2000 году российско-британско-американское ЗАО «Печоранефтегаз» незаконно начало здесь поисковые работы - при поддержке республиканской власти. ...Народ в здешних селах немногочисленный, бедный, есть пьющие, мало образованных, кто мог бы в законах разобраться, заявление-бумажку написать. О чем говорить, если в самой Москве строят с нарушением законов и люди не могут правды добиться? Но случилось чудо. Нашли деревенские мужики в себе силы создать инициативную группу, ездить чуть ли не на «Буранах» за сотни километров в район, изучить законы, выучить слова «общественное участие», «экологическая экспертиза». По словам Валентины Семяшкиной, руководителя Комитета спасения Печоры, боровшейся вместе с ними плечом к плечу, «для жителей Ласты, Мошьюги, Гама, самой Ижмы заказник - эта относительно нетронутая цивилизацией исконная земля коми-ижемцев - стала последним плацдармом, сдать который значило не только лишиться важного источника существования, но и отказаться от собственных корней. Здесь расположены родовые угодья жителей восьми сел. Заказник - место воспроизводства лосей, боровой и водоплавающей дичи... На этих землях идет сезонный выпас оленей - еще один вид традиционного природопользования коми-ижемцев». За три года ижемские зеленые - ластинская группа, местный Комитет по защите среды обитания - защитили заказник. Разработки на его территории запрещены. Местное население активизировалось. Ижемцы выиграли несколько судов. Общественная организация добилась контроля за производственной деятельностью нефтедобытчиков и их подрядных организаций в районе. Появились свои герои. К примеру, Алексей Канев из местного рода Каневых. Он из городской обеспеченной жизни вернулся бороться за малую родину и воплощать свою мечту об экологической гармонии. А киномеханик села Мошьюга Андрей Семенович Истомин, стал... редактором газеты «Веськыд сёрни» («Прямой разговор»). В Ласту по приглашению Алексея Канева приехал народ из Сыктывкара, Москвы, Петербурга на социально-экологическую конференцию, общественную дискуссию о том, как вывести себя и свой народ из нищеты и неверия и какую роль может тут сыграть традиционное природопользование. Вот так - в ижемской деревне конференции проводятся. И вот на 8-й конференции МСоЭС мы разговариваем с Валентиной Семяшкиной. Что происходит сейчас в спасенной тайге у речки Сэбысь?- Вот только что Алексей Канев с мужиками построил дом. На родовых каневских угодьях. Сначала давайте об этих угодьях уточним. Статуса никакого особого у этих участков тайги нет, но все местные их знают и друг к другу не лезут. А нефтяник-то может залезть. Поэтому очень важно их зафиксировать. Мы, Комитет спасения Печоры, сейчас этим занимаемся. Фиксируем угодья, наносим на карты района, опрашиваем старожилов, охотников, изучаем состояние реального традиционного природопользования в наши дни. Наша власть делает вид, что никакого традиционного природопользования у коми сейчас нет, а мы, наоборот, доказываем, что есть, и как раз в Ижемском районе оно процветает, именно традиционное, природощадящее. В августе этого года мы поднимались по реке на моторках, останавливались в районе охотничьих изб, записывали по мере возможности их историю, фотографировали. Полреки прошли, а дальше из-за засухи не смогли. Двадцать одно родовое угодье с охотничьей избушкой описали. Записывали, от кого к кому оно переходило, как называется это место и почему именно так - то есть заодно топонимику исследовали. В названиях мест бывают отражены какие-то традиции, в том числе экологические. Так вот, одно из таких угодий есть и у рода Каневых, сейчас им пользуются Алексей Канев и его братья. Была здесь маленькая охотничья избушка. И рядом с ней братья Каневы, другие мужики построили дом обычный, деревянный, как у нас строят, но большой, с расчетом: там будет как бы живой, действующий музей традиционного природопользования. Не так: пришли, потрогали и ушли. Приезжим выдают традиционное снаряжение охотников-коми и ведут по тропе в тайгу... Они даже уже сшили так называемые лузаны. Это безрукавки из толстого сукна. Лузаны надевают поверх одежды и завязывают сзади. А спереди у лузанов карман, и они немножко похожи на туристические анораки. Шили их по старым образцам, что сохранились в музеях, а у кого-то и в хозяйстве. Сейчас создается экологическая тропа, чтобы знакомить экскурсантов с лесной экосистемой. Нашлось даже священное место! Очень необычное, трудно описать... деревья там растут как-то странно... в общем, очевидцы сходятся на том, что сами они не могли так вырасти. Такой как бы островок, и когда-то очень давно кто-то направил рост деревьев в сторону, они наклонились, переплелись ветвями, получилось что-то таинственное... В общем, туристы могут реально сходить на охоту или сбор грибов-ягод, морошки, плюс послушать рассказ экскурсовода. Первоначальная цель - самих ижемцев, молодежь приобщать к природе, к опыту традиционного природопользования. Все дело в том, что традиционная охота является действительно щадящей. И лучшим доказательством тому стали исследования, вызванные тем самым конфликтом с нефтяниками. Эти исследования провел институт биологии Академии Наук, базирующийся в Сыктывкаре. Был сделан вывод, что эта территория сохранила высокий уровень биоразнообразия и природную ценность, хотя здесь столетиями, тысячелетиями жили люди-охотники. Территория не деградировала. И в Ижемском районе традиции сохранились в наибольшей степени. Здесь ведут непромышленную охоту, не на продажу, а добывают столько, сколько нужно, чтобы прожить. Народ коми не входит в список малочисленных народов Севера, и потому на него не распространяются федеральные нормативные документы о традиционном природопользовании. Но мы хотим теперь сделать проект республиканского закона о традиционном природопользовании и протолкнуть его через наш госсовет. На этот счет имеется соответствующее решение конференции «За спасение Печоры». Я собрала примеры из региональных законодательств. Обнаружила, что в законе о территориях традиционного природопользования Иркутской области оговорено: то местное население, которое здесь живет и ведет традиционный образ жизни, пользуется теми же правами, что и малочисленные народы Севера. Таким образом, планируемый документ ничему не противоречит...
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |