Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Концерт для леса с шором и топшуром

«Мы знаем, что белому человеку непонятны наши традиции... Он относится к земле как к врагу, а не как к брату, поэтому он движется дальше, когда покорит часть ее... Он крадет землю у своих детей, и ему все равно... Он относится к своей матери-земле и к своему брату-небу так, как будто их можно продавать, грабить, покупать... Его аппетит опустошит землю и оставит позади лишь пустыню»...

Это цитата из послания вождя индейского племени сиэттл американскому президенту. Наверное, под таким письмом могли бы подписаться коренные народы многих стран.

В интереснейшей экспедиции по Алтайскому краю и Республике Алтай побывали нижегородцы - представители областного центра развития творчества детей и молодежи и нижегородского Фольклорного клуба - Дмитрий и Татьяна Доронины. Этно-экологическая экспедиция была организована в рамках партнерского проекта "Сибэкоцентра", Кольского центра охраны дикой природы и Сети спасения тайги "Вовлечение общественности в управление лесами и лесной политикой", поддержанного Партнерской программой TACIS Европейского Союза. В экспедиции нижегородцы провели обучающий семинар по методикам опроса, сбора и анализа материалов традиционной культуры и собрали уникальные данные о богатейших природоориентированных традициях этих мест. Этносы Алтая имеют тысячелетнюю историю, а отдаленность этого края способствовала сохранению самобытной культуры его народов и обеспечила ее жизнестойкость.

По рассказам Дмитрия Доронина, экспедиция исследовала Турачакский и Улаганский районы горного Алтая.

Племена южного Алтая (теленгиты, телесы) и северного (тубалары, кумандинцы и чалканцы) еще совсем недавно были кочевниками и до сих пор сохранили очень тесную связь с родной природой, продолжая заниматься охотой, скотоводством, земледелием. Кроме того многие алтайские роды (сеоки) хранят память о птице или дереве - основателе рода. Так, птицей рода Иркит является беркут. Кони до сих пор считаются здесь символом богатства, и табун лошадей ценится не меньше, чем какая-нибудь недвижимость в европейском городе. Коней можно дать в приданое, табун можно продать и купить машину, квартиру, дом... Конь - обязательный атрибут обращения к духам. По форме коновязи судят о богатстве и знатности семьи. На крупе лошади ставится тамга (тавро) - знак принадлежности к роду. Родовой знак можно увидеть и на национальной одежде, коновязях. Похожие знаки встречаются и у северных народов (коми, карелов, русских поморов). Там их ставят на сетях, ими обозначают границы родовой территории в лесу.

В соответствии с родовым сознанием алтайских племен мир окружающей природы населен духами, и у каждого целебного источника, у камня, леса или горы есть свои духи-хозяева - ээзи. Среди алтайцев немало людей, видящих эти существа и умеющих общаться с ними. Это кайчи - люди, обладающие способностями горлового пения, кёжончи - певцы-сказители алтайского эпоса, кёспёкчи - ясновидящие, тёльгёчи, ярынчи - гадальщики на бараньей лопатке, дьядачи - изменяющие погоду с помощью редчайшего камня Дьяда-Таш, а также таармачи (колдуны) и камы (шаманы). Так осуществляется постоянная связь мира человека с миром духов и природы. Камы общаются с духами с помощью бубна или топшура (музыкальный инструмент с двумя струнами). Особенно могущественным считается Улу-кам, владеющий бубном, которому открыты все три мира - верхний мир неба и духов Матери-Умай, средний мир людей, природы, ээзи и нижний мир мертвых и духов Эрлика. Все три мира с троицей их владык - Уч-Курбустан образуют неразрывный Круговорот Вселенной, нарушать который хотя бы невниманием к одному из миров нельзя.

Помимо духов окружающую природу населяют алмысы - зооантропоморфные существа, живущие в лесу, в землянках, расщелинах скал, напоминающие марийскую овду и русскую русалку. Алмысы могущественнее камов и лишь иногда видимы людям, девушка-алмыска может обворожить охотника - так, род Алмат происходит от человека и алмыски. Мир людей - малая часть миров природы, чьи обитатели могут и видят больше, чем люди, а общение с ними предполагает этикет не менее строгий, чем тот, что соблюдается на аудиенции английской королевы. И цена его нарушения - не испорченная репутация, а, порой, жизнь.

Алтай во многом по-прежнему дикий край, расстояния между поселениями велики, и человек, уходящий надолго в лес, оказывается в полной власти этого мира. Его удача, его добыча зависят от того, насколько грамотно будет он вести себя наедине с дикой природой и удастся ли ему установить контакт с духом - хозяином тайги или горы. У алтайцев существует много охотничьих примет и обычаев. Охотник в тайге, чтобы ублажить хозяев этих мест, играет на шоре (дудке, сделанной из стебля растения) или топшуре. Это нравится духам, они собираются послушать, а затем помогают найти дичь или предупреждают об опасности. От человека требуется только одно - бережно и уважительно соблюдать обычаи этих мест, быть внимательным к собственным чувствам и знакам иного мира, не убивать зря. Алтайцы считают, что если пренебрегать этими законами, в тайге и дня не проживешь.

У здешних народов существует много ограничений, табу на убийство животных. Жизнь зверей и птиц не менее ценна, чем человеческая. Нельзя убивать ирбиса - расплатой может стать собственная жизнь охотника или здоровье его детей. Рассказывают, как двое молодых людей застрелили снежного барса, и дети у них родились четырех- и шестипалыми. Нельзя убивать кабаргу, нельзя видеть ее в родах. Считается, что роды у кабарги тяжелые - она встает в узкую развилку дерева и, пролезая сквозь нее, как бы выдавливает из себя плод. У охотника, увидевшего роды кабарги, жена будет рожать так же тяжело. Так человек может нарушить чистоту и покой диких мест самим присутствием, даже взглядом, несущим в себе суету и алчность людского мира.

Особое отношение к выдре (там ее зовут камду, камна). У южных алтайцев считается, что выдра сама - кам, и камы могут превращаться в этого зверька, трогать его нельзя ни в коем случае. У северных алтайцев - похожие представления о барсуках. Существует поверье, что убившему выдру или медведя надо совершить особые ритуальные действия, чтобы избежать смерти. Выдру хоронят, пеленая и пуская по воде, оплакивают, просят у нее прощения. Медведю убивший его охотник говорит: «Не я тебя убил, а мое ружье. Не я убил - сам попался!». Так запутывают душу зверя, чтобы она не нашла своего обидчика. Или так: голову медведя кладут в развилку ветвей, и она как бы говорит другим медведям: «я попался, ты - не попадайся!» Запрещено здесь убивать птиц - журавля, лебедя, онгыра (огаря) и птиц рода. Считается, что эти животные взамен своей возьмут человеческую жизнь.

По преданиям коренных народов вторжение в мир человека представителей мира леса - это всегда знак предупреждающий и часто недобрый. Когда к дому прилетает удод, кукушка или дятел, приползает змея - плохой знак. У южных алтайцев, чтобы избежать беды, змею надо напоить, поставить ей блюдце с молоком.

Такое же отношение и к деревьям. Среди них тоже встречаются камы - например, береза с «ведьминой метлой» (шарообразным разрастанием веток). Эти деревья нельзя рубить. Исследователи записали на Алтае сон, приснившийся человеку, который уснул у корней такой березы. Ему приснилось, что к седобородому старцу пришли люди с просьбой помочь: дочь умирает, приди к нам, вылечи ее. «Не могу, - отвечает старик, - у меня гость». Люди ушли, а утром человек увидел упавшее неподалеку молодое дерево.

Особое отношение у алтайцев к кедру, пихте, ели. Эти деревья служат посредниками между миром людей и миром духов. На перевалах кедры и лиственницы могут окружать оградой, и прежде, чем продолжить путь, человек должен остановиться у этого дерева, повесить на него «дьяламу» (кусок ткани белого, желтого или голубого цвета) и обратиться к духам-хозяевам горы с просьбой о содействии. По преданиям если этого не сделать, живым с горы не вернешься. Чтобы заручиться поддержкой духов, совершают обряд: берут с собой молоко, новую пачку чая, молочную водку «арачку», «сырчик» (твердый кисло-соленый сыр), водкой кропят по сторонам, едой "кормят" огонь..

Горы и перевалы у местных народов - особо почитаемые места. К ним относятся и аржаны - лечебные источники с сероводородной или радоновой водой. Их берегут, им поклоняются, и в целом, традиционная культура многочисленных народностей Алтая сохранила глубокое, многосмысловое и ценностное восприятие мира природы. Здешний человек ощущает свою неразрывную связь с ней, живет в ощущении гармоничного единства с миром, лидерство в котором принадлежит совсем не ему...


Записала Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность