О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
ГородДумает движение о передвиженииВ числе новых программ (Нефтяная, Градостроительная и проч.) на 8-й конференции Международного Социально-экологического союза обсуждалась Транспортная. Ее предложили те, кто озабочен растущим прессом глобальных автомобильных потоков на экологию планеты и, конечно, на ситуацию больших городов. Проблема эта бесконечно сложная, связанная не с противостоянием какому-то конкретному «врагу», а с феноменом автомобилизации - способом передвижения миллионов людей, в котором ключевую роль играет индивидуальный автомобиль. Такая модель неэфективна, и именно она требует растущих планетарных затрат для своего воспроизводства.ГЛОБАЛЬНЫЙ АВТОБАН РАЗДУВАЕТСЯ Сложность проблемы не означает, что на нее надо махнуть рукой, и нам было приятно, что среди соэсовцев нашелся народ (из Рязани, Ростова-на-Дону, Смоленска, Тамбова, Тольятти, Самары, Тбилиси, Симферополя, Санкт-Петербурга, Ярославля, Дубны), думающий так же и пришедший на нашу секцию. Нам - это москвичам Дмитрию Кокореву, представлявшему движение «Россия без машин», Валерию Тихонову, активисту Комитета «Москвичи за трамвай», сотруднице Гринпис Гусляне Картюшовой (у этих молодых людей за плечами - опыт участия в акциях по «улучшению» проавтомобильной рекламы, городской просветительской игре «Транспортация»), и мне, нижегородке Ирине Фуфаевой из Агентства Волжской Экологической информации. Мы поговорили о ситуациях в наших городах. Где и какие проблемы громче вопиют к небу? Что позитивного и передового в транспортном плане имеет каждый город? К примеру, немало крупных городов, и Нижний - не исключение, имеют оставшиеся с советских времен неплохие сети общественного электротранспорта, которые могли бы стать основой экологичных городских транспортных систем. Другое дело, в каком они сейчас состоянии находятся... Наконец, мы делились друг с другом тем, что мы предпринимали порознь и что можем сделать вместе. Хотя все наши города страдают от одного и того же (грязного воздуха, парковок машин во дворах, на газонах и так далее), но при этом каждый город имеет свое неповторимое «транспортное лицо». ГДЕ ЕСТЬ МЕСТО ВЕЛОСИПЕДУ Очень нетипичный город представляла Ксения Любимова из «Зеленой Дубны». В Дубне развит самый экологичный транспорт - велосипедный, и это, видимо, единственный город в России, где построено множество велостоянок (считая индивидуальные «велосарайчики»). При этом здесь нет велодорожек, которых добиваются велосипедисты и зеленые, - а ездить все опаснее, ведь автопоток растет. Александр Федоров - председатель Совета Санкт-Петербургской общественной организации «Центр экологических инициатив», для которой эколого-транспортная проблема - одна из приоритетных. В Питере власти додумались снимать трамвайные рельсы в центре города! Дескать, трамвай мешает потоку автомобилей. Цель питерцев - не только бороться с антиэкологичной транспортной политикой, но и развивать в городе велосипед как повседневный транспорт. Питер - типичный северно-европейский город с плоским ландшафтом, как бы созданный для велосипеда, как, например, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам и проч. Но в Копенгагене велоцифры нам кажутся астрономическими (среди всех поездок доля велосипедных достигла 45 процентов!), а на улицах российской северной столицы места велосипедистам просто нет. Большинство сетовало на общественный транспорт, не выполняющий своей «сдерживающей» автопоток роли в силу низкого качества услуг. В ЯРОСЛАВЛЕ И ТБИЛИСИ ХОТЯТ ДЫШАТЬ А Саша Комиссаров («Зеленая ветвь») удивил, рассказав, что в Ярославле общественный транспорт, можно сказать, процветает. Он дешев (поездка обходится в 3 рубля), популярен, пользование им удобно, т.к. один и тот же билет подходит и для трамвая, и для автобуса, и для троллейбуса. Но и Ярославль страдает от загрязнения воздуха. И вклад сюда вносит поток грузовиков, в том числе транзитных. Это общая беда городов, расположенных на берегах Волги - счастливых обладателей волжских мостов, которых на всем протяжении великой реки немного и которые поэтому пользуются повышенным спросом транзитного грузового транспорта, следующего «из Керчи в Вологду». О транспортной экзотике Тбилиси поведал Николай Козловский из Эко-социального Союза Грузии. Ситуация в грузинской столице отличается крайним радикализмом и либерализмом. Здесь не то что одну трамвайную линию ликвидировали, а просто-напросто сняли все трамвайные рельсы. И продали. И давно уже вывезли за границу в качестве лома. Ограничений на вывоз металлолома нет. Их не разрешают принимать международные финансовые институты, фактически распоряжающиеся в этой стране. В отсутствие трамваев автомобиль - почти единственное средство передвижения. Пробки привычны. Вонь от выхлопов усугубляется из-за ужасного качества «левого» бензина, который везут в Грузию из соседнего Азербайджана (КАМАзами, легковушками, маленькими осликами...) Что касается автозаправок, то в Тбилиси их строят попросту на тротуарах - и ни о каких СанПиНах речи не идет. Свобода, короче. ...В итоге обсуждения мы решили по мере возможности работать в трех направлениях. Первое - «Транспортная альтернатива» (поддержка общественного транспорта, велосипеда; пропаганда градостроительных моделей, предусматривающих минимизацию использования автотранспорта; организация пешеходных зон, пешеходных центров городов). Второе - «За чистый воздух» (лоббирование ужесточения национальных стандартов на выхлопы эксплуатируемых и производимых автомобилей; на локальном уровне лоббирование ограничений въезда автомобилей с низкими экологическими характеристиками на конкретные территории). Наконец, «Защита пешеходного пространства» (освобождение зеленых зон, детских площадок, тротуаров от парковок, оказание правовых консультаций и помощь в судах в этой сфере). Кроме того, решено также выпускать электронный бюллетень.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |