Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Клятва Гиппократа

Меняю киви на брюкву

Уникальный метод сокращения затрат государства на здравоохранение обнаружили эксперты независимой международной организации «Wyeth Consumer Health». Оказывается, чтобы избежать многомиллионных трат на госпитализацию и лечение больных, нужно всего лишь... бесплатно снабжать население поливитаминными препаратами. В среднестатистической европейской стране порядка двух миллиардов долларов в год уходят на лечение пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы, большинство из которых легко предотвращаются с помощью витаминов.

О дефиците в рационе современного человека витаминов, минералов и микроэлементов говорят и пишут все нутрицевты. Причин такого дефицита много. Не последнее место среди них занимают современные технологии переработки и хранения продуктов, снижающие их биологическую ценность. Вдобавок к тому, что большинство продуктов загрязнено консервантами и химическими красителями, сложившиеся в обществе способы приготовления пищи, основанные на разных видах термообработки, - жарка, кипячение, пастеризация, стерилизация, микроволновая обработка и т.д. - чаще всего разрушают 15-20 % необходимых питательных веществ (для красных и желтых овощей эта цифра увеличивается до 35 %). Что же касается ферментов, то известно, что под воздействием температуры от 60 до 80 градусов в течение 30 минут приготовления многие продукты меняют свой минеральный состав и утрачивают питательную ценность. Каковы последствия?

Доктор Р. Аткинс, один из известнейших американских врачей, владелец большого госпиталя в центре Нью-Йорка, автор нашумевшей книги «Революция в здоровье», утверждает, что 95 % пациентов, обращающихся в его клинику, страдают болезнями, связанными с неправильным питанием. Более того, министерство здравоохранения США связывает 2/3 всех смертных случаев в США с плохим питанием, а к заболеваниям, вызванным нарушениями питания, относят атеросклероз и гипертоническую болезнь, все формы диабета, многие болезни желудочно-кишечного тракта, включая язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, дисбактериоз, кишечные аллергии и многое другое. Популярная в США «быстрая еда» - это рафинированная пища, лишенная биологической ценности и так необходимой для нормального функционирования кишечника растительной клетчатки. Не случайно лидерство в заболеваемости раком толстой и прямой кишки принадлежит Соединенным Штатам и странам Западной Европы - то есть наиболее развитым государствам планеты. Россия в этом отношении не самая передовая держава, хотя стремительно догоняет развитые страны. С конца 90-х годов медики отмечают значительный прирост заболеваемости раком ободочной и прямой кишки в России.

Что делать? Не слишком отрываться от собственных исторических корней и вспомнить, что еще в прошлом веке большинство россиян регулярно употребляли в пищу яблоки, капусту, брюкву, редьку, свеклу, морковку - в общем, все, что растет на огороде; помнить, что "правильный" бутерброд - не тот, что колбасой вниз, а тот, что с листиком салата или зеленью; помнить, что любой дефицит полезных веществ в рационе можно восполнить, употребляя мед. Это один из немногих продуктов, в котором витамины сохраняются гораздо дольше, чем в свежих овощах и фруктах (например, болгарский перец и шпинат теряют половину содержащихся в них витаминов через сутки после того, как были сорваны). И, безусловно, не увлекаться хот-догами, чипсами, колой, китайской лапшой и прочими «благами» цивилизации. Тем более, что эти блага больше напоминают химические реактивы, чем натур-продукт.

Но и с «натур-продуктами» не все так просто. Об экологии питания следует говорить, не только имея в виду содержание в продуктах пищевых добавок (особенно настораживают те вещества, которые предназначены для увеличения сроков хранения продуктов) и загрязняющих веществ (нитраты, удобрения небиологического происхождения, ядохимикаты, гербициды, тяжелые металлы, нефтепродукты и т.д.). Об экологии питания следует говорить и по отношению к экзотическим продуктам, экспортируемым из стран с совершенно другими климатическими условиями.

В статье «Экология питания беременной» (журнал «Наш малыш») доктор медицинских наук, профессор Е.М. Фатеева и психолог перинатолог Ж. В. Цареградская пишут о том, что одним из факторов роста детских аллергий, рождения детей с пороками развития, гипотрофией и другими осложнениями является нарушение принципа экологии питания.

Суть этого принципа в том, что всякое живое существо, в том числе и человек, приспосабливается к условиям своего обитания. К этим условиям относятся сезонные явления, температурный режим, влажность, состав пищи, воды, воздуха. Приспособление к составу определенных видов пищи отражается на устройстве системы пищеварения, а также на составе и активности ферментов. Кроме того, связь организма с внешней средой выражается в его иммунных реакциях и составе иммунного фона. Все эти приспособления (устройство пищеварительной системы, состав ферментов и иммунного фона) в ходе эволюции биологических видов закрепляются генетически. Хотя, конечно, помимо генетической данности у живых организмов существует возможность адаптации к ее изменениям, что несомненно расширяет возможности выживания. Если в организм попадает новое вещество, не появлявшееся ранее, начинается синтез новых форм ферментов, а также изменяются иммунные реакции. Авторы статьи ссылаются на изучение последствий биохимической адаптации человека к новым "индустриальным" веществам, которыми еще в 70 -80-е годы нашего столетия занимался доктор медицинских наук Ю.С.Ротенберг.

Проводя свои исследования, он основывался на обширном материале биологов, которые доказывали, что изменения биохимического состава среды обитания животных, связанные с изменением географического места и климатических условий (горы - равнины, сухой - влажный климат и т.д.), приводят к необычайно высокой смертности потомства. Детеныши нового поколения рождаются с пороками развития, уродствами и другими расстройствами.

Причиной этому является биохимическая адаптация родителей к изменившимся условиям среды. Главный путь биохимической адаптации - появление новых форм белков, прежде всего ферментов. Под воздействием на организм взрослых особей новых веществ, объясняет Ротенберг в своей статье, опубликованной в журнале "Химия и жизнь", происходит синтез соответствующих ферментов, причем возникают совершенно новые формы, в которых раньше эволюция не нуждалась. В результате адаптации родителей к изменившимся условиям среды изменяется биохимический состав их организма, в то время, как биохимический состав эмбриона и плода, предопределенный генетически, остается неизменным. Таким образом, между материнским организмом и эмбрионом возникает несовместимость, которая и приводит к высокой смертности и заболеваемости потомства. Несомненно, у млекопитающих возможности к адаптации значительно выше, чем у низших животных. Наибольшей же адаптационной пластичностью обладает человек, но это не делает его неуязвимым.

Из эмбриологии и иммунологии известно, что изначально между организмом матери и организмом эмбриона и плода существует иммунологическая несовместимость. Плод, имеющий набор генов, отличный от материнского (на 50%), является для нее чужеродным. Поэтому между ними возникает иммунный конфликт, выражающийся в стремлении организма матери отторгнуть чужеродный плод. Но во время нормальной беременности отторжения не происходит. Включаются механизмы, способствующие ее сохранению: женский организм, плацента и плод синтезируют ряд белковых факторов и гормонов (эстрогены, простагландины, прогестерон), которые подавляют реакции отторжения.

Если во время беременности набор веществ, поступающих в организм женщины извне, остается неизменным, т.е. соответствует месту ее проживания, не изменяется и состав синтезируемых ею веществ (белков, ферментов, антител), определенный наследственно. В этом случае внутриутробное питание и развитие ребенка идет нормально и между ним и матерью не возникает несовместимости.

Но сегодня среда обитания изменяется слишком стремительно. Количество новых веществ и скорость их появления колоссальны. Индустриализация вносит в продукты питания массу чужеродных веществ начиная от удобрений и гормональных стимуляторов роста и заканчивая пищевыми добавками.

Женский организм адаптируется к новым веществам, а внутриутробный младенец этой возможности почти лишен. «В результате биохимической адаптации матери может возникнуть тканевая несовместимость между ее адаптированным организмом и неадаптированным плодом. Возникает иммунологическая атака на плод, в результате чего могут возникнуть отклонения в его развитии, уродства, аллергия», - заключает Ю.С. Ротенберг.

Современные статистические данные, кричащие о том, что заболеваемость новорожденных за последние годы возросла в 5 раз, частота появления детских пищевых аллергий - примерно в 10 раз (диатез стал обычным явлением), а количество детей с врожденными пороками развития увеличилось в 2 раза, только подтверждают справедливость выводов доктора Ю.С.Ротенберга.

В своей статье перинатологи пишут: "Экзотические продукты, экспортируемые из стран с другими климатическими условиями, даже в случае их абсолютной экологической чистоты оказывают на плод пагубное влияние. Это связано с тем, что состав экзотических продуктов для нашего организма является чужеродным, а значит, их употребление влечет иммунный ответ и синтез новых форм ферментов".

Неблагополучные последствия полного перехода беременной на питание экзотическими продуктами авторам статьи довелось наблюдать на практике (более 15 случаев). Первыми ласточками оказались студентки Университета Дружбы Народов, которые уехали со своими мужьями по распределению в страны Африки. Эти молоденькие женщины выехали в неизвестную страну на ранних сроках беременности - от 14 дней до 8 недель. Всю беременность они провели там, употребляя в больших количествах разнообразную растительную пищу и не отказывая себе в других продуктах. В общем, их питание было лучше, чем они могли бы позволить себе на родине, поэтому они были очень довольны, считая, что таким образом обеспечивают своим малышам лучшие условия для развития.

Когда дело подходило к родам, кто-то решал уехать домой, а кто-то оставался за границей, но результат у всех оказался примерно одинаковым: дети рождались с недостаточной массой тела, и у них с первых недель жизни проявлялась ярко выраженная пищевая аллергия «на все» при том, что дети находились на грудном вскармливании. (Материнское молоко является наименее аллергизирующим продуктом.) Кроме этого у некоторых детей были обширные пупочные грыжи. К сожалению, организм ребенка не смог принять всех тех благ, которые мать стремилась дать ему, и даже, напротив, пострадал от них.

Неутешительные результаты пришлось наблюдать у женщин, уезжавших на все время беременности с самых ранних сроков в Мексику, Аргентину и США (южные штаты). Практически во всех случаях, независимо от места, где проходили роды, при рождении у детей наблюдалась гипотрофия, а в дальнейшем - пищевая аллергия. Помимо этого некоторые дети родились с пупочной грыжей. Интересно, что аргентинские врачи объясняли мамам, что результатом такого состояния ребенка была биохимическая несовместимость местной пищи и их организма. Интересно и то, что у 7 из этих женщин, через некоторое время родилось по второму ребенку, но во время второй беременности они находились на родине. Ни у одного из новорожденных не было обнаружено никаких нарушений: ни гипотрофии, ни пупочной грыжи, ни диатеза. В то же время зафиксированы два случая, когда женщины в России, стремясь улучшить питание, ели только импортные фрукты. Одна из них значительно сократила потребление мяса. В результате один малыш (при сокращении потребления мяса) родился с обширной пупочной грыжей (диаметр 7,5 см) и страдал диатезом. У второго ребенка в течение первого года жизни появились в двух местах доброкачественные перерождения на коже, которые впоследствии удаляли в годовалом возрасте. Сходные проблемы, связанные с нарушением принципа экологии питания, правда, в несколько сглаженной форме, возникают и у оседлой части населения. Причем чаще всего у плохо обеспеченных семей, которые все время отказывают себе в хорошем питании, и у семей, живущих в достатке, которые регулярно употребляют в пищу деликатесы, разнообразные фрукты и другие дорогие продукты питания без учета всяких «экологических» тонкостей. Наиболее благополучной в этом смысле оказывается семья среднего достатка, питание которой допускает минимум экзотики и вынуждает обеспечивать себя продуктами, выращенными на даче и закупленными в близлежащих хозяйствах. Эти семьи вольно или невольно следуют принципу экологичности питания и в меньшей степени рискуют родить больного ребенка.

Интересен тот факт, что издревле на Руси считались полезными только те продукты, которые были выращены непосредственно рядом с домом человека. Это мнение существовало и относительно целебности лекарственных трав. Поэтому даже в Москве XVI-XVII веков, уже по тем временам очень многолюдной, каждый горожанин имел небольшой огородик, на котором выращивал овощи и лечебные травы. Именно эти овощи, а не какие-либо другие, использовали в пищу, а травы -для лечения. Деревенские же бабушки-знахарки собирали травы только рядом с деревней, потому что знали - такая же трава, но привезенная издалека, может не вылечить, а загубить человека, живущего в этой деревне.

Как видите, это старое правило имеет научный смысл и не утратило своей актуальности.


Обзор подготовила
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность