Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Не хотим, чтобы нас подставили как кролика Роджера

Экоцентр "Дронт" зарегистрировал общественную экологическую экспертизу проекта новой магистрали.

Фильм про кролика Роджера - классическое произведение о том, как целый город (правда, мультяшный) чуть не снесли, чтобы построить «замечательную автостраду, с восхитительными бензоколонками и упоительными рекламными щитами! - Но кто будет ездить по ней, ведь есть трамвайная линия? - Наша компания уже купила ее, и трамвай будет уничтожен!» «Только мульту могла прийти в голову идея об автостраде!» - восклицает героический сыщик, спаситель Мульттауна. Администрация Нижнего Новгорода заказала архитекторам «Нижегородгражданпроекта» проект... новой четырехполосной магистрали в виде полукольца через исторический центр города. По совету злого мульта? Официальное название проекта - «Октябрьский бульвар». «Почему же бульвар?!» - звучал вопрос на общественных слушаниях. Ни зелени, ни прогулок. Автострада. Снос исторического ландшафта, памятников истории и архитектуры. «Ну, э-э-э... название «бульвар» сложилось исторически». Нижегородский правозащитник и историк Станислав Дмитриевский называет проект «тупиком советской архитектуры». Никто с ним не спорит, но говорят о «комплексном подходе». Об истории проекта участников слушаний просветила Ирина Агафонова, дочь покойного Святослава Агафонова, человека, восстановившего нижегородский кремль. Идея магистрали-полукольца в центре Нижнего родилась в 30-е годы, когда центром Вселенной была Москва: Кремль, Сталин с трубкой, вокруг - Садовое кольцо и Тверской бульвар. Ну и что, что у нас совершенно другой ландшафт. А мы и не будем делать настоящий бульвар и настоящее кольцо, зато назовем - как в Москве. Исторические памятники в эпоху ликвидации Сухаревской башни и храма Христа Спасителя не волновали, но на воплощение идеи денег не было, и она вяло кочевала из решения в решение горисполкомов и дожила до наших дней, засветившись в решении городской думы. И вот идею востребовали инвесторы-строители и, по всей видимости, амбициозные региональные политики, носящиеся с лозунгом «Нижний Новгород - столица». Проектные работы оплачены фирмой «Ренессанс», строящей элитные дома в историческом центре. Строить здесь выгодно, но центр уже застроен, порой приходится ссориться с жителями...

«Бульвар» предполагает массу новостроек в двух шагах от кремля, апогей - 12-этажный торговый центр на пока тихой и зеленой улице Ульянова. Если решение о строительстве «бульвара» примут, эта масса новостроек пройдет «автоматом», и уж тогда судись-не судись... Магистраль же как таковая - предлог для этого массового нового строительства. Мол, в ней - спасение от пробок и смога в центре города. Но аргументы явно слабы. Проектировщики напирают на «разгрузку площади Минина» - наверное, единственного места в центре, где пробок пока и так нет. По проекту полукольца автопоток разбивается на два ручейка незадолго перед площадью, чтобы вскоре соединиться вновь - это может показаться хотя бы временным решением проблемы пробок лишь в бреду. Конечно, можно организовать пробки и на площади Минина. Просто навтыкай здесь - как и предусмотрено проектом - многоэтажные торговые комплексы (центры притяжения автомобилей) и многоэтажные элитные жилые дома - и машины будут парковаться в каждой песочнице. Ну, и универсальная закономерность - любое расширение дорожной сети стимулирует общий рост объема дорожного движения. Это как в биологии, вид осваивает новую нишу, размножается. На эти грабли уже наступили многие города. Брюссель после войны снес свой исторический центр в угоду автострадам, но тесноты на дорогах вскоре стало еще больше. Реализуйся проект в Нижнем - скорость автопотока по центру города достигнет скорости пешехода. Как в Москве на Калининском проспекте или набережной Москва-реки. То, что эти магистрали шестиполосные, не спасает, ширина лишь притягивает автопоток.

Так что проектировщики заложили в проект такой смог в центре города, по сравнению с которым сегодняшний будет вспоминаться как глоток свежего воздуха. Современное решение - это пешеходно-трамвайный исторический центр, как в Праге, Копенгагене, Амстердаме... Только что по миру разнеслось: набережные Сены в Париже навсегда закрылись для автомобилей - в дополнение к уже пешеходным Елисейским Полям. Это выгодно - исторический шарм притягивает, люди гуляют, заходя в сувенирные лавочки, кафе, ресторанчики, магазины, открывают кошельки... Да и нижегородская пешеходная Большая Покровка - неплохая рабочая лошадка городской экономики. Но эти факты не нужны, если хочешь одного - сорвать куш сию минуту.


Ирина ФУФАЕВА.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность