О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Государство и мыЗа наш Нижний!Общественная палата Нижегородской области создана в 1994 году. В учредительном собрании приняло участие 67 представителей общественных объединений Нижегородской области, высшее руководство области и Н. Новгорода. Палата образуется из представителей общественных и иных некоммерческих объединений и является совещательным органом Законодательного Собрания и губернатора Нижегородской области. В ней представлены правые и левые, радикалы и центристы, зеленые и монархисты. Руководителей и руководящих органов палата не имеет. Все решения (рекомендации), адресованные органам власти, принимают участники заседаний палаты. Основной рабочий орган между заседаниями - совет. Деятельность палаты обеспечивается за счет сметы расходов органов государственной власти. В подготовке рекомендаций по градостроительной политике в защиту исторического облика Нижнего Новгорода активное участие приняли представители экологических и правозащитных организаций.Общественная палата Нижегородской области отмечает, что в Нижнем Новгороде, в его исторической части, имеет место крупномасштабное перераспределение собственности с многочисленными нарушениями гражданского, земельного и градостроительного законодательства, массовые нарушения конституционных прав граждан. Законодательное Собрание Нижегородской области по результатам депутатского расследования установило грубые нарушения требований Земельного и Градостроительного Кодексов Российской Федерации и Градостроительного кодекса Нижегородской области (постановление от 26.09.02 № 226-III). Прокуратура области констатировала нарушения в ходе градостроительной деятельности в г. Н. Новгороде и отметила, что противоправная практика предоставления участков под застройку с приходом новой администрации города не изменилась. Таким образом, принятых мер прокурорского реагирования оказалось недостаточно. Широко распространилась практика перепланировки и «уплотнения» существующей застройки при размещении различного рода торговых и деловых центров, гаражей, автостоянок, автозаправок и тому подобных объектов. Под прикрытием программы «Ветхий фонд» происходит противоправное изменение разрешенного использования и предоставления земель под новое многоэтажное строительство на усадебных участках жилых домов индивидуальной постройки XVIII - ХХ веков без их реконструкции. Часты случаи, когда на месте существующей неветхой (неаварийной) ценной историко-архитектурной среды (застройки) на исторической территории города возводится новое элитное жилье. Это вызывает протестные действия граждан в защиту своих конституционных прав - на жилище, на неприкосновенность собственности, на благоприятную окружающую среду. Все это происходит по причине: грубых нарушений требований Земельного кодекса РФ (предоставление земельных участков инвестору-застройщику без их изъятия или отчуждения в установленном порядке у титульных землепользователей), неисполнения требований Федеральных законов «О землеустройстве» и «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Массовый характер приобрели факты: изменения границ существующих землеотводов без землеустроительных проектов, изменения новыми землепользователями назначения земельных участков и их разрешенного использования без решения компетентного органа государственной власти, начала освоения площадки, предоставленной под строительство, без формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет (ЕГРЗ) и без отвода его в натуре (на местности) до государственной регистрации прав на земельный участок, строения и сооружений на нем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждением юстиции. Возникающие при этом конфликты служат источником социальной напряженности. В целях охраны исторического наследия города на разных уровнях и в разные годы принимались многочисленные решения: совместным постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.90 г. № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.90 №3 и Президиума ЦС ВООПиК от 16.02.90 № 12 г. Нижний Новгород отнесен к историческим поселениям федерального значения; в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Градостроительного Кодекса Нижегородской области город Нижний Новгород является объектом градостроительной деятельности особого регулирования; решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30.11.93 № 370-м установлены границы исторических территорий, в том числе территории «Старый Нижний Новгород», и особый порядок градостроительной деятельности на этих территориях; генеральный план города 1999 года определил устойчивое развитие его исторической территории до 2020 года. Еще более строгие требования по охране исторического поселения как объекта культурного наследия содержит вступивший год назад в силу Федеральный закон «Об охране культурного наследия народов Российской Федерации». Но эти решения не защитили исторический облик центра Поволжья от серьезных повреждений и частичного уничтожения его культурного и природного наследия. Например, в Советском районе города уничтожаются целые кварталы «Старого Нижнего Новгорода» и застраиваются коммерческими многоэтажными жилыми зданиями с квартирами повышенной комфортности, недоступными коренным жителям исторической части города, которые в силу указанных обстоятельств по воле администрации города становятся вынужденными переселенцами. Это кварталы от ул. Полтавская до площади Лядова между улицами Генкиной/Тимирязева и Белинского. При этом не исполняются рекомендации Министерства культуры Российской Федерации о низкоэтажной застройке исторической территории, не принимаются во внимание жесткие оценки членов Федерального научно-методического экспертного Совета Министерства культуры РФ и экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ. Новые многоэтажные объекты с офисными помещениями на первых двух этажах возводятся как на общественных землях (скверы, «зеленые уголки», газоны, спортивные и детские площадки), так и во дворах жилых домов и на земельных участках частных индивидуальных домовладений. Реальных действий по реализации норм федерального законодательства, по охране города как объекта культурного наследия не предпринимается, Нижний Новгород стремительно теряет свой исторический облик. Массово и бесконтрольно уничтожается зеленый фонд, растут загазованность и запыленность, историческая зона города становится «каменными джунглями» делового центра, перегруженной автотранспортом и со средой, непригодной ни для проживания, ни для нормальной жизнедеятельности. Движение всех видов транспорта в центре города уже сегодня парализовано, и решения этих проблем в градостроительной политике главного архитектора города не просматривается. Проекты типа «Октябрьский бульвар» способны только обострить названные проблемы. Вопреки требованиям федерального закона, неоднократным обращениям Министерства культуры РФ, в 2001 году был ликвидирован самостоятельный орган охраны историко-культурного наследия (подчинен Министерству культуры области). А в конце 2002 года его статус был еще более принижен - департамент в составе Министерства культуры ликвидирован и создан отдел. Многие специалисты при этом были вынуждены покинуть государственную службу. Аналогичная участь постигла и областной департамент архитектуры и градостроительства. Общественная палата РЕКОМЕНДУЕТ: 1. Законодательному Собранию Нижегородской области:- продолжить рассмотрение вопроса о нарушениях в градостроительной сфере в развитие постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 26.09.02 № 226-III «О выводах комиссии по депутатскому расследованию», на заседание пригласить Губернатора и членов Правительства Нижегородской области, руководителей комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, по охране природы и управлению природопользованием. Поставить под контроль исполнение данного постановления и предоставить депутатам и общественности информацию о результатах; - ввести в Градостроительный Кодекс Нижегородской области нормы: о том, что не допускается предоставление земельных участков под проектирование и строительство новых объектов и выдача разрешений на строительство до завершения работ по правовому зонированию территории и инвентаризации земель, зеленых насаждений и других объектов недвижимости на данной территории и занесения информации об этих объектах в Единый государственный реестр прав, Единый государственный реестр земель и Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности; о механизме приостановления строительно-монтажных работ при обнаружении нарушений законодательства до полного устранения нарушений; о порядке реализации норм статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, предусматривающей снос самовольной постройки за счет нарушителя, с восстановлением снесенных зеленых насаждений и иных объектов недвижимости; - ввести в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях нормы о юридической ответственности должностных лиц органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований за нарушения земельного и градостроительного законодательства; - принять Законы области «Об охране зеленого фонда городских и сельских поселений» и «Об охране окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта», а также соответствующие дополнения в КоАП Нижегородской области, предусматривающие ответственность за их нарушение. 2. ГубернаторуНижегородской области разработать концепцию градостроительной политики в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Для разработки концепции создать рабочую группу с включением представителей общественности (не менее 30 %) и независимых экспертов.3. Губернатору и Правительству Нижегородской области:- усилить контроль за градостроительной деятельностью в Нижнем Новгороде и Нижегородской области; - взять под контроль вопросы разработки, в развитие генерального плана города Н.Новгорода, комплексного проекта зон охраны Нижнего Новгорода, историко-архитектурного опорного плана, проектов планировки и правил землепользования и застройки, которых не имеется и без которых, согласно земельному и градостроительному законодательству, не может выделяться земля под проектирование и строительство; - возобновить разработку градостроительной документации областного уровня и градостроительного законодательства Нижегородской области; - не допустить утверждения проекта и строительства Октябрьского бульвара, а также утверждения и реализации иных непродуманных и незаконных проектов, наносящих вред интересам населения; - принять экстренные меры по предотвращению незаконного предоставления застроенных земельных участков под новую застройку без согласия собственников строений, без решения уполномоченного органа государственной власти и без участия граждан и их общественных организаций (объединений); - поручить Минстрою Нижегородской области, в случае выявления пробелов в федеральных СНиПах, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и Градостроительным Кодексом Нижегородской области организовать разработку и утверждение территориальных (Нижегородских) градостроительных норм и правил, которые могут конкретизировать или ужесточать (но не смягчать) федеральные нормы; - повысить статус органа архитектуры и градостроительства Нижегородской области, а также органа охраны культурного наследия Нижегородской области, подчинив их непосредственно Губернатору Нижегородской области; создать условия для возвращения в эти органы квалифицированных кадров; - на базе ГУП «Нижтехинвентаризация» организовать единую систему органов технической инвентаризации для ведения градостроительного кадастра и единого реестра объектов градостроительной деятельности и архива БТИ, как это предусмотрено постановлениями Правительства РФ от 13.10.97 № 1301, от 4.12.00 № 921; передать ГУП «Нижтехинвентаризация» в ведение Минстроя Нижегородской области. 4. Городской ДумеНижнего Новгорода: - принять нормативный акт об охране зеленых насаждений города;- в соответствии с областным законом «Об особо охраняемых природных территориях», взять под охрану наиболее ценные зеленые насаждения (природный каркас города) со статусом охраняемых объектов природного комплекса города; - ввести в Устав города норму о том, что главный архитектор Н. Новгорода - исторического поселения федерального значения - должен назначаться на должность по согласованию с Городской Думой по итогам Всероссийского конкурса; - границу Нижегородского района перенести с ул. Белинского и установить по улице Генкиной и Тимирязева в соответствии с границей исторической территории «Старый Нижний Новгород»; - принять решение о недопустимости разработки и реализации проекта «Октябрьский бульвар»; - совместно с администрацией Н. Новгорода рассмотреть варианты осуществления инвестиционного проекта на Театральной площади, на месте бывшей гостиницы «Москва», предусматривающие создание сквера (зеленой зоны), сохранение пешеходной и визуальной связи с ул. Большой Покровской на Никольскую башню кремля, установку часовни или памятного знака на месте исторических захоронений и возможность придания данной территории статуса мемориально-исторической. 5. Органам местного самоуправленияНижнего Новгорода:- организовать работу по инвентаризации земель, зеленых насаждений и других объектов недвижимости в первую очередь на территории исторического центра города; - организовать разработку, в развитие генерального плана города Н.Новгорода, комплексного проекта зон охраны Нижнего Новгорода, историко-архитектурного опорного плана, проектов планировки, правил землепользования и застройки. В правилах землепользования и застройки предусмотреть недопустимость уплотнения застройки и уменьшения количества зеленых насаждений на исторических территориях города. До разработки этих правил принять временный порядок участия общественности в обсуждении градостроительной документации. Пересмотреть генеральный план города, предусмотрев в корректуре, в соответствии с проектами зон охраны и историко-архитектурным опорным планом (после их доработки по результатам экспертизы Министерства Культуры РФ), перенос делового центра ближе к геометрическому центру города, а также сохранение малоэтажной застройки на месте существующей малоэтажной застройки. Учитывая статус Н. Новгорода как центра Приволжского федерального округа, не допускать сбоев в финансировании этих работ; - не допускать выделения земельных участков под проектирование и строительство новых объектов до завершения работ по инвентаризации земель, зеленых насаждений и других объектов недвижимости на данной территории и до занесения информации об этих объектах в Единый государственный реестр прав, Единый государственный реестр земель и Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности; - отразить данное требование во всех нормативных документах, регулирующих порядок решения земельных и градостроительных вопросов. 6. ПрокуратуреНижегородской области, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуре усилить надзор за исполнением земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства об охране культурного наследия в г. Нижнем Новгороде.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |