Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры

Ребята из 3 «а» 10 средней школы на открытом занятии познакомились с самым древним ремеслом - плетением. Цель этого занятия - заинтересовать детей работой с природным материалом, расширить их кругозор и умение трудиться творчески и, в целом, пробудить любовь к природе, родному краю. А прежде чем приступить к практической работе, ребята узнали об истории возникновения этого древнего ремесла.

Плетение известно человеку очень давно. Этим способом изготавливали рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и т.д. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломки. Плетение можно выполнять из бумаги, кожи, ткани, проволоки, веревок - из любых волокнистых и всевозможных природных материалов. Солома, сухие стебли хлебных злаков - прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для изготовления самых разнообразных изделий. Из ровной немятой соломы плетут, например, плоские матрацы, шторы, половики, объемные корзины, шляпы, выполняют аппликации. Но не сразу люди этому научились. Многие считают, что древний человек узнал о плетении от самого обыкновенного паука, глядя на то, как он из ниток создает сеточку-узор. Маленький паучок научил человека прясть нитку. Усвоив этот метод, человек стал изготавливать нитки из самых разных материалов: люди пряли нити из морских моллюсков, пряли из льна, шерсти коз, баранов, верблюдов.

А однажды случилось настоящее открытие: как-то летом китайская императрица потянула отточенными ноготками за паутинку упавшего в чашку с чаем кокона гусеницы - шелкопряда - паутинка все тянулась и тянулась. Люди поняли важность этого открытия и с тех пор стали разводить этих гусениц для получения тонкого и блестящего натурального шелка. Но оказывается, очень прочную ткань «сатин восточного моря» ткали и из нитей, полученных из паутины. Ткань «нефил», сотканная из паутины тропических пауков, - золотистого цвета, удивительно воздушная и легкая. При одинаковой прочности она гораздо тоньше шелка гусеницы шелкопряда. Паутинные ткани в 12-15 раз дороже шелка, изготовленного из кокона гусеницы.

Семьдесят лет назад из паутины «нефил» пытались соткать оболочку для дирижабля. В оптике и приборостроении паутинные нити и плетение из них уже нашли свое применение. А знаменитый наш соотечественник Миклухо-Маклай первым из европейцев описал, как пользуются паутиной на Новой Гвинее. Из толстой прочной паутины огромных пауков туземцы плели рыболовные сети и сачки. Причем сачки для людей делали сами пауки. Большой прут бамбука сгибали петлей и приставляли вплотную к паутине. Очень скоро паук заплетал эту удобную раму, и сачок был готов. Вот такие интересные факты услышали ребята на этом занятии.

А технологию плетения стебельками они усвоили на практике с помощью стоек и цветных шнурков. Дети увидели, что такое прямое плетение, «веревочка», «плоские плетешки», «плетение по кругу». С большим любопытством ребята осмотрели наглядные пособия «Учебная коллекция «Шелк» для начальной школы» (тутовый шелкопряд, шелк из отходов кокономотания, шелк прочесанный, ровница и пряжа, ткань шелковая). Ребята рассмотрели гербарии хлебных злаков - пшеницы, овса, ржи, риса, нашли на плакате «Пшеница» колос и коленцы, узнали, как заготавливать материал. Дети задавали вопросы: «А какие травы, кроме хлебных злаков, можно использовать для плетения? Как получить соломку разных цветовых оттенков?»

Итогом нашего «древнего» путешествия на уроке стала практическая мастерская по изготовлению объемных игрушек. Всех качественнее и быстрее эту работу выполнили те ребята, что постоянно занимаются в объединении «Природа и творчество» - Настя Хмелева, Яна и Регина. Такие занятия учат ребят видеть удивительное рядом и делать его еще более прекрасным.


Любовь Антипина,
педагог Юннатского центра.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность