Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Синдром нездорового здания

Городскую школу, в которой я училась, окружал большой сад, рядом был учебно-опытный участок, на котором мы с удовольствием прореживали редиску и морковь, было огромное футбольное поле, и от дороги все это школьное пространство ограждали зеленые деревья и кусты. Только теперь я понимаю, в каких замечательных условиях мы учились.

Группа ученых Нижегородской государственной медицинской академии (Н. А. Матвеева, М. П. Грачева, А. В. Леонов, Е. С. Богомолова, М. В. Кувшинов, А. М. Абанин, Л. И. Павлычева) провела эколого-гигиеническую оценку размещения общеобразовательных школ на территории Нижнего Новгорода. О результатах этой работы рассказал на форуме "Великие реки-2003" Михаил Кувшинов:

- Углубленному комплексному санитарно-гигиеническому обследованию было подвергнуто 15 общеобразовательных школ в каждом из 8 районов Нижнего Новгорода. Для обозначенной цели использовался ситуационный план участка с указанием расстояния до автомагистралей и стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, генеральный план участка школы с выделением функциональных зон, коэффициент суммарного загрязнения атмосферного воздуха, инсоляционный режим земельного участка. Установлено, что только треть школ размещены внутри жилой территории с достаточным удалением от проездов с регулярным движением транспорта, то есть размещение только трети школ соответствует гигиеническим нормативам. Причем две из них, хотя и размещены внутри квартала, но расстояние от них до крупных автомагистралей не отвечает гигиеническим регламентам.

Половина школ имеют фронтальное и торцевое размещение участка, а одна - угловое, что является особенно неблагоприятным вариантом. Расстояние от границ школьного участка до автомагистралей при фронтальном размещении не превышает 25 метров. В 2-х школах выход из здания осуществляется непосредственно на тротуар, прилегающий к проезжей части. Интенсивность движения на этих магистралях составляет от 591 до 1375 единиц в час, что обуславливает высокие уровни химических и акустических нагрузок на учащихся. Таким образом, 8 из 15 обследованных школ расположены нерационально. Но даже те, что находятся внутри кварталов, не изолированы от воздействия неблагоприятных факторов, поскольку количество личного транспорта на придомовых территориях постоянно растет, и вместе с ним растет риск травматизма детей и подростков, акустическое и химическое загрязнение среды обитания.

Другим важным этапом обследования стала санитарно-гигиеническая оценка земельного участка в каждой из 15 обследованных школ. Во всех школах удельная площадь земельного участка, приходящегося на одного ученика, оказалась заниженной. В одной трети школ этот показатель составил от 10 до 34 % от требуемого норматива, в остальных не превышал 71 %. Площадь озеленения земельного участка достаточна лишь в двух школах. В 12 этот показатель снижен на 20 - 80 %, а школа с угловым размещением практически не имеет собственной свободной от застройки площади, и зеленые насаждения там отсутствуют.

Дефицит площади во всех учебных заведениях не позволяет в полной мере реализовать принцип зонирования земельного участка. Учебно-опытная зона есть только в одной школе, но и там ее площадь занижена на 50 %. Ни одно учебное заведение не имеет физкультурно-спортивной зоны, отвечающей требованиям гигиенических регламентов. Показатели площади этих зон составляют 18 - 80 % от нормы. В пяти школах требуется ремонт спортивного оборудования. В 4-х из 15 школ нет зоны отдыха, такие зоны, соответствующие требованиям и используемые по назначению, есть только в двух учреждениях. Хозяйственные зоны ряда школ не имеют самостоятельного въезда на территорию участка. Практически везде контейнеры для сбора мусора недостаточно удалены от школьного здания.

Проведенное обследование выявило несоответствие гигиенических параметров школьной среды современным требованиям, что формирует так называемый синдром нездорового школьного здания и негативно сказывается на состоянии здоровья школьников.

Работа группы нижегородских ученых позволит прогнозировать негативное влияние эколого-гигиенических факторов среды обитания на здоровье детей и подростков и корректировать неблагоприятное воздействие этих факторов в системе социально-гигиенического мониторинга."


Альбина Ближенская.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность