Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Андрею Козловичу - иск в пятьдесят миллионов рублей

предъявляет руководство Надвоицкого алюминиевого завода

О противостоянии и трудной победе в Надвоицах (Карелия, Сегежский р-н) мы подробно рассказывали в 4 номере "Берегини". Как и следовало ожидать, люди, представляющие собой Алюминий и Капитал, не готовы уступать: "С заводской охраной у нас дошло до рукопашной, - пишет зеленому братству Андрей Козлович, президент фонда молодежи и детства "Аристон" из Сегежи. И дальше, в другом письме: - У меня, похоже, повторяется история с Григорием Пасько, только меня пытаются «раздеть», а не посадить. Руководство НАЗа предъявило мне иск на пятьдесят миллионов рублей за известное вам всем открытое письмо к руководству Карелии. Вот только у меня почему-то чувство, что это скорее хорошо, чем плохо. Мне кажется, что мы в состоянии дать им отпор. Во-первых, мы все уже вооружены горьким опытом Григория. Во-вторых, они в очередной раз расписались, что принимают нас всерьез, а это тоже немало. Буду благодарен за любую помощь".

Между тем настало 4 июня и на всех главных телестудиях срочно пошли экологические сюжеты. Отдадим должное РТР - коронным материалом для своей "экожилы" она избрала как раз историю в Надвоицах. Правда - как, впрочем, и всегда в наших СМИ - умолчала о том, что история эта (каких в России не счесть) вряд ли вообще бы стала обсуждаться, не будь четкой позиции и инициатив нашего коллеги по зеленому движению А. Козловича. Вот одно из его последних посланий: "Решил сообщить вам текстовую версию видеосюжета, показанного 08.06.03. в 20.00 по РТР в передаче "Вести недели". Вот она.

Россияне имеют право на здоровую жизнь

В России будет создан национальный совет по экологии и единый надзорный орган. Это решение было принято в среду, 4 июня, на заседании президиума Госсовета. Причина обсуждения экологических проблем на столь высоком уровне - 60% населения страны живет в неблагополучных районах с точки зрения загрязненности. У государства, как выясняется, не хватает механизмов, чтобы наказывать недобросовестных предпринимателей, которые варварски обращаются с природой. Особая тревога - это традиционно грязные Урал и промышленные центры Сибири. Однако зоной риска стала даже всегда, казалось бы, чистая Карелия.

«У нас сложилась парадоксальная ситуация: фактически отсутствуют правовые механизмы, которые позволяют компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности. Во многом потому мы сталкиваемся с хроническим дефицитом средств на экологические программы. Только иллюзия у некоторых руководителей хозяйственных, что можно эксплуатировать природу и добиться сверхприбыли, конкурентных преимуществ. На самом деле для страны в целом это только проигрыш», - заявил на заседании Госсовета Владимир Путин.

Карельский алюминий убивает людей

В одном из районов Карелии все население уже десятки лет живет в условиях экологического бедствия. Охрана одного из местных «грязных» заводов преследует не только местных жителей, но и журналистов, которые пытаются выяснить, как делают бизнес на здоровье людей.

(Дальше была показана наша «рукопашная» с заводской охраной, пытающейся отобрать у журналистов телекамеру - Андрей Козлович).

Дети в поселке Надвоицы пугают друг друга гнилыми зубами. В страшной игре побеждать - не главное, но участвовать можно почти всем двором. Те, кто помладше, еще не задаются вопросом, почему зубы меняют цвет и крошатся. Дети постарше о причинах общей болезни уже знают. «Всё из-за дыма этого черного. Зубы разрушаются. Так стоматологи говорят», - рассказывает Валя Арпакова.

Как называется это редкое в мире заболевание, в Карелии знают давно - флюороз. Минздрав СССР еще в 1988 году назвал виновника: Надвоицкий алюминиевый завод. Фотоснимки зубов местных жителей обошли в конце 80-х все экологические форумы. Флюороз приводит к размягчению костно-мышечных тканей из-за хронической фтористой интоксикации. Вода с заводской свалки фторсодержащих соединений попадала в надвоицкий водопровод. После митингов свалку от водозабора изолировали. Население на время успокоилось.

Сегодня скандал разразился с новой силой. Впервые в истории России Сегежский райсуд признал, что за ущерб здоровью человека экологически вредное предприятие должно платить. Пока этот человек один - 19-летний Дмитрий Кузин. Смысл его иска простой. Даже если содержание фтора в воде теперь нормальное, кто ответит за последствия катастрофы? «Зубы болят, кости ломит, тут ничего не поделаешь. А на лечение этого всего нужны очень большие деньги», - говорит Дмитрий.

Помимо Дмитрия в семье Кузиных еще четверо детей. У самого Димы - флюороз зубов и костей; ряд хронических заболеваний - у сестры; у старшего брата Николая - операция на сонной артерии. Еще одно ранее неслыханное в Карелии заболевание, которое зарегистрировали в Надвоицах. На решение суда выплатить Кузиным компенсацию завод ответил угрозами. «Угрожали и мне, и семье. В основном, мне. Требовали забрать иск. Это всё криминал наш надвоицкий. Обещали даже убить», - рассказывает Дмитрий.

По словам Кузиных, Надвоицкий алюминиевый завод просто боится массовых исков. Методы заставить людей молчать просты. Женщина по имени Анна жалуется на низкую зарплату мужа - 5 тысяч рублей в месяц. Фамилию не называет, глаза не показывает. «У меня могут выгнать с работы мужа, и потом уже вряд ли кто-то возьмет его на работу», - говорит она.

Те, кто работает на заводе, от журналистов убегают. Причем в прямом смысле слова, не дожидаясь вопросов.

Один из результатов исследований: у многих жителей уже изменения на генном уровне. Болеют дети. Но говорить об экологии руководство завода отказывается. Войти на территорию нельзя, бюро пропусков отправляет нашу съемочную группу к начальнику службы безопасности.

Директор завода Геннадий Нечаев на встречу не соглашается. Вход на завод закрыт. Но говорит, что на предприятии внедряется новая система очистки выбросов. Открыто с ним спорит только эколог Андрей Козлович. Самое ценное в его холостяцкой квартире - папка с материалами, собранными за 14 лет. «У женщин в поселке Надвоицы число самопроизвольных выкидышей - в 2,8 раза выше, чем в среднем по России, мертворождений - в 3,8 раза, врожденных уродств - в 16,8 раза», - говорит он.

Козлович утверждает, что флюороз и все перечисленное - еще не самое страшное. Кроме фторсодержащих веществ, уже не в воде, а в воздухе был обнаружен канцерогенный бензапирен. «В жилой зоне концентрация бензапирена превышает предельно допустимую в 77 раз. Есть точки, где превышение ПДК по бензапирену достигает 240 раз. Тем не менее, опасности раковых заболеваний всерьез пока еще не изучал никто», - говорит эколог.

Посмотреть, что теперь на заводской свалке, тоже нелегко. С недавних пор на дороге шлагбаум, а дорогу к болоту, которое объявлено безопасным, сторожит человек в камуфляже. Обходной маршрут показывает Дмитрий Кузин. 3 километра по узкоколейке, а потом по лесу. Все грибники знают эту свалку у болота, причем отходы производства сюда свозят по-прежнему. Население убеждают, что все безопасно и секретов нет.

В семье Кузиных смотрят видеокассету. На ней - еще живой отец, который подал иск к заводу 10 лет назад. Тогда Андрея Кузина жестоко избили. «Две недели он проболел. Были отбиты почки. В общем-то, он эти две недели пролежал. Он даже не ел, не пил. И потом он повесился», - рассказывает его вдова Людмила.

После угроз местных криминальных элементов Дмитрий Кузин, продолжающий дело отца, теперь ходит с пневматическим пистолетом. Завод обжалует решение суда о выплате ему компенсации по здоровью. Дальнейшая судьба иска неизвестна. Связи руководства завода с криминалом отрицаются.

Объем производства достиг сегодня 74 тысяч тонн алюминия в год при проектной мощности завода 67 тысяч тонн. На стене старый лозунг: «Честь и слава по труду». Рядом, видимо, новый: «Говорил мне отец, бывало, и за ним повторяла мать: цену знать себе - это мало, себестоимость надо знать». Смысл этого странного плаката в поселке Надвоицы теперь понимают по-своему. Если у здоровья есть цена, значит, она должна быть заложена в себестоимость алюминия. Тогда за потраченное здоровье надо платить из прибыли. Все как раньше - люди гибнут за металл. Только раньше, говорят здесь, за это квартиры давали. Теперь, выходит, бесплатно.

Это был сюжет РТР, подготовленный А. КОНДРАШОВЫМ (с незначительными сокращениями). А мы, редакция "Берегини", написали Андрею Козловичу письмо и спросили о самом главном, на наш взгляд: а как же люди в Надвоицах? Что меняется в их жизни? Поможет ли им "мода на экологию"? Он ответил нам: "Реакция в Надвоицах на передачу очень положительная, людей наконец «прорвало». Завод с перепугу выплатил всем премии в 50% зарплаты и обещал дать горячую воду (на лето ее отключили). Люди за это благодарны нам и говорят об этом прямо. С письмом судье не спешите. А.В. Яблоков предложил подготовить обращение от всех нас и собрать в ENWL подписи, а потом послать. Так, наверное, и сделаем. Надеюсь, после праздников оно появится в ENWL. Искренне ваш Андрей".





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность