Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Цена энергии

Основные контуры будущей стратегии экоНПО по решению экологических проблем ТЭК

Уважаемые коллеги, хотелось подвести промежуточные итоги наших обращений в Правительство РФ об Энергетической стратегии РФ и IV cъезду нефтепромышленников РФ по поводу экологических проблем ТЭК. Во-первых, пока мы не получили официальных ответов, но анализ публикаций и последняя версия Энергетической стратегии РФ (ЭС - в дальнейшем), появившаяся 22 мая на сайте Минэнерго, позволяет предположить некоторые наметившиеся позитивные подвижки. А именно, по сравнению с первоначальным вариантом ЭС от 30.10.02 в последний вариант ЭС от 22.05.03 был добавлен критический сценарий развития, предполагающий падение мировых цен на нефть в длительной перспективе, добавлен также пункт о важности госэкспертизы проектов. Во-вторых, небольшое рабочее совещание НПО в Иркутске, проведенное 5-6 июня 2003г. по инициативе региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна»(БЭВ)(см. ее пресс-релиз), показало,что в рядах экоНПО растет понимание: проблема строительства трубопроводов является частью проблем топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и требует скоординированных действий экоНПО России в длительной перспективе, т.е. выработки своей стратегии действий, где необходимо использовать весь накопившийся опыт разнообразного инструментария воздействия на ситуацию (от радикальных акций до стратегической экологической оценки). Ниже вы найдете контуры нашей будущей стратегии. Хотелось бы получить от вас помимо откликов на проект стратегии также информацию, которая позволила бы выявить круг организаций и специалистов, которые хотели бы принять участие в ближайших действиях по организации общественного обсуждения и общественной экологической экспертизы упоминаемых документов по реализации ЭС.

                                                                                                    Сергей ШАПХАЕВ.

Координационный Совет по трубопроводам Сосновской коалиции НПО, Общественная организация «Бурятское региональное объединение по Байкалу». Почтовый адрес: 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 «А». Тел./факс: (301-2) 21-02-88. Эл. почта: shap@esstu.ru Адрес в Интернете: http://bro.snow.eastsib.ru www.roll-baikal.ru

Несмотря на чрезмерную политизированность Энергетической стратегии (ЭС), в ЭС заложен достаточно позитивный потенциал для участия в работе экоНПО на стадиях реализации ЭС , который позволяет общественности влиять на процесс корректировки и реализации ЭС.

Констатирующая часть

В настоящее время Россия - сырьевая страна (40% доходной части бюджета покрывается за счет экспорта нефти и газа).

- Падение цен на нефть - это длительная тенденция ближайших 10-20 лет, обусловленная системным кризисом мировой экономики. После 2020 г. возможен устойчивый рост цен на нефть в связи с истощением общемировых запасов нефти. Те страны, которые сохранят свой природный капитал, окажутся в более выгодном положении. Возможен и другой вариант - освоение эффективных альтернатив нефти, в связи с чем ее цена будет падать и дальше.

- Планы ускоренного строительства АЭС в европейской части России входят в противоречие с сырьевой необеспеченностью - добыча урана в России покрывает чуть более половины его потребления, крупных месторождений, которые могли бы быть вовлечены в отработку в ближайшее время, нет. В то же время увеличение доли возобновляемых источников энергии может перекрыть увеличение производства электроэнергии за счет атомной энергетики. С учетом того, что проблема утилизации ядерных отходов не решена в принципе, дальнейшее развитие атомной энергетики становится бесперспективным.

Рекомендательная часть

Cпособствовать переходу от топливно-сырьевой к инновационной модели развития ТЭК в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, что создаст необходимые условия для снижения антропогенной нагрузки на природу и обеспечения достойного уровня жизни населения.

Для этого необходимо:

- Для минимизации отрицательных последствий глобального экономического кризиса для РФ ориентироваться при среднесрочном и долгосрочном планировании на самодостаточность экономики РФ и внутренние резервы страны, поэтапное уменьшение зависимости от экспорта сырья (невозобновляемого в первую очередь), на увеличение глубокой переработки сырья вместо его поставок на экспорт, интеграцию с Западом в информационной сфере (плюсы глобализации).

- Учитывать взаимосвязи общемировых тенденций развития рынков возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в долгосрочной перспективе (рост дефицита пресной воды, сокращение почвенного покрова и лесов, рекреационных ресурсов, запасов нефти и газа).

- Учитывать мультипликативный отрицательный эффект дальнейшего наращивания экспорта сырой нефти и газа в ближайшие 5-7 лет путем расширения строительства новых магистральных трубопроводов для нефтегазоперерабатывающей отрасли и других смежных отраслей экономики, усугубления и без того кризисной ситуации по обеспечению экологической безопасности функционирования существующих магистральных трубопроводов.

- Увеличить доли нефтехимической продукции на основе переработки углеводородного сырья и доли нефтепродуктов в экспорте по сравнению с поставками сырой нефти.

- Вести более интенсивную и полную выработку углеводородного сырья на уже освоенных месторождениях.

- Повысить эффективность и использовать максимально существующий потенциал транспортной инфраструктуры (железные дороги, магистральные трубопроводы), уделяя основное внимание повышению ее надежности и эффективности эксплуатации. Например, альтернативой строительства нефтепроводов в восточном направлении является использование БАМа по первоначальному замыслу - как нефтевозной дороги с мощностью в 25 млн т нефти в год. В связи с этим встает вопрос завершения строительства БАМа и реконструкции железнодорожных веток Улан-Удэ - Наушки, Чита - Забайкальск, Уссурийск - Гродеково (электрификация и вторая нитка рельсов).

- Более полно использовать кооперацию разных видов энергетических ресурсов с учетом географии и сложившейся системы размещения производительных сил (пример Байкальского региона, где на севере колоссальная концентрация самых дешевых гидроэнергетических ресурсов, крупных нефтеперерабатывающих и алюминиевых комплексов, а на юге - крупнейшая на планете природная фабрика по производству чистой пресной воды).

Ближайшие действия

Учитывая, что ЭС определяет только приоритетные направления развития ТЭК и по своему смыслу не является директивным нормативным документом прямого действия, на последующих этапах реализации ЭС, зафиксированных в "Плане действий по реализации Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года", экоНПО могут принять активное участие в разработке и обсуждении (стратегической экологической оценке) последующих документов, таких, например, как " Комплексная программа развития экспорта российских нефти и нефтепродуктов", "Программа освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны АТР". Причем законодательным основанием такого участия НПО является тот факт, что подобные Программы в соответствии со статьей 11 федерального закона "Об экологической экспертизе" являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня и должны содержать раздел ОВОС, который в свою очередь должен проходить процедуру общественного обсуждения.

НПО могут также участвовать в систематизации положений действующего законодательства в сфере энергетики, подготовке и принятии ряда базовых законов с учетом экологических приоритетов Экологической доктрины РФ (новой редакции закона "О недрах", "О теплоснабжении", "Об энергетической безопасности Российской Федерации", "О федеральных энергетических системах", "О нефти и газе" и др.); использовать другие механизмы, заложенные в ЭС и Экологической доктрине РФ.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность