Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Клятва Гиппократа

Центр добра

Если ваш ребенок идет в первый класс, выбирайте самую добрую, а не самую знающую учительницу.

Такой совет я услышала в нижегородском консультативно-диагностическом Центре охраны психического здоровья детей и подростков. Не секрет, что состояние психического здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Главный врач Центра, доктор медицинских наук профессор Татьяна Николаевна Дмитриева рассказала мне, что по данным эпидемиологических исследований от 5 до 20% детей имеют психические расстройства. Согласно официальной статистике выявляемость первично заболевших психическими расстройствами за последние 10 лет выросла у детей в 1,5 раза, у подростков - в 2 раза. Причем большую часть этих заболеваний (70 - 80%) составляют непсихотические расстройства, т. е. не тяжелая психическая патология, а пограничные состояния - невротические расстройства, связанные со стрессами, нарушения адаптации к изменившейся среде, задержки в развитии, поведенческие проблемы детей.

С чем связан рост подобных заболеваний? По мнению заведующей консультативно-диагностическим отделением Центра, кандидата медицинских наук Инессы Васильевны Дмитриевой, причина многочисленных болезней взрослых и детей в том, что страна уже много лет живет в состоянии хронического стресса. Психические расстройства связаны, как правило, с причинами социального порядка: безработицей родителей, материальными трудностями в семье, алкоголизмом и наркоманией, вызывающими насилие и жестокое обращение с детьми, напряженным социальным фоном, когда экраны телевизоров постоянно демонстрируют сцены насилия, теракты, страдания и гибель людей. Все это, конечно, действует на детскую психику.

Причем сегодня специалистам приходится говорить не только о физическом, но и о психологическом насилии над детьми. Существует даже термин «синдром педагогического насилия», или так называемые «дидактогении» - расстройства, вызванные неправильным обращением педагогов с учащимися. Педагоги, как известно, тоже живые люди, несущие на себе бремя разнообразных проблем и не всегда могущие с ними справиться... В истории центра несколько случаев, когда после неадекватного наказания педагога ребенок получал психическую травму и надолго попадал в больницу. Как вам пример, когда учительница начальной школы рисует забывшему дневник ребенку жирный кол на лбу, ставит перед классом на весь урок и говорит: «Ты меня на всю жизнь запомнишь!»? Участилось в последнее время и число детских суицидов. По России в целом за последние 12 лет количество таких случаев выросло почти в два раза.

Не последнюю роль в состоянии психического здоровья детей играют и экологические проблемы. В Центре я узнала, что многие био- и пищевые добавки, которыми порой не в меру увлекаются родители и детские учреждения, оказывают негативное влияние на психическое состояние ребенка - вызывают двигательную расторможенность и гиперактивность, немотивированные вспышки гнева. Негативное влияние оказывает и непомерное увлечение компьютерными играми - особенно жестокими - и в первую очередь на тех подростков, у кого уже имеются те или иные расстройства поведения. По данным американских ученых занятия такими играми приводят к нарушению в передаче импульсов между нервными клетками и соответственно замедлению работы мозга. Такие дети реально не осознают, к каким последствиям могут приводить жестокие поступки. Рост агрессии у детей отмечают сегодня и педагоги, и психологи.

Весь этот комплекс причин и вызвал необходимость создания специализированного Центра охраны психического здоровья детей и подростков. По словам Татьяны Николаевны Дмитриевой, до последнего времени психиатрическая служба в стране была ориентирована на помощь больным с тяжелыми психическими расстройствами, резко выраженной патологией, и дети с пограничными состояниями фактически оставались без должной помощи.

Центр был создан в 1999 году по инициативе Т. Н. Дмитриевой при поддержке департамента здравоохранения Нижнего Новгорода и за годы работы доказал свою необходимость и востребованность. Число первичных обращений нарастало год от года: за первые полгода в Центр обратилось 628 человек, в 2000 году - уже 1620. В 2001 году зарегистрировано 2098 первичных обращений, в 2002 - 2111. Причем приходят не только горожане, приезжают из области, из других городов. Обратившись в первый раз и встретив понимание и поддержку, приходят снова, чтобы пройти курс лечения или реабилитации. Благоприятная особенность центра в том, что он помогает преодолеть застарелую предубежденность наших людей в отношении психиатрии, боязнь психиатрической помощи и ее последствий. Само название «Центр охраны психического здоровья» и возможность обратиться здесь не только к психиатрам, но и другим специалистам вызывает у родителей доверие и убирает страхи. В этом году здесь зарегистрировано 20 тысяч 777 посещений.

Работа врачей Центра приносит реальную помощь. Многим из его пациентов, испытывавших большие проблемы в общении, тревожность, застенчивость, страхи, здесь помогли и теперь они вполне успешно строят свой жизненный и профессиональный путь: поступают в престижные вузы (даже в институт кинематографии), находят себя в модельном бизнесе, становятся ведущими телепередач...

Основной принцип деятельности Центра - полипрофессиональный, командный, т.е. с одним пациентом работают специалисты разного профиля. В Центре есть детский психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, который имеет специализацию по нейропсихологии и занимается коррекцией нарушенных навыков, невролог, эндокринолог, педиатр, логопед. Есть тут специалисты по функциональной диагностике, проводятся электрофизиологические исследования, электроэнцефалография, УЗИ-диагностика, есть дневной стационар - то есть все обратившиеся получают многопрофильную комплексную помощь. Необходимость комплексного подхода продиктована тем, что причины пограничных психических расстройств могут быть самыми разными - от органических повреждений головного мозга, требующих медикаментозной терапии, до психогенных средовых факторов, вызывающих необходимость психотерапевтической коррекции. (В этих случаях психотерапевт работает не только с ребенком, но и с его семьей). Наличие специалистов разного профиля помогает поставить правильный диагноз и назначить адекватное лечение.

Каждого пришедшего в Центр ребенка уже в гардеробе и регистратуре встречают добрые и ласковые люди. Психотерапия начинается с вешалки, то есть сама атмосфера этого здания разительно отличается от той негативной среды, которая часто становится причиной стрессов ребенка. Дети испытывают постоянное, доброжелательное внимание взрослых, их искренний интерес. Стены центра украшены детскими рисунками, яркими игрушками, созданными руками ребят из разноцветной пластиковой тары. И дети, и родители любят изучать висящую на стене большую красочную карту мира, которая рассказывает, где живут разные птицы и звери и какие главные события происходили в той или иной стране. На прием каждого ребенка отведено достаточно много времени - до часа. И эти неспешные беседы с врачом-психотерапевтом или психологом, доброе внимание, дефицит которого испытывают эти дети, оказывают весьма благоприятное воздействие на их психику. Недаром психотерапию называют «лечением души душой». Кроме того, маленькие пациенты, переживающие трудности в контактах с окружающими, находят здесь общение, находят друзей и в центр приходят с удовольствием, уже ждут дня посещений. «Идем к бабе Васильевне», - говорят они о занятиях с Инессой Васильевной Дмитриевой - и то, что воспринимают ее как добрую бабушку, родного человека, которому можно довериться, говорит о многом. В арсенале психотерапевтических методов лечения индивидуальная, групповая и игровая терапия (когда с ребятами играют в самые разнообразные развивающие игры), неформальное дружеское общение, совместное чаепитие. И в это время незаметно, исподволь идет работа врача - выявляется и уменьшается агрессия ребенка, направляется его развитие.

Папы и мамы, бабушки и дедушки присутствуют на этих занятиях, «воспитываются», учатся правильным подходам к ребенку, правильному общению с ним. Во-первых, многие родители, пережившие стресс в результате педагогического насилия над их ребенком, сами нуждаются в психотерапии. Во-вторых, не секрет, что во многих семьях, ориентированных на конкурентное будущее, ребенок оказывается донельзя перегруженным. Его, как правило, отдают в престижную школу с повышенной учебной нагрузкой, заставляют посещать сразу несколько секций и дополнительных занятий. У него практически нет свободного времени, нет возможности играть и гулять, он беспрерывно учится и, как следствие, - вегето-сосудистая дистония, неврозы, навязчивость, тревожность... Компьютеры, которые, как правило, есть в таких семьях, становятся еще одним фактором нагрузки и причиной расстройств в поведении детей. Они уходят в этот виртуальный мир, начинают хуже учиться, у них появляются эмоциональные нарушения, затрудняются контакты с другими детьми, с реальным миром. «Компьютерная зависимость» сродни наркотической, и бороться с ней нелегко.

Одним из средств такой борьбы становится творчество. Врачи пытаются найти для ребенка другой интерес, другую доминанту. Есть в их арсенале такой вид лечения, как «терапия творческим самовыражением». Ребята с помощью докторов-психологов рисуют, лепят, конструируют. Здесь есть кукольный театр, в котором дети не просто ставят спектакли, но и сами пишут пьесы. Причем в этих сочиненных сказках они отражают собственные страхи и беспокоящие их проблемы, и эти проблемы в процессе их описания, а потом и проигрывания как бы «израбатываются», изживаются. Такую же роль играет рисунок. Изобразит ребенок свой страх в виде какого-нибудь чудища, назовет его соответственно и как бы переносит его на бумагу, «вынимает» из души. Страх уходит. Маленькие пациенты Центра рисуют убийства, ядерные взрывы, горящие дома. Мне показали рисунок девочки под названием «Мой теплый дом». Видимо, дом этот совсем не теплый и, скорее всего, в нем страшно и неприютно, потому что изображал рисунок какие-то огненные сполохи, черные клубы дыма и напоминал то ли взрыв, то ли извержение вулкана. Творчество помогает ребенку избавиться от подобных переживаний.

Опыт нижегородцев весьма заинтересовал коллег из Германии. Они проводят в Нижнем семинары, помогают Центру оборудованием, игрушками. Кстати, в России аналогов нижегородскому Центру охраны психического здоровья детей и подростков практически нет. Те немногие, что существуют в некоторых городах, имеют педагогический уклон, но силами одних педагогов и психологов решить проблему невозможно. По мнению специалистов Центра, психическое здоровье - проблема прежде всего медицинская. Корни многих детских психических расстройств лежат еще во внутриутробном периоде развития. Сейчас очень трудно встретить спокойную и уверенную в завтрашнем дне будущую мать. Многие пациенты центра родились маленькими и слабыми, отставали в развитии, поскольку их мамы просто недоедали в период беременности или находились в состоянии хронического стресса.

Органические нарушения, которые стали следствием неблагоприятной беременности и родов, последствия интоксикации или инфекции, перенесенной в раннем послеродовом периоде, без медицинской помощи и без медикаментозных средств не устранить. Хотя врачи Центра стараются свести медикаментозное лечение к минимуму, выбирают препараты мягкого действия - гомеопатические, фитопрепараты... Кстати, сюда приносят совсем маленьких детей - даже до года, если родители замечают какие-то отклонения в их развитии. И чем раньше это будет сделано, тем лучше. Специалисты Центра освоили микропсихиатрию, способны оказать помощь даже в таком раннем периоде, и мамы передают информацию об этом друг другу.

Центр охраны психического здоровья детей и подростков планирует открыть филиалы в других районах города, вести превентивную психопрофилактическую работу с подростками - и, судя по всему, подобного рода деятельность жизненно необходима нашему обществу и будет им востребована.


Альбина Ближенская.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность