Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Капелька и Искорка

«Энергия детства» - так назывался первый в России опыт системного энергетического образования детей дошкольного возраста. Он был проведен в детском саду № 75 Октябрьского района г. Екатеринбурга региональной общественной организацией «Уральский экологический союз» при поддержке Института содействия общественным инициативам (ИСАР-Москва).

Решение очень многих экологических вопросов - не столько вопрос технологий, сколько вопрос культуры и сознания. Многочисленные федеральные и региональные целевые энергетические программы не достигают должного результата из-за так называемого «человеческого фактора». Можно оснастить все помещения энергоэффективными электрическими лампами, но если они будут гореть независимо от надобности день и ночь - это мало изменит энергетическую ситуацию. Наиболее эффективными программы по энергосбережению могут стать только при нормальном функционировании всей цепочки «энергетического» просвещения: детский сад - школа - институт - рабочее место...

Инициаторы проекта недаром решили организовать энергетические занятия именно для дошкольников. В сегодняшних экологических программах этот возраст «белое пятно», в то время как именно в раннем детстве у человека закладываются основные мотивы поведения и привычки. Кроме того, с одной стороны, малыши являются трансляторами мировоззрения родителей, с другой стороны, дети способны воздействовать на переосмысление представлений родителей...

Самым сложным было составить программу и разработать методику. Понятие «энергия» расшифрует, наверное, даже не всякий взрослый, а попробуйте рассказать, что такое энергия, откуда она берется, шестилетнему ребенку без заумных терминов и технологических цепочек. Малыши - это та аудитория, которая просто из уважения не будет делать вид, что им интересно - они начинают вертеться, отвлекаться, просто засыпать. Поэтому для создания программы мы привлекли специалистов-практиков, которые работают с детьми.

Дети не воспринимают чужих выводов, они все постигают через собственный опыт. И для своих занятий мы избрали игровую форму, придумали персонажей Капельку и Искорку, которые вместе с детьми через игру, эксперименты и опыты приходили к осмыслению таких серьезных терминов, как «энергия», «источники энергии», «возобновляемые и невозобновляемые источники энергии», и делали эти понятия реальными и жизненными. Вместе с Капелькой и Искоркой (а их играли методист экологического отделения объединения «Дворец молодежи» Людмила Кшнясева и студентка Уральского педагогического университета Мария Глебова), дети выбирали из разных способов бытовой жизнедеятельности самые экономные. Мы пытались объяснить им простую истину: беречь энергию - это не значит сидеть при свечах, это значит быть более внимательными к своей деятельности и выработать у себя некоторые полезные привычки.

Параллельно с детскими занятиями экологи провели анкетирование родителей, чтобы составить представление об уровне понимания темы энергосбережения взрослыми жителями Екатеринбурга. Результаты опроса показали, что большинство опрошенных взрослых в принципе осознают необходимость энергосбережения, но из источников энергии экономят только электричество (то есть только то, за что надо непосредственно платить). Мотивов к экономии воды и тепла сегодня практически нет: нет средства измерения потребления и возможности его регулировать. К примеру, если в Екатеринбурге повысить цену на тепло в 10 раз, то квартиросъемщик никак не сможет отреагировать - плата взимается все равно пропорционально площади квартиры. Семья могла бы потреблять меньше горячей воды, но у нее нет счетчика. Правда, многие опрошенные в анкетах написали, что все равно стараются экономить и тепло, и воду, но реального эффекта от этого они не ощущают...

Опробованную в детском саду № 75 программу ее создатели планируют предложить для массового внедрения в системе образования Екатеринбурга и Свердловской области как пример активных форм экологического просвещения в области энергосбережения. Заявки на созданную в Екатеринбурге методику приходят и из других городов России.


Ольга ПОДОСЕНОВА,
пресс-секретарь Уральского экологического союза.
Екатеринбург, ул. Мира, 23, к. 305,
тел. (3432) 74-82-40.
e-mail: eco@ural.ru

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность