О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Охранная грамотаЗабайкальской тайге необходима государственная поддержкаИрина ГЛАЗЫРИНА, директор Забайкальского центра эколого-экономических исследований и программ, председатель Читинского регионального отделения партии «ЯБЛОКО»:- Я считаю, что для сохранения и эффективного использования лесных ресурсов Читинской области необходима государственная поддержка. Экономика этой отрасли сегодня находится в плачевном состоянии. Необходимо дальнейшее улучшение механизма государственного управления ЛПК. Да, у нас есть Закон «Об инвестиционной деятельности», в принципе, хороший закон, но, к сожалению, он носит чисто технический характер. В нем никак не прописаны региональные приоритеты. С точки зрения этого закона, государственная региональная власть может поддерживать как развитие высокотехнологичных перерабатывающих производств, так и экспорт круглого леса. По-моему, последнее нужно просто запретить. Теперь по поводу рубок леса. Это - целый спектр вопросов. Во-первых, давно пора подумать о системе контроля на базе современных информационных технологий. Перечень документов, необходимых для прохождения таможенного досмотра, не должен зависеть от настроения таможенника. Захотел - проверил лесобилет, не захотел - не проверил. Нужна система, позволяющая перекрестные проверки документов. На Западе такие стандартные многопрофильные контролирующие системы очень распространены. Что-то можно начать делать на местном уровне, выйти с инициативой на федеральный уровень, многое можно сделать в рамках Сибирского соглашения. Определенную неудовлетворенность вызывает деятельность органов внутренних дел. Проблема воровства леса - одна из важнейших региональных проблем. По идее, ОВД должны работать, исходя из региональных приоритетов. Ведь в областном бюджете на их содержание заложено более 300 млн рублей. Еще одна напасть - массовое занижение цен экспортных контрактов. Это делается коммерсантами-экспортерами леса для снижения налоговых и таможенных платежей, что приносит огромные убытки бюджету, угрожает экономической безопасности России. Чтобы поймать за руку недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, нужны следственные действия. И здесь эффективно могли бы работать органы Федеральной службы безопасности. Надеюсь, что они все же найдут взаимопонимание с местными властями и активизируют свои совместные усилия. Один из наиболее эффективных шагов, который можно было бы сделать, зависит от доброй воли федеральных властей. Это лицензирование лесного экспорта. И, конечно, делая этот шаг, необходимо предусмотреть систему контроля на базе информационных систем. Иначе можно получить еще один коррупционный механизм. Важным шагом в сохранении лесных экосистем могли бы стать развитие их рекреационного использования и туризм. Эти виды деятельности позволяют получать доход как раз при условии сохранения уникальной забайкальской тайги. Тем не менее даже принятый Закон «О туризме» не упоминает о такой возможности. Другой момент - отсутствие необходимой инфраструктуры. Местные власти могли бы способствовать развитию гостиничного бизнеса, сферы услуг, транспорта, связи. Это тоже помогло бы сохранению наших природных богатств. Сейчас мы разрабатываем закон «Об охраняемых природных территориях Читинской области», с инициативой принятия которого выступило Управление ТЭК и природных ресурсов Администрации области. В этом законе предполагается дать особый охраняемый статус многим лесным территориям - вокруг городов и поселков, в курортных зонах и т.д. Надеюсь, что это позволит сохранить хотя бы то, что еще осталось. В период активного экономического роста часть общества склонна сквозь пальцы смотреть на сопровождающее этот рост увеличение нагрузки на окружающую среду, считая это естественной платой за возрастающее благосостояние. Можно с уверенностью утверждать, что с конца 1998 г. в лесном секторе экономики Читинской области наблюдается устойчивый рост, который находит отражение, в частности, в резком увеличении экспортных поставок. Можно было бы ожидать и существенного роста бюджетных доходов от лесных податей - ведь основой для лесной промышленности являются лесные ресурсы, находящиеся в государственной собственности. Однако этого не происходит. Основных причин - две. Во-первых, минимальные ставки лесных податей, устанавливаемые Правительством РФ, чрезвычайно низки. Во-вторых, значительная доля лесопользования находится в теневом секторе. Официально считается, что доля нелегальных рубок составляет около 50% от легальных. Судя по экспортным потокам, она, вероятно, гораздо выше. Но главная опасность нелегальных рубок состоит в их негативных экологических последствиях. Они производятся без соблюдения каких-либо природоохранных норм и правил, нередко в водоохранных зонах, на экологически чувствительных участках и местах обитания ценных видов животных и растений и т.д. Хаотический характер этих рубок приводит к фрагментации лесных экосистем и, тем самым, возможной утрате их экологических, водорегулирующих и других важных функций. Можно сказать, что экологический ущерб в расчете на каждый кубометр «нелегальной» древесины, по меньшей мере, на порядок выше, чем легальной. Косвенным свидетельством больших объемов теневого лесопользования является тот факт, что доля переработанной древесины в экспорте остается низкой, хотя в долгосрочном плане рентабельность таких поставок гораздо выше. Но теневая экономика всегда ориентирована на получение краткосрочных выгод, и никогда - на долгосрочную экологически ответственную деятельность. Поэтому главной задачей в охране лесных экосистем Читинской области следует считать снижение доли теневого лесопользования. Поскольку основным мотивом для него является высокая рентабельность экспорта древесины, наиболее эффективной мерой может стать процедура идентификации легальности/нелегальности заготавливаемой древесины при экспортных поставках.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |