Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Наша альтернатива

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 Г.

Председателю

Правительства РФ

Касьянову М.М.

Уважаемый Михаил Михайлович!

Учитывая высокую общественную значимость рассматриваемого документа (проект от 30.10.02), мы обращаемся к Вам с предложениями как по совершенствованию процедуры принятия подобных документов с участием заинтересованной общественности, так и по содержанию отдельных положений Энергетической стратегии России в основном в части развития нефтегазового комплекса.

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ

Обсуждаемый документ имеет ряд несомненных достоинств в оценках потенциала энергетического сектора, анализе существующих проблем и тенденций развития, формировании приоритетов и отдельных положений государственной политики в этой сфере. Особенно хочется выделить те положения, которые согласуются с основными положениями Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. *(№ 1225-р, г. Москва) и разработанной при активном участии неправительственных организаций (НПО) РФ.

Так, в числе основных факторов, сдерживающих развитие комплекса, перечислены: «- Отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, очень низка... - Несмотря на произошедшее снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким и его доля сохраняется примерно на сложившемся уровне. ...Высокая зависимость нефтегазового сектора и угольной промышленности России и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка».

В числе приоритетных задач Энергетической стратегии перечисляются «снижение влияния внешних факторов риска; поддержание экспортного потенциала страны за счет повышения конкурентоспособности продукции ТЭК на внешних рынках и увеличения объемов поставок продукции перерабатывающих отраслей».

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются, в частности:

- «экологическая безопасность (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);

- предотвращение энергорасточительства, рациональное потребление как топливно-энергетических ресурсов в целом, так и органических ресурсов топлива;

- создание экономических условий, обеспечивающих приоритетность внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализация структуры экспорта».

Внешняя энергетическая политика, энергетическая дипломатия и международная деятельность призваны обеспечить: - «сохранение энергетической безопасности страны, укрепление позиций России на мировых энергорынках, максимально эффективную реализацию экспортных возможностей отечественного ТЭК.

Исходя из этих целей, Энергетическая стратегия предусматривает: стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышения объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости; диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов, расширения географии присутствия российских компаний на международных рынках при обеспечении экономической целесообразности такого расширения».

НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ

Гораздо меньше, на наш взгляд, удались те разделы, где обсуждаются меры, механизмы и конкретные показатели развития ТЭК. Зачастую они входят в противоречие с провозглашенными принципами Энергетической стратегии и базируются на спорных прогнозных оценках. Так на стр. 61 в качестве одной из стратегических целей развития нефтяной промышленности декларируется «расширение экспорта нефти в период до 2010 г.» при одновременном снижении или стагнации экспорта нефтепродуктов (прил. 1), что явно противоречит выше перечисленным положениям Энергетической стратегии. В качестве обоснования такого экстенсивного подхода в развитии нефтяного комплекса выдвигается весьма спорное утверждение о наличии «тенденции роста спроса и добычи нефти в период до 2020 г. в мире с темпом 1,5-1,6 % в год» (стр. 60). В то время как по оценкам отечественных и зарубежных экспертов тенденция к устойчивому спаду спроса и цен на нефть, наметившаяся в настоящее время, является долговременной и обусловлена кризисом глобальной экономики. Также малооправданным представляется курс на развитие атомной энергетики в Европейской части России при отсутствии запасов необходимого количества уранового сырья и по соображениям экологической безопасности. В этой связи вызывает большое удивление появление в документе стратегического характера, каковым является проект «Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», в разделе «Транспортная инфраструктура» (стр.83) конкретных мероприятий по реализации стратегии в виде расширения и строительства новых магистральных трубопроводов экспортного предназначения. [...]

Пока же проведенная общественная экспертиза проектов строительства нефтепроводов «Россия-Китай» и «Ангарск-Приморье» показали их экономическую несостоятельность и высокую экологическую опасность для уникальных природных экосистем, таких как озеро Байкал, Морской заповедник в Приморье и др. Государственная экологическая экспертиза этих проектов еще не завершена.

В связи с вышесказанным предлагается:

1. Рассмотреть в рамках «Основных положений энергетической стратегии России» альтернативный вариант развития ТЭК на основе оценочного прогноза развития конъюнктуры мирового рынка нефти с тенденцией устойчивого спада спроса и цен на нефть в период до 2020 г. С этой целью создать рабочую группу с участием заинтересованных представителей НПО РФ, Минэкономразвития, Минэнерго и других министерств и ведомств РФ на основе распоряжения Правительства РФ от 7 марта 2002 г. № 278-р, г. Москва.

2. Исключить из текста проекта «Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 г.» в разделе «Трубопроводный транспорт» на стр.83-84 перечень конкретных мероприятий по расширению и строительству новых магистральных трубопроводов, имея в виду, что этот вопрос после соответствующей проработки с участием заинтересованной общественности будет рассмотрен на последующих стадиях Плана действий по реализации энергетической стратегии России.

3. В рамках созданной рабочей группы в соответствии с пунктом 1 рассмотреть дополнительные экономические и финансовые механизмы по формированию и применению налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки и обеспечение экологической безопасности (введение системы рентных платежей, включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг) и др.).

4. В обсуждаемом документе необходимо конкретизировать в заключительных разделах:

- повышение внимания к энергосбережению, альтернативной энергетике;

- более интенсивные добычу углеводородного сырья на уже освоенных месторождениях и повышение эффективности использования существующих транспортных коммуникаций, в первую очередь железнодорожного транспорта.

5. В стратегии должен быть четко зафиксирован отказ от курса на развитие атомной энергетики.


От Сосновской коалиции НПО Сибири и Дальнего Востока:
С. Г. ШАПХАЕВ, директор Бурятского регионального отделения
по Байкалу, Улан-Удэ,
shap@vsgtu.eastsib.ru
А.В. СЕМЕНОВ, председатель Совета
Межрегиональной общественной благотворительной организации
Дальневосточный Ресурсный Центр ИСАР.
Владивосток. isarrfe@vlad.ru

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность