О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Путь к детямМного чудес и любвиВот и опять пришла Бианковская неделя в Великий Новгород. Что она принесла нашим читателям? Чему научила? Перебираю сочинения старшеклассников, написанные после «Уроков Бианки» и знакомства с творчеством замечательного писателя-эколога, природоведа и природолюба. Ребята прочли и обсудили рассказы «Нелюди», «Волк и капкан», «Страна зверей», «Бун» и другие. Тему для сочинений мы предложили такую: «Жизнь для того и существует, чтобы о ней рассказать» (В. Бианки). Но ребята сами определяют для себя варианты темы и пишут сочинения под заголовком «Жизнь бессмертна и прекрасна несмотря ни на что», «Подарок природы», «Человек - хозяин?», «Страшно, о страшно жить в этом мире, где нет ни любви, ни простой радости», «Красота - закон жизни»... Вот отрывки из их сочинений: «Имеет ли право человек перестраивать природу? Я думаю, мы должны аккуратнее относиться к окружающей нас среде, обдумывать каждый свой шаг, свой поступок. Ведь разрушая живое, мы причиняем вред не только природе, но и себе. ...В этом мире много чудес и любви. Огромное счастье видеть небо, слышать пение птиц, чувствовать запах цветов. А если сегодня тяжело, не отчаивайся. Ведь жизнь прекрасна несмотря ни на что». (Л. Дерябина, гимназия №3, 10 «А»). «Да, человек хозяйничает в стране зверей жестоко, как волк, ворвавшийся в овечью закуту. Почему разумное существо человек так жестоко? Что с нами происходит, почему мы такие?... Мир можно спасти, а можно погубить - это зависит от того, готовы ли мы признать непреложность законов честности, порядочности, ответственности, надежности... Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить свои мысли». (Ж. Вострякова, школа № 24, 10 «А»). «Человек убивает живое не потому, что голоден, не потому что что-то угрожает его жизни, а просто так, не задумываясь о том, что уничтожает частичку жизни на Земле. Поэтому таких людей действительно можно назвать «нелюдями». (Н. Степанова, школа № 22, 11 «Б»). «Итак, кто же мы? Можем ли мы назвать себя именно человеком? Если каждый из нас задумается над этим вопросом, то, может быть, в нем проснется то настоящее чувство любви и жизни, которым должен обладать человек» (Н. Крупская, гимназия № 3, 10 «А»). Но не только десятиклассники задумались о смысле жизни и о роли человека в этой связи. Мальчик, ученик 6 класса, написал о своем открытии - о том, что он понял после того, как поймал бабочку и чуть не погубил ее. Он сказал о том, что мы не можем, не имеем права посягать на жизнь существа, как бы мало оно ни было, потому что оно, это существо, тоже имеет право на жизнь. И в этом заключалось его открытие мира. Читая эти сочинения, а потом слушая ответы ребят на круглом столе о том, например, какой знак поставить после слов: «Человек хозяин природы» - утвердительный или вопросительный, а также на другие вопросы, волнующие сейчас и детей, и взрослых, я понимаю, «Уроки Бианки», которые мы провели более чем в 80 школах города, усвоены. Конечно, сочинения ребят - это только часть нашей работы. Синичкины календари и Лесные газеты наших маленьких читателей, рассказы, сказки и стихи о природе, сочиненные ребятами, рефераты о друзьях Бианки Б.С. Житкове и других, миниконференции юных экологов и литературоведов, круглые столы, встречи с родственниками Виталия Бианки... И уроки добра продолжаются. Темы новых бесед: «Хорошо побыть в лесу, тишину послушать», «Наши удивительные соседи» (2-4 кл.), «Встань бедам всем наперерез и душу выпрями мне, лес» (5-7 кл.), «Палач природы, браконьер» (8-9 кл.). Надеемся, что опыт нашей работы по экологическому воспитанию детей пригодится другим, а они, в свою очередь, поделятся с нами своими находками и своим опытом работы. Привет тебе, «Берегиня», ведь ты стоишь на страже природы. Успехов тебе в твоем нелегком труде!
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |