Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

На этих уроках школьники грызут морковь и пишут диссертации

Фаина Николаевна Ежова - заслуженный учитель России, лауреат премии Н.Новгорода - ведет в школе учебный курс «За здоровый образ жизни». Сначала это были обычные уроки в школьном расписании, сейчас - индивидуально-групповые факультативные занятия со старшеклассниками.

По материалам курса и на основании 35-летнего опыта автора было издано учебное пособие, с которым не грех ознакомиться не только учителям, но и всем думающим о своем здоровье людям. Необходимость курса продиктована все ухудшающимся состоянием здоровья школьников. По данным руководителя отдела профилактики и реабилитации Нижегородского научно-исследовательского института детской гастроэнтерологии профессора Е.П. Усановой, в Н.Новгороде у 73 % детей выявлены те или иные отклонения и заболевания, причем у большинства из них отмечается от двух до пяти болезней. Не лучшая ситуация и в стране. Поэтому сегодня помимо мер, принимаемых медиками, педагогами и родителями, необходимы усилия самих ребят. Необходимо учить быть здоровыми, формировать культуру здоровья.

Согласно медицинским данным на первом месте по распространенности у детей желудочно-кишечные заболевания, на втором - заболевания опорно-двигательного аппарата. Этим темам в курсе «За здоровый образ жизни» отведено большое количество часов. Кроме того, конечно, говорится в нем и о влиянии на здоровье вредных привычек, о половом воспитании, проблеме СПИДа.

Опыт автора пособия интересен тем, что Фаина Николаевна не просто дает детям информацию. Она учит их делать правильные выводы, учит думать и принимать самостоятельные решения. Например, такой сложный и деликатный вопрос, как начало половой жизни, встающий перед девочками-старшеклассницами в тех случаях, когда их друзья на этом настаивают, Фаина Николаевна учит решать просто: «Ответьте себе на вопрос: ухудшает это состояние вашего здоровья или улучшает? Ухудшает. Значит, в этом и в других случаях состояние здоровья и должно быть для вас критерием поступка». Ребятам в некоторых случаях точно так же приходится решать вопрос: начинать или не начинать курить. Фаина Николаевна учит ребят понимать, что ответственность за собственное здоровье - элемент общей культуры человека.

Поскольку темы занятий весьма животрепещущие, форма их проведения, как правило, активна: диспуты, деловые игры, пресс-конференции, семинары, устные журналы... В роли ученых, журналистов на этих конференциях и диспутах выступают сами ребята. Конечно, для этого им приходится работать с книгами, подобранными Фаиной Николаевной, но насколько такая работа эффективнее пассивного слушания! Школьники самостоятельно разбираются в теме, сами делают правильные выводы и учатся применять их на практике. Об этом свидетельствуют и результаты тестовых заданий, которые по итогам темы проводит учитель. Тестовые задания разработаны самим педагогом (причем на Всероссийском конкурсе тестовых заданий они заняли второе место), и на «уроках здоровья» они заменили традиционные оценки.

Особую эффективность в деле формирования здорового образа жизни имеет исследовательская работа школьников. Начинается, к примеру, тема «Питание». Инициативная группа старшеклассников проводит анкетирование школьников по соблюдению режима питания, исследование и опрос учеников и их родителей на предмет хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Обнаруживается, что 30 % родителей старшеклассников страдают язвенной болезнью, болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки. Выявляется наследственная предрасположенность многих ребят к таким заболеваниям. Значит, особенно важно соблюдать режим питания.

- Сейчас будет большая перемена, вы пойдете в столовую? - спрашивает Фаина Николаевна у старшеклассников.

- Нет, - отвечают.

- Почему? Вы завтракали?

Тоже нет. Причин тому может быть много: не успевают перед школой, экономят деньги или их просто нет... Иногда ребята что-то берут с собой, но даже яблоко порой купить могут не все. Учитель предлагает простой выход:

- Поднимите руки, у кого есть сад?

Оказывается, у всех.

- Морковь на зиму заготовлена? Заготовлена. Грызите морковь. Это так полезно! Особенно сейчас, весной.

- Да что вы, Фаина Николаевна, над нами смеяться будут!

- Никто не будет смеяться!

На следующий урок учитель приносит ребятам морковь: «Кто будет?» «Мне! Мне! Мне!» Всю разобрали.

Изучив тему питания и причины, вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта, ребята начинают действовать сами, уговаривая, к примеру, родителей бросить курить. Есть у Фаины Николаевны и ученик, который сам решил расстаться с такой привычкой. При этом учитель предупреждает о неприятных изменениях в самочувствии, которые за этим последуют, рассказывает, что предпринять.

Не менее распространены у школьников заболевания опорно-двигательного аппарата. Случилось так, что семь бывших учеников Фаины Николаевны работают в научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии. Они пришли на уроки, обследовали состояние опорно-двигательной системы ребят. У 30 % школьников обнаружены различные нарушения осанки, сколиоз. Тем, у кого серьезные заболевания, рекомендовали лечение в институте или санатории, остальных обучили лечебной гимнастике.

На уроках здоровья уделяется внимание и экологии. Рассказывает, например, Фаина Николаевна о том, что картошку, выращенную в южных районах области, пострадавших от чернобыльского радиоактивного следа, надо чистить, срезая вместе с кожурой по 1,5 см. Объясняет, что при недостатке в воде и пище йода возникают заболевания щитовидной железы и какие надо принять меры, чтобы избежать этого. Школьники провели опрос учеников и жителей микрорайона Усиловский по поводу заболеваний щитовидной железы. Отмечено, что дети страдают этой патологией в 2,5 раза чаще, чем взрослые, что у многих есть наследственная предрасположенность к такого рода заболеванию. Значит, нужно избегать стрессовых ситуаций, в пору подготовки к экзаменам правильно настроить себя... Один из учеников Фаины Николаевны подготовил школьную диссертацию на тему «Экология и здоровье», проделав большую работу с данными родильных домов, и был принят без экзаменов в Нижегородскую медицинскую академию.

Данные исследований и опросов обязательно доводятся до сведения родителей и учителей. К примеру, в этом году первое место в списке недомоганий, названных учениками, заняла головная боль. Оказалось, что после некоторых уроков у детей начинает болеть голова. Об этом сразу же поставили в известность классных руководителей. Головная боль может быть следствием стрессов, начинающейся гипертонии или даже инфекционных заболеваний. Кстати, гипертония выявлена по данным опроса почти у 15 % школьников. На классных собраниях эти данные приводят родителям, объясняя, что их стремление максимально загрузить ребенка занятиями, желание обеспечить ему всестороннее развитие не всегда согласуется с возможностями и наклонностями самого ребенка, и в результате приводит к переутомлению, снижению физической и умственной работоспособности, возникновению хронических заболеваний.

Как видите, уроки здоровья нужны сегодня всем - и родителям, и детям.


Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность