Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Защищайся!

Надвоицы: хроника победы

Завод - наша гордость! И смерть...

Слова "и смерть" приписал от руки кто-то из местных жителей к официальной привычной "наглядной агитации".

«Берегиня» в предыдущие годы не раз писала о карельском поселке Надвоицы, пострадавшем в результате промышленной деятельности АО «Надвоицкий алюминиевый завод» (дальше - НАЗ). И вот в конце этого марта из карельского фонда молодежи и детства "Аристон" пришла новость, которую ждать, казалось, было безнадежно. Сегодня мы постараемся рассказать о долгой-долгой истории правового пробуждения жителей Надвоиц и кропотливой мужественной работе президента "Аристона" Андрея Козловича. Среди сюжетных линий этого российского экологического детектива выделим сначала главную.

В 1988 году в Надвоицах стали известны результаты исследований Всесоюзного НПО "Стоматология" Минздрава СССР: 93 % детей в поселке больны флюорозом. Цифры лишь подтвердили страшную правду - своих зубов у детей не будет. Поражены и костные ткани организма. Причина - переизбыток фторсодержащих соединений в питьевой воде: их ПДК тогда была превышена в 10 раз. В дальнейшем неоднократные экспертные исследования специалистов нескольких научных медицинских центров России выявили, что у детей и подростков Надвоиц статистически выше заболеваемость органов дыхания (пневмония, бронхиты, ангины, ОРЗ), пищеварения (гастриты), кровообращения (вегето-сосудистая дистония), мочеполовой системы (пиелонефриты). Но основным видом патологии все-таки является флюороз зубов 1-3 степени - заболевание, специфическое для алюминиевой промышленности. Сейчас в Надвоицах флюорозом поражено больше половины населения.

Одна из пострадавших семей - семья Кузиных, в которой флюорозом заболели трое детей, - в 1994 году при поддержке Фонда молодежи и детства «Аристон» предъявила иск НАЗу за вред, причиненный здоровью детей. Судебное разбирательство длилось долго. Через четыре года после подачи иска семью фактически вынудили забрать заявление из суда, устроив жестокое давление на ее главу Людмилу Кузину. Пообещав семье материальную помощь, от Людмилы потребовали не только забрать заявление из суда, но и отказаться от сотрудничества с Андреем Козловичем. Побоявшись остаться без средств к существованию, Кузина забрала исковое заявление, даже не предупредив об этом Андрея. Однако год спустя ей пришлось извиниться перед ним и вновь просить о помощи. Завод фактически обманул семью, не выполнив и половины обещанного - предоставления рабочих мест, помощи в ремонте квартиры и погашения задолженности по квартплате, помощи в лечении детей, материальной помощи в размере 15 тысяч рублей. Деньги семье выплатили, но ремонт квартиры не закончили. На работу взяли только старшего сына - и то с испытательным сроком, а условием продления трудового договора поставили отказ от иска. Начали лечить лишь одного Николая, но лечения не закончили. Его надо продолжить, а у семьи нет средств. По словам матери, дети чувствуют себя неважно. У всех болят зубы и, как следствие, желудки. У двоих сыновей - язва двенадцатиперстной кишки, у Николая - гастрит. Кроме того, ему были сделаны две операции. Кстати, Николай родился в год, когда выбросы завода были наибольшими, и, по мнению матери и лечащего врача, причины его болезненности лежат именно в сфере экологии.

После того, как А.Козлович нашел в Надвоицах еще одного истца, Елену Серегину, завод перестал выполнять взятые перед семьей Кузиных обязательства. Был подан новый иск. И сегодня можно говорить о том, что многолетние усилия не прошли даром.

27 марта 2003 года Сегежский федеральный городской суд удовлетворил иск Фонда «Аристон» в интересах Дмитрия Кузина, члена многодетной семьи Кузиных. Суд постановил взыскать с НАЗа 50 000 рублей в пользу истца за моральный вред, связанный с нанесением ущерба его здоровью. Ремарка: только на установку коронок, по оценкам стоматологов, Диме нужно не менее 100 000 рублей.

Реакция завода последовала незамедлительно.

Наезд.

Подробности

25 марта по электронным сетям зеленых разошлось тревожное сообщение: "Здравствуйте, коллеги! У меня чрезвычайные обстоятельства, вынужден обратиться за помощью в виде писем и телеграмм поддержки. Высылаю текст моего открытого письма руководству Карелии. Андрей КОЗЛОВИЧ".

Главе Республики Карелия

Катанандову Сергею Леонидовичу

Председателю Законодательного

Собрания Республики Карелия

Левину Николаю Ивановичу

Копии: сопредседателю Совета Международного Социально-экологического Союза, координатору Ассоциации «Зелёных» Карелии Рыбакову Дмитрию Сергеевичу, в телеконференцию ENWL

Уважаемые Сергей Леонидович и Николай Иванович!

Обращаюсь к Вам как к руководителям исполнительной и законодательной власти в Республике Карелия в связи со следующими чрезвычайными обстоятельствами. Возглавляемый мною Карельский региональный благотворительный фонд молодёжи и детства «Аристон» уже много лет ведёт работу по судебному преследованию предприятия - нарушителя природоохранного законодательства - Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ) от имени конкретных пострадавших граждан. В ходе этой работы уже немало сделано. В частности полностью юридически доказана вина НАЗа в массовом отравлении жителей Надвоиц фторосодержащими веществами, более того, в этом деянии прокуратурой Карелии официально признан состав преступления, чего в нашей стране не было со времен аварии на Чернобыльской АЭС. За все время работы Фонд «Аристон» сталкивается с бешеным противодействием со стороны администрации НАЗа, которая любой ценой стремится избежать ответственности (пока только гражданской) за экологическое преступление в Надвоицах, сплошь и рядом прибегает к самым грязным методам. В частности, уже были случаи, когда людям, предъявившим при посредстве Фонда «Аристон» экологические иски к НАЗу, угрожали заказным убийством - лично теперь уже бывший начальник службы безопасности НАЗа Курцев и бывший же зам. генерального директора НАЗа по правовым вопросам Максимов. Судебной властью в Сегеже этот вопрос тогда благополучно был спущен на тормозах. В результате же этого, мягко говоря, давления люди отказывались от исковых требований к заводу, и это длилось много лет.

Наконец, люди не отказались. 27 марта сего года (то есть через два дня) должен состояться судебный процесс по иску к НАЗу Кузина Дмитрия, члена многодетной семьи Кузиных, которая первой предъявила экологический иск к НАЗу в 1994 г. И Дима - а он молодой парень, ему на днях исполнилось 19 лет - не отказался. И вновь началась откровенная мерзость. Вначале, 18 марта, к Кузиным на квартиру пришел один из местных, как говорят в народе, «отморозков» Рудой Евгений, тоже молодой человек, возраст ориентировочно 22 года, воевавший в Чечне, и потребовал отказаться от иска и взять деньги «по-хорошему» - не то, как он сказал Диме, «я сам тебя убью тысяч за пятьдесят».

На следующий день он пришел за ответом. Но Дима слег с температурой, его не стали будить, а вместо него на лестницу вышла его мать Людмила Валерьевна Васильева, чтобы противостоять Рудому. В частности, заявила ему: «Меня убивай, я тоже подавала иск на завод». Рудой вначале смутился, потом заявил, что Дима ему нужен не из-за завода, а по другому вопросу, затем ушел, сделав на прощание неприличный жест. Больше он не появлялся. (Ксерокопии заявлений на мое имя Кузина Димы и его брата Хайкина Николая, иллюстрирующие ситуацию, прилагаю).

Вчера, 24 марта, к Кузиным зашел один из местных представителей криминалитета и предложил «выйти поговорить». Дима вышел. Его посадили в машину, отвезли на некоторое расстояние от дома, и в машине один из местных «авторитетов» (Кузины просили меня не называть его фамилии, поскольку у них нет свидетелей) вновь предложил ему отказаться от иска «по-хорошему». При этом «авторитет» был предельно вежлив. Он сказал, что ни он сам, ни его люди никого не тронут в семье Кузиных, но он не ручается за завод. Откуда знать, что завод попросту не наймет иногородних «отморозков» в той же Сегеже? Дальше он сказал: «Если они в масках ворвутся к вам в квартиру, то ведь руки-ноги повыдергивают». В случае же согласия он предложил свое посредство для улаживания конфликта с заводом - в частности, он сказал, что, на его взгляд, завод выделит Кузиным 15 000 рублей без разговоров.

Когда Дима вновь отказался, «братки» несколько рассердились, но все равно держали себя в рамках. Его отвезли домой и вновь вежливо сказали: «Мы тебя предупредили, а дальше уж решай сам».

Кузины, наконец, заняли мужественную позицию. Я только что вернулся со встречи с ними, они сказали мне: «От иска мы не откажемся, если же к нам ворвутся, мы будем защищать свой дом!»

Обращаю ваше внимание на то, что семья Кузиных многодетная и в доме три маленьких ребенка, включая двух грудных младенцев. В то же время сопротивление оказать они способны, поскольку в доме три мужчины. Со своей стороны также заявляю: если мне станет ясно, что нападение на Кузиных состоится, а правоохранительные органы будут бездействовать, то я и сам выеду в Надвоицы и тоже буду защищать их дом.

Естественно, прошу вас принять меры для обеспечения безопасности семьи Кузиных и наказания виновных в этом грязном шантаже. Сейчас я ввожу этот документ в Интернет и пишу заявление на имя городского прокурора, к которому приложу и это письмо, а потом оставляю за собой право действовать по обстановке.

Также считаю своим долгом обратить Ваше внимание на еще одну существенную деталь. Ни Рудой, ни «братва» здесь юридически, на мой взгляд, не являются преступниками. Напротив, как это ни дико, но они жертвы, их просто используют: если что пойдет не так, то попросту свалят на них всю вину. Истинные же преступники, и в этом я убежден, сидят в администрации НАЗа.
С уважением
А.М. КОЗЛОВИЧ,
президент Фонда «Аристон»,
редактор газеты «Лезвие бритвы».
Сегежа, Карелия.

"Что вы думаете об этих угрозах?"

Дима не дрогнул и пошел до конца. В интервью, которое дали корреспонденту газеты «Лезвие бритвы» Н. Назарову члены семьи Кузиных, Дима сказал: многие в Надвоицах боятся подавать иски, предполагая увольнение с работы или физическую расправу. Вот одно из мнений: "Я боюсь, что меня найдут в полиэтиленовом мешке в какой-нибудь канаве!" На вопрос, что он сам думает об угрозах, Дмитрий Кузин ответил так:

- Наша семья уже их не боится и советует не бояться никому! С работы человека так просто не уволишь. Конкретный пример - наша мама. Ей не раз грозили увольнением. Мы говорили об этом Андрею. Он всегда отвечал просто: «Не берите в голову эти глупости. КЗОТ пока еще никто не отменял, а если они уволят кого-либо незаконно, то суд его быстро восстановит и заставит выплатить зарплату за время вынужденного прогула. Главное - самому не сделать глупость, а именно не написать заявление об уходе по собственному желанию, не нарушить трудовую дисциплину, особенно не допускать прогулов и явки на работу в нетрезвом виде. А при любых других обстоятельствах в нашей стране человека уволить очень трудно». За семь лет мы убедились, что это не пустые слова.

Что касается угроз физической расправы, то это тоже просто запугивание. О нашем иске и работе Андрея Козловича уже знает весь мир, и, случись что-либо подобное, руководство России никогда не пойдет на международный скандал из-за каких-то там Нечаевых, Лукиных и других из администрации НАЗа. Слишком они мелкие сошки. Кстати, на мой взгляд, они и сами это понимают и потому так рьяно начали доказывать в суде, что они «законопослушные граждане». Правда, наша семья очень хорошо знает их «законопослушность» и постарается помочь узнать их истинное лицо всем жителям Надвоиц.

Кроме того, я считаю, что жителям Надвоиц - и, прежде всего, молодежи - давно пора объединяться вокруг защиты своего права на здоровую окружающую среду. Нам сегодня нужна своя организация, и Андрей Козлович готов помочь нам в ее создании. И, помимо всего прочего, в этой организации нужно создать службу безопасности, которая, если власти будут бездействовать, сможет поставить на место некоторых распоясавшихся личностей как среди должностных лиц НАЗа, так и среди тех, кто им подпевает, предавая собственных детей.

- Вы предупреждаете людей, к которым обращаетесь, что на них будет оказано давление со стороны завода?

- Мы не только предупреждаем людей об этом, но также и советуем вначале подумать, смогут ли они выдержать прессинг. И только после этого люди подают в суд.

- Людмила Валерьевна, скажите, теперь вы верите в перспективу экологических судебных дел?

- Теперь-то, конечно, верю. Так просто такие люди, как нынешние руководители НАЗа, копейки никому не дадут, мы в этом убедились на собственном опыте. А значит, людям просто не надо сдаваться, надо бороться до конца. И, наверное, людям пора объединяться в этой борьбе и действовать вместе.

Признание судьи Драницыной

Позже, когда документы по решению суда уже были оформлены, «Берегиня» получила письмо от Андрея Козловича - по нашей просьбе он сообщал о развитии событий и делился с читателями тем, что составляет "сухой остаток" многолетней борьбы:

- Останавливаясь на юридической стороне проблемы, я хочу обратить ваше внимание на один, на мой взгляд, чрезвычайно важный момент. Был период, когда мои взгляды и взгляды наших коллег из эколого-правового института "Экоюрис" на надвоицкое дело существенно разошлись.

Бывший председатель Сегежского федерального городского суда ныне покойный Анатолий Васильевич Третьяк - теперь я впервые открыто могу написать об этом - хотел нам помочь и инкогнито поддерживал данный иск. И дал мне важный совет - прежде всего добиться признания прокуратурой состава преступления в факте массового отравления людей в Надвоицах в рамках уголовного дела, возбужденного опять же Сегежским судом. Он сказал: "Не надо требовать найти виновных, сегодня это почти нереально, но и нельзя позволить им закрыть дело за отсутствием состава преступления. Тогда ничего не получится. Пусть они закроют его в связи с истечением сроков давности, вот тогда никто уже никуда не денется. Такая вот есть интересная особенность в системе российского права: ущерб, нанесенный человеку в результате преступления, у нас обязательно возмещается. Соответственно, такова и судебная практика".

Должен признаться, что в тех условиях эта фраза звучала неубедительно. Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло... А Анатолий Васильевич учил меня прямо противоположному. "Экоюрис" тогда тоже исходил из указанной народной мудрости - там настоятельно рекомендовали мне добиваться как можно скорейшего рассмотрения дела в суде и привлечения к нему как можно большего внимания общественности, особенно на международном уровне, что звучало очень убедительно и полностью, вроде бы, согласовалось с вековой мудростью русского народа: "Все это игры, цель которых заволокитить дело и вывести себя из-под удара, и не надо никого слушать, надо действовать". Коллегам из "Экоюриса" вторили и руководители прокуратуры Республики Карелия, на которую я навалился, как говорится, "со всей дури". Они настоятельно мне рекомендовали не смешивать вопросы гражданской и уголовной ответственности.

Но я почему-то прислушался не к голосу разума, а к голосу интуиции, поверил Анатолию Васильевичу на слово. И вот прошли годы, нет уже Анатолия Васильевича, а рекомендованный им ход сработал - и сработал как следует. Думаю, этот опыт нужно учесть всем нам и больше работать не с судами, а с органами прокуратуры. Суд должен стать для нас не первой, а последней инстанцией, тогда и судебных экологических побед будет больше. Очень показательно поведение на суде судьи Н.А. Драницыной, которая вела это дело. Она меня ненавидит, что называется, люто и свято убеждена, что принцип "я начальник - ты дурак" должен соблюдаться во что бы то ни стало. Причем она никогда и ни от кого это не скрывала, а поэтому на суде заявила прямо: "Самое страшное, что есть постановление прокуратуры, если бы не оно - я бы отказала". Результат теперь известен всем нам.

Надежда? На "Аристон", на наше братство...

Похоже, впервые в нашей стране человек законным порядком доказал, что он не верблюд, а значит, и принцип "я начальник - ты дурак" теперь уже не работает, и мы теперь, похоже, живем уже в условиях другой реальности, в которой, очень надеюсь, нам всем станет работать немного легче.

Спешу также сообщить, что и я, и члены семьи Кузиных, несмотря на все угрозы, в том числе и многочисленные угрозы убийства, пока еще живы и надеемся, что теперь будем жить долго. Хотя, конечно, кто знает? В Надвоицах флюорозом поражено больше половины населения поселка, а те, кто там родился, практически все. И на что может пойти администрация НАЗа и его новые хозяева (сегодня это концерн СУАЛ, контролируемый Абрамовичем), чтобы не допустить зарождающегося потока аналогичных исков, наверное, не сможет сказать никто. Законы бизнеса - звериные законы.

Впрочем, здесь что-то зависит и от нас с вами. Наивно полагать, что каждому подавшему такой иск завод вручит в суде деньги на блюдечке с голубой каемочкой - напротив, администрация НАЗа будет драться за каждую копейку. Мало также вероятно, что в Надвоицы сейчас налетят "стервятники" - коммерческие юридические фирмы, учуявшие, что пахнет деньгами, и поспешающие помочь несчастным жителям Надвоиц, а заодно и поиметь свою долю дохода. Каждый серьезный адвокат и каждая серьезная юридическая фирма уже дорожат своей репутацией, а неэтичность подобных действий очевидна.

То есть: самое вероятное, что на переднем крае борьбы по-прежнему останется Фонд "Аристон", а значит, мы все по-прежнему сможем эффективно влиять на ситуацию и по-прежнему стремиться перевести ее в конструктивное русло. И главное наше оружие здесь - гласность, а пользоваться им мы, на мой взгляд, уже умеем и продолжаем учиться применять его все лучше.

В общем, новостей теперь у меня, вероятно, будет намного больше, и я, как смогу, постараюсь делиться ими с вами как можно оперативнее.

Работы впереди непочатый край. Завод, естественно, будет опротестовывать решение суда, мы тоже. Я считаю, что 50 000 рублей слишком маленькая сумма, и намерен добиваться выплаты достойных денег - вплоть до Страсбурга, до Европейского Суда по правам человека. В Европе, к счастью, уже давно понимают, что за моральный вред - вред душе человека - нельзя платить небольшие суммы, поэтому, наверное, наше намерение вполне реально. Ну и впереди новые иски, от новых людей. Соответственно, чем больше внимания в нашей стране и во всем мире нам удастся привлечь к этой работе, тем меньше шансов, что администрация и хозяева НАЗа вновь посмеют прибегнуть к тем методам, которые я описал в своем открытом письме к руководству Карелии.

Отдельное большое спасибо «Зеленому миру» и, прежде всего, Олегу Бодрову, Геннадию Шабарину и Лене Макеевой, очень поддержавшим меня в трудный момент. Также от души благодарю всех наших карельских экологов, прежде всего, конечно, Диму Рыбакова, Гену Мингазова, Ирину Бондаренко и Люду Морозову. Особая благодарность Лене Колпаковой, координатору Сети Российских Рек, очень много делавшей для "Аристона" и надвоицкого дела на протяжение всех последних лет.

Ну и конечно же, я от души благодарю газету "Берегиня", нашу главную экологическую газету - ее помощь, как мы все понимаем, переоценить невозможно.


Искренне Ваш
Андрей КОЗЛОВИЧ.
Сегежа, Карелия.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность