Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Живые города. Дороги, которые не убивают

...Название встречи по-русски можно перевести как «Вперед, к безмашинным городам», была она в Праге, в марте. Английское название, конечно, звучит красивее - "К Городам-Свободным-от Машин" («Towards Car-Free Cities-3»). Собралось со всего мира несколько десятков человек - от велосипедных фанатов-радикалов до архитекторов, планировщиков живых, человечных и экологичных городов, и даже городских чиновников, впрочем, сильно непохожих на наших.

Машина и войны

Нашим грамотным читателям не надо рассказывать, как всемирный автопарк, приближающийся уже к миллиарду, воздействует на экологию всей планеты. Вы понимаете, что дело не только в загрязнении воздуха, парниковом эффекте, непрерывном строительстве дорог, разрушающих дикую природу. Но и в потреблении нефти машины занимают первое место. В докладе «большого» Гринпис «Экологический эффект машины», в разделе «Добыча и потребление нефти» одно из самых впечатляющих мест - помимо разливов и прорывов - таблица «нефтяных» войн 20 века. Две страницы. И доклад-то старый, за 91 год. За последние 12 лет, как вы знаете, статистика не скажет ободряющего слова.

Кстати в тему. По плану конференции 20 марта предполагалось наше участие в пражской «Критической массе». Это велосипедная демонстрация. Такие демонстрации за права велосипедистов на дорогах проводятся во всем мире ежемесячно - это движение без единого центра, без координации. Люди, которые для своего передвижения не жгут нефть и не травят других, напоминают... «Мы не мешаем дорожному движению, мы и есть движение». И в этот день утром хмурый Джоэл Кроуфорд, американский архитектор и разработчик моделей «свободных городов», объявил: насколько он разобрал чешскую речь ведущего, в Ираке началось-таки. Быстро стали писать антивоенные плакаты, в итоге «Критическая масса» получилась с антивоенным, «антинефтяным» оттенком. Мне больше всего запомнился плакат на спине у одного юноши, там было по-чешски написано «Ездемо на...» («Еду на...») и нарисована яркая морковка. Мол, ем морковку и еду, и не надо мне, чтобы передвигаться, ни нефти, ни войн. Вот эта тема - связь личного бензобака и глобальных нефтяных страстей - сейчас звучит и в других антивоенных демонстрациях, в разных странах. «На велосипедах - к миру».

Если любишь свой город

Организаторы встречи - организация по происхождению радикальная и молодежная, об этом говорит и их название - «Кар-бастеры» («Укротители машин») и журнал с забавными картинками. Но вообще-то необходимость сокращения использования индивидуальных автомобилей для ежедневных поездок в пользу велосипедов и общественного транспорта (он не создает пробок, когда выбросы и сжигание топлива максимальны - и хотя бы в силу этого заведомо экологичнее) звучит в официальных европейских документах - в Хартии европейских министров транспорта, к примеру. В любых отчетах городских департаментов по экологии, транспорту (иногда они совмещаются) должны быть цифры, на сколько процентов сократились поездки по городу на личных автомобилях, на сколько выросли - на трамваях, велосипедах. Милая участница конференции Аннетта, чиновница департамента экологии Копенгагена, с гордостью сообщила мне, что уже 40 процентов всех поездок по их городу совершается на велосипеде. Как не вспомнить совет Джона Лернера, многолетнего мэра бразильского города Куритиба, - при нем он стал образцовым экологичным городом на Земле: «Если хочешь помочь своему городу, делай всего две вещи... реже пользуйся автомобилем и сортируй мусор». И все же название «Безмашинные города», конечно, может шокировать, казаться утопичным, поэтому я расскажу только о реальном.

Как 7-миллионной Боготе удалось вырваться из ада

Это произошло за несколько последних лет. На нашей встрече присутствовал заместитель мэра столицы Колумбии Боготы Оскар Диас (вообще всей его мэрской команде сейчас приходится много ездить по миру, читать лекции - Богота стала «моделью»). Невысокий, с хорошо сдерживаемым темпераментом и неожиданным юмором, Диас был откровенен: все началось с того, что, казалось, хуже уже быть не может. По загазованности Богота приближалась к первому месту в Латинской Америке. Пробки на улицах были такими, что среднее время поездки на работу достигло 2 часов, а средняя скорость общественного транспорта - 10 км\час. Езда происходила в режиме «проехал - встал». Хотя автовладельцев в Боготе меньшинство, но и этих машин хватило, чтобы забить улицы. Не было нормального общественного транспорта... маленькие, вонючие коммерческие автобусики - коллективос.

Слушала про Боготу, вспоминала Нижний Новгород, лишившийся более или менее нормальной автобусной системы, Рязань, где разобрали рельсы трамвая... И слайд, на котором виднелся замусоренный городской канал, весь в мусоре и всякой дряни, до боли напоминал виды многих наших городских речушек. Усугубляла дело колумбийская специфика... бурный рост населения, лачуги без канализации...

И вот пришла команда фанатиков в хорошем смысле этого слова. Пришел новый мэр - Энрике Пеньялоса. С новыми приоритетами. На первом месте - социальное равенство. Не в смысле «отнять и поделить», а в смысле - направлять городские ресурсы на то, чем могут пользоваться все. Парками, бульварами могут пользоваться все - и богачи, и дети из нищих семей. Началось зеленое строительство, одновременно тротуары освобождались от парковок, от чего мэр чуть не полетел с должности - но не успокоился. С тех пор непрерывно вводятся в строй новые километры пешеходных и велосипедных дорог, в том числе через весь город, вдоль того самого канала - теперь одного из самых красивых мест города. Что касается транспортных проблем, были выбраны достаточно простые, низкозатратные меры. Оскар Диас подчеркивает: мы довольно бедный город и не могли потратить каких-то бешеных денег - мы их перераспределили.

Например, предшествующий мэр собирался построить новую автостраду - дублер основной магистрали. Но новая команда понимала, что это означает. Городские деньги пойдут на строительство дороги для автомобильного меньшинства. Кроме того, экологические проблемы все равно не решатся - как показывает мировой опыт, дублеры имеют свойство вскоре переполняться, и в итоге забиваются обе магистрали - и старая, и новая. И средства были направлены на то, чтобы город получил хорошую, прогрессивную, удобную для всех систему общественного транспорта. Не наскребли на метро, трамвай - очень большие первоначальные вливания нужны. (Береги городские рельсы как зеницу ока!) Поэтому в качестве образца была выбрана и начала строиться самая прогрессивная автобусная система - «автобусное метро» упоминавшегося города Куритиба. Это лишь один из примеров продуманного распределения ограниченных средств - Диас бросил: «Уж если ЭТА Богота смогла...».

Но прежде чем начать транспортную революцию - а она включала в себя и довольно жесткие меры по отношению к автомобилям - надо было объясниться с людьми и получить одобрение разных групп населения. Было решено провести демонстрацию того, как прекрасен может быть родной город - первый в Латинской Америке День без машин. Главный Журналист выступил против идеи, торговцы боялись, что понесут в этот день убытки... Месяц подготовки к Дню без машин - к 24 февраля 2000г. - был для мэрской команды одним длинным рабочим днем. Провели референдум, и идея проведения Дня без машин с небольшим перевесом победила. Для сравнения, уже после проведения Дня без машин 74% жителей высказались за то, чтобы такой день проходил по крайней мере каждый месяц (а кто-то - и ежедневно!). Иногда самые смелые решения бывают единственно верными... Семимиллионный город закрыли полностью, а не частями, как делают порой в европейских городах, и тогда на границах безмашинных зон возникают скопления автомобилей. Иногда решения должны быть мягкими... город был закрыт не на весь день, а с половины седьмого утра до половины восьмого вечера. «Наша цель - не война, мы дали людям шанс попробовать изменить свои привычки, но примерно 2% предпочли удлинить свой рабочий день». И в городе, где даже еще не было нормального общественного транспорта, День прошел на ура - благодаря блестящей подготовке. Опять-таки - никаких лишних расходов. Договорились с учебными заведениями, те подготовили велостоянки. Владельцам автостоянок, которым все равно было некуда деваться, предложили, по их желанию, принимать на хранение велосипеды. С 2000 г. День без машин проводится в Боготе ежегодно - и еще 6 городов Колумбии уже присоединились к этой традиции. Кроме того, что все боготанцы, благодаря Дню без машин, стали лучше понимать, где лежит ключ к решению транспортных проблем, еще один бесценный выигрыш был получен. 24 февраля 2000 г. впервые за годы никто не погиб под колесами.

Сейчас Богота - это город, где много пространства для прогулок - для всех. Пробки побеждены. Во-первых, их сократило «автобусное метро», которое получило пышное имя - «ТрансМилленио». Озелененные красивые остановки, красивые чистые автобусы - чтобы общественный транспорт был популярен, он должен быть привлекателен. Автобусы ходят каждые несколько минут, удобная система остановок позволяет очень быстро садиться в автобус. Уже 85% боготанцев пользуются ТрансМилленио, хотя система еще недостроена. Но окончательно добила пробки система «Пико и Плака». Пико - это часы пик, когда только и возникают пробки. А Плака - последняя цифра автомобильного номера. 0, 1, 2 и т.д. Каждой цифре поставили в соответствие 2 дня недели (понедельник и среду, напр.), когда машине с таким номером запрещено появляться на улицах - но только в часы пик. И все. Кто-то из автовладельцев по этим дням пользуется автобусом, кто-то велосипедом, а кто-то просто изменил расписание.

В общем, боготанцы почувствовали гордость - теперь их город склоняют во всем мире не по поводу наркотиков и террористов, а как пример позитивных преобразований. И еще: на одном референдуме горожане проголосовали за то, чтобы к 2015 г. их город в часы пик становился полностью безмашинным.

Экономика Кар-Фри

...Многочисленные безмашинные, прогулочные зоны есть в тысячах городов мира, в том числе практически во всех европейских городах. Как сказал архитектор Ларс Гемзе, «побывав в Париже, никто не говорит о парижских хайвеях, все говорят о Елисейских Полях». Обычно закрывается весь исторический центр. К примеру, в немецком городе Фрайбурге, где живет около 200000 человек, - один из самых больших безмашинных центров в мире, почти 10 000 га. И это не только необычайно оживляет уличную жизнь, не только делает улицы очаровательными, но и экономически крайне выгодно. Подсчитано, во сколько раз повышается экономическая привлекательность улицы, когда она становится пешеходной. И тысячи раз повторяется одна и та же ситуация: вначале торговцы, обеспокоенные грядущими убытками, протестуют против закрытия улицы для машин... а затем уже владельцы лавок и кафе с соседних улиц предлагают переделать их улицы в пешеходные... Можно жить не только доходами от бензозаправок и парковок. «Уж если ЭТА Богота смогла»...


Ирина ФУФАЕВА.
Нижний Новгород - Прага - Нижний Новгород.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность