Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Нарисуем и полюбим

Сможете вы, читатель, нарисовать прыгающую кошку? Да так, чтобы была как настоящая? Ага, задумались! А эту симпатичную маленькую собачку нарисовал тринадцатилетний слепой мальчик Женя Седов. Собачка стоит на зеленой траве на фоне синего неба и, судя по всему, все у этой собачки будет хорошо. Как, хочется верить, все будет хорошо у автора рисунка и у всех остальных учеников школы для слабовидящих детей им. Н. Островского. Они учатся рисовать зверей и птиц в детской творческой экостудии «Анима», которая средствами арт-терапии оказывает реабилитационную помощь детям с ограниченными возможностями.

Руководители экостудии педагог-художник Сергей Шустов и веб-мастер Константин Ткачев разработали методики, позволяющие ребенку быстро освоить приемы рисования птиц и зверей в движении. Как правило, это с трудом удается даже взрослым, обладающим художественными навыками людям. Обучение рисованию идет по авторской методике Сергея Шустова. Приемы ее достаточно просты и эффективны. Образ животного складывается из отдельных деталей. «Надо только показать, как изобразить хвост, как - лапы в определенном развороте, - объясняет Сергей. - Это несложно. А потом из маленьких деталей складывается образ целиком. Очень многое можно показать на компьютере, средствами компьютерного дизайна. Например, рисование птицы. Показываем, как это делать по деталям: клювик, глазки, крылья - и какие они бывают. На первом же уроке даже у тех, кто ничего не умеет, медленно, но верно возникают на бумаге цапля, летящий голубь, орел... В особенный восторг, кстати, приходят взрослые, обнаружив, что у них получается».

Дело в том, что на занятиях студии вместе с детьми обязательно участвуют родители, и в этом сотворчестве, взаимодействии становятся значительно ближе, понятнее, интереснее друг другу. Этот процесс сплачивает семьи, и ребенок из больного, вызывающего только жалость и сочувствие, превращается в значимого, интересного в своем самовыражении человека. Его творческие способности часто превосходят родительские и, по словам Сергея Шустова, ему приходилось наблюдать, как в течение одного урока менялось отношение папы и мамы к собственному ребенку, переходя от жалостливо-опекающего к уважительно-заинтересованному. Ребенок начинает чувствовать себя нужным, интересным, раскрывается родителям, окружающим и себе самому с какой-то новой, еще неизвестной стороны. И именно это - главная глубинная цель экостудии.

Здесь не оценивают рисунки с художественных позиций и не добиваются от детей технического совершенства. На первых уроках дети могут вообще не рисовать. Они просто ходят, смотрят, общаются. Им нравится сама доброжелательная творческая атмосфера студии, и, по мнению ее руководителей, час хорошо проведенного времени - это уже результат. А когда начинается творчество, появляется возможность самовыражения, раскрытия дремлющих способностей ребенка. Занятия рисованием помогают ему формировать собственное видение мира, как правило, задавленное "видеожвачкой" телевизора или компьютера. По словам Сергея, сегодня дети растут в обстановке навязываемых идей, в обстановке духовной агрессии TV, постоянно видят мир чужими глазами и не могут не испытывать от этого дискомфорт. Рисование раскрывает собственное видение, развивает чувства, рождает мысли, формирует душу...

Поразительные рисунки довелось нам увидеть на выставке работ экостудии. Образ, чувство и мысль слились там в единое прекрасное целое - мир природы, увиденный глазами ребенка...

Звери и птицы на детских рисунках, как правило, добрые, трогательно доверчивые и беззащитные в этой доверчивости. Это детское чувство, запечатленное в рисунке и рождающее отклик в душе зрителя, вызвало желание распространить эти рисунки как можно шире. Так родился проект «Распространение опыта детской творческой студии «Анима» по экологическому просвещению населения», который был поддержан Институтом Устойчивых Сообществ и Агентством США по Международному развитию. Уже в шести регионах России - Нижегородской, Псковской, Ярославской, Владимирской областях, Чувашии и Мордовии - педагоги школ и детских садов с успехом освоили авторские методики рисования и организовали у себя на местах микростудии, похожие на «Аниму».

Проект этот нацелен не только на раскрытие творческих способностей детей, но прежде всего на то, чтобы с помощью детских рисунков пробудить интерес взрослых к проблемам охраны природы. Самые яркие и выразительные рисунки в виде календариков, открыток, плакатов сами дети будут распространять среди родственников и знакомых, расклеивать в транспорте, рассылать с добрыми пожеланиями по адресам ветеранов, уважаемых людей района, в органы власти. На такие детские рисунки взрослые реагируют гораздо охотнее, чем на банальные призывы беречь и охранять природу. Кроме того, известно, как «втягиваются» папы и мамы, бабушки и дедушки в дела и интересы своих чад, становясь носителями и распространителями этих интересов. Так «семейно» распространяет, например, «Анима» идеи празднования Дня Земли, защиты и посадки лесов, охраны диких животных...

Как любое живое, востребованное жизнью дело, студия постоянно развивается. Начав с занятий с детьми-инвалидами, ее руководители пришли к пониманию того, что дети, ограниченные по здоровью, должны работать вместе с обычными. И теперь здесь рисуют все желающие - нет никаких ограничений по возрасту и никаких акцентов на состояние здоровья. Причем, и здоровые дети рисуют вместе с родителями, такая практика только поощряется. Детские работы с явными следами помощи взрослой рукой нисколько не дискриминируются и висят на выставках вместе с остальными. Потому что, еще раз подчеркну, никто их не оценивает с точки зрения художественного совершенства. Ребенок работал вместе с родителями? Прекрасно. Значит, в это время они были вместе, они общались - и это замечательно.

Кстати, и в самой экостудии общения очень много. Помимо рисования занятия проходят в интересных дискуссиях-обсуждениях готовых работ. Ребенок выносит на суд группы свой рисунок, выслушивает мнение окружающих и отстаивает свое видение, свою мысль, выраженную с помощью карандашей и красок. При этом обсуждение идет в очень доброжелательной, толерантной атмосфере, которую создает педагог и которая тоже помогает психологической раскрепощенности, развитию умения общаться, слышать и понимать друг друга. Существует в студии и такой прием, когда дети создают групповой рисунок. Один начинает, другой продолжает, третий подхватывает... Общими усилиями рождается картина. Очень важный и действенный прием развития чувства общности, умения работать в команде.

В ближайших планах студии - развитие литературно-художественного направления. Ребята будут не просто говорить о своих работах, но и писать рассказы о тех животных, что нарисовали их друзья. Возможно, со временем появится на свет книга с рисунками и рассказами студийцев, появится виртуальная выставка рисунков российских и американских детей... Детские ручонки рисуют тех, кого любят, протягивают свои рисунки взрослым, стучатся в их мир. Услышьте, откройте.


Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность