Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Свободные зеленые народы

Интервью с книгой Марии Семеновой "Мы - славяне"

Мы поплывем с вами по волнам книжных историй в далекие древнеславянские времена. Нас ждет встреча с Деревом, из которого наши предки строили жилища. И это был не механический акт, а действо, исполненное высокого духовного смысла. Нам на встречу распахивает свои страницы Книга. Вот сейчас, сейчас она заговорит с нами:

- Какими же благоговейными, тонкими и проникновенными были отношения наших предков-язычников с природой! Дерево было священно. Жилища строились так, что внутри помещения продолжали жить и расти живые благородные великаны - дубы, ясени, березы, почитаемые, наделяемые божественной благодатью.

Вселенная, по представлениям славян, имела в центре Землю в виде яичного желтка и вокруг нее девять небес. Их соединяло Мировое Дерево, и по нему можно было попасть в любой слой этого Мира.

Прообразом Мирового Дерева считался могучий раскидистый Дуб. И вот, когда человек принимался строить жилище, он создавал такую Вселенную в своем Доме, маленькую, «домашнюю», но настоящую, которую следовало должным образом «урядить». Это был акт, равный сотворению мира. Он сопровождался разными магическими ритуалами, среди которых припаданию к дереву, общению и уходу за ним придавалось особое значение.

- Значит, деревья для славян были живыми существами, раз они с ними общались? Что они о них думали?

- Я отвечу вам словами Николая Гумилева, под которыми наши далекие предки уж точно бы подписались: «Я знаю, что деревьям, а не нам дано величье совершенной жизни». И еще он сказал о них: «Свободные, зеленые народы». Древние славяне видели в них таких же, как они, сынов Земли и Неба. Согласно некоторым легендам, из деревьев были сотворены самые первые люди, значит, они древнее и мудрее людей. Срубить дерево - все равно, что убить человека!

- Стало быть, не все деревья годились для рубки? По каким же признакам им оставляли жизнь?

- Не могло быть и речи о том, чтобы рубить деревья, почитавшиеся священными. Как правило, они привлекали внимание необычными размерами, возрастом, особенностями развития, легендами. До нас дошли предания о праведных стариках, на закате дней превращенных богом в лесных великанов. Мыслимо ли было замахнуться на них топором? На этих лесных патриархов, хозяев леса?

Грехом почиталась рубка «молодика» - незрелых деревьев. Деревья с аномальным развитием, большим дуплом, причудливым переплетением корней тоже рубке не подлежали. Не такие, как все, - мало ли какая сила могла в них затаиться? Не годились для строительства дома сухие, мертвые деревья. В них нет жизненной силы, на них печать смерти - чего доброго, занесут ее в дом. Не рубили деревья, посаженные человеком. Как родное рубить?

Язычники не считали себя царями природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше прав на жизнь, чем у любого человека... Вот бы и нам, нынешним, подобную мудрость!

- Но, госпожа Книга, как же тогда заготавливали лес?

- Выбирали спелые, ровные деревья, рубили так, чтобы не попортить соседей. Рубили их осторожно, по определенным законам.

Здесь тоже были свои правила и свои ритуалы. Вот дерево выбрано, но, в отличие от нынешних людей, древние славяне знали: когда его рубят, оно плачет от боли.

Что интересно: научные современные исследования, проведенные с помощью специальных приборов, подтвердили, что цветок буквально «сходит с ума» от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение. Стало быть, рассуждали наши предки, надо объяснить дереву, что ты не выродок, что тебя нужда заставила покуситься на его зеленую жизнь, поклониться и попросить у него прощения.

А еще - положить рядом с ним угощение, чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться хлебцем с маслом и не испытывала лишних страданий.

Вернувшись из леса, следовало попоститься и тщательно вымыться, чтобы души деревьев «потеряли» след и не разыскали обидчика.

- Но вот бревна благополучно заготовлены и привезены в селение. Всякое ли место годилось для возведения дома?

- Древние славяне искали, в первую очередь, «доброе место». И были способы определения этих добрых мест.

- Как же они это делали?

- Не годился под дом участок, где раньше проходила дорога. По ней, чего доброго, из дома уйдет достаток, жизнь и здоровье.

Не рубили для строительства жилья и деревья, выросшие на дороге. Нельзя было строить дом там, где раньше стояла баня. Банный дух - Банник, существо недоброжелательное, вдруг проникнет в новую избу да начнет кого-нибудь обижать?

Не годилось место, где стоял дом, сожженный молнией или оставленный из-за болезней, наводнений и т.д.

- А если не было недобрых знаков, начинали строить?

- Нет. Еще проверяли. Например, гадали по хлебу. Он был у славян символом зарождения живого, доброго, светлого. Сажая хлебы в печь, назначали один из них на будущий дом.

Если он выходил высоким и пышным, значит, боги благословляли строительство. Если хлеб не поднимался или вовсе разваливался, быть беде.

Другим воплощением плодородия и достатка был у славян крупный рогатый скот. Так вот, место, где спокойно улеглась, пережевывая жвачку, молодая корова, считалось счастливым и безопасным.

Еще было гаданье на воде. Она давала жизнь, значит, покровительствовала добру в будущем доме. С вечера приносили ведро колодезной воды, отмеряли из непочатого в сухой горшок трижды по девять кружек, плотно закрывали крышкой, чтобы не лакал злой дух, и оставляли до утра.

Утром жидкость снова измеряли кружками. Если ее немного прибыло, можно строиться: дом будет полной чашей. А если вода убыла, ищи другое место.

Символом домовитости почитались муравьи. Заберутся под оставленный на земле деревянный кружок - значит, место счастливое.

Видите, каким добрым помощником наших предков была природа при обустройстве Дома. Нам бы их чутье, их глаза, их понимание этих знаков, этой книги Вселенной. Учитесь, учитесь ее читать.


С госпожой Книгой
разговаривала редакция нижегородской
детско-юношеской газеты «Зеленый парус».

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность