Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Старшие братья леса

"Мы родились не у отца, мы родились не у матери. На утренней заре мы родились, на цветах мы выросли, на верхушках стеблей расцвели, в Пижемской воде окунулись". Так поется в старинной марийской песне. Марийцы считали себя родственниками леса, его старшими братьями.

В нашем Тоншаевском - самом северном - районе Нижегородской области тысячелетия назад слились тайга и широколиственный лес, русская и марийская культуры. Наш район представляет собой сообщество марийской и русской культур. Во многих деревнях, которые раньше были марийскими, сейчас больше половины русских. Марийцев на территории Тоншаевского района осталось очень мало, но священные рощи, которым они поклонялись, по-прежнему зеленеют. На территории района растут 12 священных рощ из 38 находящихся в Нижегородской области. Из них Дубликовская и две Пеньковские рощи имели родовое значение. Остальные - межобщинное.

В разных рощах поклонялись разным богам. Например, широко известна Ромачинская роща, в которой поклонялись Ош-пандошу, или Суртану, канонизированному марийскому князю. Марийцы почитали также отдельные деревья, в основном, липы и березы. Известны Гориинская, Маяковская, Ромачинская и другие священные липы как деревья-целители. Больной приносил к главному дереву дары и просил об исцелении.В качестве подарка липе приносили деньги или животное, чаще всего белого барана или быка. Если же в деревнях не было белых баранов и быков, их заворачивали в белую простыню и привязывали к дереву.

Ходили легенды, что если человек забирал у дерева или рощи предназначенные им дары, то он сходил с ума или умирал. Известна история, рассказанная одной старой женщиной. У нее был младший брат. Жили они в деревне Ромачи. Брат увидел около Ромачинской липы много монет, взял их и принес домой. Отец его сильно отругал, сказал, что нельзя забирать дары у рощ. Мальчик понес это обратно и заметил, что от рощи до дома его сопровождал какой-то человек в белом одеянии. И обратно тоже сопровождал. Через неделю брат умер, потом умер его отец. Мать и дочь остались одни.

Есть предания, что многие марийцы умирали еще из-за того, что они раскрывали какие-то свои обряды людям, которым нельзя было этого знать. В 19 веке, когда пришли в Тоншаевский район крестить всех язычников, половина марийцев разгласила тайны рощ, и оттого они или умерли, или серьезно заболели. Нельзя было в священных рощах ломать ветки, громко кричать, подходить к корням вывороченных деревьев. Считалось, что в этих корнях прячется нечистая сила. Наряду со священными рощами и деревьями, у марийцев есть нечистое место, которое начинается в д. Горинцы, тянется на запад до д. Ширта, проходит через шоссе Тоншаево-Пижма и уходит в тайгу. Люди боятся ночью или поздним вечером ходить по этой дороге, потому что частенько их якобы заводят куда-то лесные духи.

Еще в Тоншаевском районе есть роща Кувертская, которая считается вдовьей, потому что там, в основном, проходили моления женщин по усопшим. Соседняя Дубликовская роща считается мужской, потому что туда допускались на молитву только мужчины и только те, кому за 25. В священных рощах проходили не только моления и жертвоприношения, но и бракосочетания. Жениха и невесту обводили трижды вокруг главной березы в священной роще. И потом под этой же березой праздновали.

Многие рощи давно забыты, и в них происходят вырубки. Одошмирская роща, которая находится в 1,3 км на север от деревни Большой Одошмир, в 1986 году пострадала от низового пожара. Но все же местные жители стараются сохранить священные рощи и деревья. Например, Маяковскую березу, которая находится в деревне Маяки, у третьего дома от центра к западу. Она очень старая. В ней - дупло. Примерный ее возраст 250 лет.

По решению земского собрания от 19 ноября 2002 года все священные деревья, рощи и урочища взяты под охрану.


Записала по рассказам старожилов
и материалам местного музея
Нелли ТУХВАТУЛЛИНА, ученица 7 класса,
Село Шайгино, Тоншаевский район,
Нижегородская обл.
Работа заняла первое место на областной гуманитарно-экологической конференции сетевых этноэкологических проектов ОЦРТДиМ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность