О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Люб и НелюбО древней славянской культуре, гармонично сочетающей в себе интересы человека и окружающей природы, мы беседуем с кандидатом философских наук, заведующим кафедрой культурологии Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Юрием Владимировичем ФИЛИППОВЫМ:- У русского народа было огромное количество традиций, призванных беречь и сохранять окружающую среду. Человек древней славянской ведической культуры обожествлял окружающую природу, каждый кустик, каждый камешек. А как можно относиться плохо к своему божеству? И поэтому люди, естественно, к природе относились с почтением, поклонялись ей. Примеров тому можно привести очень много. Взять хотя бы пословицу «первый блин комом». Вот я вам как хозяйке задам вопрос: вы блины печете?- Обязательно. - Скажите, пожалуйста, у вас действительно первый блин получается комом? - Нет, конечно. - Откуда же взялась эта пословица? Дело в том, что по-древнерусски медведь звался "ком". И первый блин, который хозяйки пекли на масленицу еще в те далекие времена, был не "комом", а "комам", то есть им, медведям. Первый блин выносили за околицу, благо зверья было очень много, клали на пенек недалеко от деревни, чтобы вышедший из берлоги медведь, когда еще в лесу было пусто и голодно, мог съесть этот блин в память об умерших предках. - А ведь действительно древние славяне медведя обожествляли. Это был тотемный зверь? - Не то чтоб тотемный... Медведь был ближайший друг, соратник, помощник, подчиненный лешего. И не зря древнеславянский бог Велес, бог хозяйственной мудрости, а также еще и скотий бог, покровитель пастухов, имел зооантропоморфное обличие: голова медведя, тело человека. Откуда это взялось? Дело в том, что раньше на Русской равнине не было таких огромных лугов и пастбищ, как сейчас. Ее покрывал густой лес. Причем, в основном, там росли отнюдь не березки, ставшие сейчас символом России. Этот символ появился очень поздно, а в веках Х-Х11 территорию России покрывали сосново-еловые боры. А береза - просто лесной сорняк. Дело в том, что если вырубить ели, то на этом месте сразу же растут березы. Вот из-за этого Россия стала страной берез - из-за вмешательства в природу человека. Только из-за этого. Так вот, тогда не было таких обширных пастбищ, и люди пасли скот в лесу, на лесных полянах. И на зиму заготавливали не сено, как сейчас, а веники деревьев лесных пород. Но в лесу много медведей, зверя, чем-то похожего на человека. И этого зверя обожествляли, приносили ему посильные жертвы, чтобы он не трогал стадо. Вот так древний славянин существовал, я считаю, в полном симбиозе с природой. - Иначе, вероятно, и невозможно было существовать. - Иначе и невозможно, но не только в этом дело. Такой стиль поведения древнему славянину диктовала религия. Та самая языческая религия, которую потом так долго гнали и искореняли. Я бы сказал, что предпосылкой всех бед в экологии, как это ни парадоксально звучит, явилось принятие христианства на Руси. - Очень интересно! - Если заглянуть в самые корни проблемы, это именно так. Сейчас церковь очень прочно вошла в нашу жизнь. Но Россия - страна крайностей. После 17 года взрывали храмы, теперь их восстанавливают, строят, открывают повсеместно и порой усердствуют не в меру, выгоняя из бывших церковных зданий театры, клубы, библиотеки. Теперь уже и малейшее критическое высказывание в адрес церкви воспринимается как сектантство, сатанизм. Действительно, умом Россию не понять... Почему древняя славянская религия названа язычеством? Ее опять же - и совершенно неправильно - так назвали христианские проповедники, которые пришли крестить Русь. Для православного мусульманин, буддист, огнепоклонник, солнцепоклонник - все язычники. Так вот, истоки неэкологичного отношения к природе лежат именно в смене религии. Христианство, насаждавшееся, как правило, огнем и мечом, поставило под запрет древнюю славянскую ведическую религию со всеми ее богами, обрядами и традициями, веками сохранявшими паритет интересов человека и природы. Но взамен не предоставило ничего. Почитать Библию, так там про "охрану природы" (говоря кабинетным языком), вообще ничего не сказано. - Там другой край, совершенно другой мир. Пустыня... - Да, я считаю, это религия, глубоко чуждая русскому человеку, которая пришла сюда насильственно и не случайно очень долго завоевывала место под солнцем. Славяне противились, не хотели менять веру предков. И если города окрестили более-менее быстро, то многие глухие уголки России (а она, в основном, из таких уголков и состояла) до 19 века оставались неокрещенными. И церквей не было. - А марийцы? Многие из них, по-моему, до сих пор язычники и до сих пор молятся в священных рощах. - До сих пор. Хотя официально у нас марийцы стали христианами в 17 веке... Отголоски многих древних верований живы в нас до сих пор. Я студентов всегда спрашиваю: когда вы идете на экзамен и вам перебегает дорогу черная кошка, что вы делаете? Процентов 5 отвечают: идем дальше. Остальные говорят: плюем три раза через левое плечо. А ведь это магические действия, мы заклинаем черную кошку, чтобы нам не было вреда. Почему черная кошка снискала такую славу, чем она хуже рыжей? Оказывается, тем, что у древних славян было два бога - Люб и Нелюб. Люб - это рыжий кот, который был охранителем брачного ложа, а Нелюб в образе черного кота сеял споры и раздоры. - А что, кошка тоже обожествлялась древними славянами? - Почему эти два бога - Люб и Нелюб - представлялись в образе кота? Дело в том, что кот или кошка ценились в древней Руси очень высоко. Штраф за убийство кошки был таким же, как за убийство вола, т.е. быка. А почему? Потому что на быке пахали, он урожай, хлеб зарабатывал. А кошка сохраняла. Тогда не было мышеловок, не было всех этих препаратов, которыми мы травим мышей... И ведь получается, что травим не только их - оказалось, что эти препараты наносят ощутимый вред природе. Коршун, съевший отравленную крысу, погибает тоже... Если мы заговорили об экологичных средствах охраны жилища, приведу такой пример. В Белоруссии и на Руси из соломки плели интересную вещь, напоминающую октаэдр, и вешали ее в угол. Паук оплетал паутиной этот куб, и в него попадали мухи. Это была мухоловка! Как видите, тогдашний человек и с пауком жил в симбиозе. Не зря до сих пор говорят, что убить паука -плохая примета. ...Вообще, в те времена убийство живого не было таким легким делом. Прежде чем срубить дерево, у него просили прощения. Чтобы убить животное, поймать рыбу тоже, наверняка, нужно было выполнить определенные обряды. И едва ли только на словах. Однажды я наблюдал у наших рыбаков, обычных людей, не имеющих особого образования, одно интересное действие. Сейчас тех, кто ловит сетями, называют браконьерами. Хотя, на мой взгляд, браконьеры - это те, которые сливают неочищенные отходы в реку. А ловля сетями... Так деды-прадеды ловили, так было всегда, и называлось это не браконьерством, а рыболовством. Только в 20 веке декрет Ленина ловлю сетями назвал браконьерством. А до того несколько тысяч лет это считалось абсолютно обыденным, нормальным явлением. Так вот, я наблюдал, как рыбаки в период нереста ставили сети на местах, где нерестилась рыба. И что я увидел! Они берут здоровенную самку леща, из которой икра прямо брызжет, сливают икру в миску, потом берут молоки, сливают туда же, петушиным пером их перемешивают и выливают в Волгу. Я спросил: «Почему не палкой, а именно пером перемешиваете?» «Ну как же, - отвечают, - палкой икру подавишь, а петушиное перо - оно мягкое». Потрясающая вещь! Здесь у нас на Волге, в Кстовском районе лет 8 назад я это наблюдал. И спрашивал потом, почему? Говорят: «У меня отец так делал, и дед так делал». Эта традиция наверняка уходит своими корнями еще в дохристианский период. Несколько тысяч лет назад люди именно так себя и вели. Но мне снова хотелось бы вернуться к разговору о доме. Посмотрите на любой рабочий кабинет, да зачастую и квартиру. Вы увидите сплошные острые углы. Агрессивная, ранящая среда. Стандартная, безликая. Давайте посмотрим, как в древности люди оформляли свое жилище. Да не было ни одной детали, чтобы она не была чем-то украшена! Русь была деревянная. Мне посчастливилось семь или восемь лет работать в новгородской археологической экспедиции в Великом Новгороде, и я не видел ни одного деревянного ковша - обыкновенного, повседневного - который бы не был орнаментирован. Я убежден, что человеку того времени было глубоко противно видеть вокруг себя мертвые предметы. Вернее всего, он считал, что если украсить вещь орнаментом, она становится теплой, живой, домашней. И не зря студенты, которые получают на нашей кафедре квалификацию "культуролог", изучают резьбу и роспись по дереву, плетение из лозы и соломки, художественную лепку из глины, гончарное дело, кружевоплетение... Наш вуз, кстати, единственный в России дает студентам практические навыки народных ремесел. Это, во-первых, даст им возможность заработка в трудное время, во-вторых, позволит украсить свое окружение и научить этому других. Ведь кто такой культуролог? Это человек, который может, например, стать директором Дома культуры, но в любом случае должен беречь и распространять сокровища знаний, традиций, опыта, накопленных народом. Особенно это актуально сегодня, когда престижным стал евроремонт, когда окружающую среду заполонил пластик - совершенно несвойственная человеку, абсолютно неживая среда. Какое-то бедствие! А если сейчас посмотреть на наши реки... В тех местах, где прижим течения, где река делает «плечо», скапливается все, что плывет. Эти прижимы сейчас забиты пластиковыми бутылками. И пока их у нас, как в Германии, не начнут принимать за реальные деньги, они так и будут валяться всюду. Я помню, меня в Германии поразил случай, когда мой приятель, немец, взял с собой в магазин (просто, чтобы сдать по дороге) два ящика пустых полуторалитровых пластиковых бутылок - 24 штуки. Сумма, которую он выручил за эти бутылки, составляла нашу профессорскую пенсию. Практичный народ немцы... К примеру, они вывозили у нас воронежский чернозем во время войны. А что, он сам собой там получился - как полезное ископаемое? Нет, наши предки с их разумной системой земледелия немало поспособствовали этому. Они землю берегли. Но сегодня могут и в ретроградстве обвинить, если предложить перейти от тракторов к гужевому транспорту. Но ведь наша Русская равнина называется еще зоной неустойчивого земледелия. А что это значит? Что к обработке земли нужно подходить очень бережно. Ведь в некоторых местах даже пахать ее нельзя, а нужно просто «царапать», чтобы паводком не смыло плодородный слой. На юге, например, в степях Астраханской области осенние ветра распаханный слой сдувают в Каспий, остается голая пустыня. Сейчас там ежегодно многие квадратные километры в нее превращаются. Почему? А потому что Астраханскую область стали заселять корейцы. Берут в аренду землю, распахивают, сажают лук, собирают хороший урожай. Один год. На второй год бросают, берут другой кусок земли. А на этом месте раньше росло 34 вида трав. Все эти 34 вида были необходимы для питания овец. Теперь овец загоняют в овцеводческий комплекс, где их кормят комбикормом. А степи распахивают, безобразно губя их. У меня бабушка живет на Нижней Волге в селе, окруженном с трех сторон степью. С четвертой - Волга. Я помню, в детстве видел, как в мае вся степь цвела красно-желтым ковром тюльпанов. Сейчас там тюльпанов днем с огнем не сыщешь. Песок. Песок и ползучие барханы. Даже верблюжья колючка не растет. Очень наглядно. А Астраханский экологический комитет почему-то не препятствует выдаче лицензий на аренду земли. ...Совсем недавно, помню, на лекции заговорил об уборе крестьянки богатого села Безводное Кстовского района, расшитом речным жемчугом. А студенты спрашивают: что такое речной жемчуг? Да. Дожили, думаю, а потом спохватываюсь: почему же дожили-то? Ведь сейчас его, действительно, нет. Ни в одной реке. Где у нас в области добывался речной жемчуг? Волга, Ватома, Кудьма, другие мелкие реки, где жили речные жемчужницы. А сейчас эти реки превратились в промышленные стоки. Кудьма, например. Туда один Богородск столько льет, что там вода сегодня розовая, завтра коричневая, а послезавтра зеленая. Даже те речки, что протекают по лесам и полям, без крупных населенных пунктов, и то очень сильно отравлены химическими удобрениями. Вот такой мы проделали путь - от речки жемчужной к речке мертвой. Кстати, наш сегодняшний разговор натолкнул меня на интересную мысль. Надо найти возможность ввести в учебный план хотя бы небольшой лекционный курс истории экологии. Думаю, что это был бы интереснейший предмет - история отношения людей к природе. И начинать говорить об этом надо еще со школы, с младых ногтей. Нельзя не знать свою историю, обычаи, традиции, культуру народа. Это огромный исторический пласт, который, практически, у нас сейчас не задействован, но в котором кроются ответы на очень многие вопросы сегодняшней жизни. Знать их просто необходимо. Ведь не зря говорят: если ты выстрелишь в прошлое из ружья, то будущее выстрелит в тебя из пушки.
Беседовала
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |