Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Пуза и Пузенка

Наше село Суворово до 1965 года называлось Пуза (а еще ранее - Страхово Пуза). Это древнее русское село. Названию его можно дать два объяснения. Одно из них такое: пуз - это древняя славянская мера сыпучих тел (зерна, соли). Изготовляли пуз чаще всего из липы, оковывали железом. Возможно, предки нынешних крестьян и занимались изготовлением пуз, вывозили их на сторону, продавали, извлекая из этого определенный дополнительный доход. Производство пуз, возможно, и определило название поселения. Второе предположение, более вероятное, следующее: известно, что на Руси взлобье (взгорье) у речки или ручья называлось пузом. Местность, на которой расположено село, как раз указывает на утвердительность второго предположения.

От названия села получила свое имя речка Пузенка, что протекала здесь. Сейчас она находится на грани исчезновения в верхнем своем течении. На территории села Суворова остались только пруды.

С этно-экологической экспедицией мы прошли от ее истока до устья. Целью нашей работы было изучить источники (родники), питающие речку, провести картографирование местности, собрать легенды и предания, бытующие среди местного населения и отражающие традиции почитания воды.

Наши предки жили в краю, богатом речушками и ручьями, болотами и родниками, и поэтому выработали целый комплекс традиций почитания воды.

До сих пор в речи местного населения бытует выражение «венчаться под ракитовым кустом». Оно обозначает «гражданский», то есть не оформленный официально брак.

Считалось, что самые нерушимые клятвы - в том числе и клятвы любви - даются у воды, она им свидетель.

С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и, наоборот, отводили от себя чары. Да и сами слова «чародей», «чародейство», по-видимому, происходят от древнего обряда вызывания дождя, когда женщины-жрицы поднимали к Небу и выливали на Землю воду из больших «чар» - сосудов. Чародейство, таким образом, оказывается просто «действием с сосудом, полным воды».

Особой силой наделяется родниковая вода. Легенды о возникновении родников бережно хранит народная память.

В ходе экспедиции от истоков до устья Пузенки мы записали несколько легенд, рассказывающих о родниках нашей местности.

СПИРИНСКИЙ РОДНИК

«Про Спиринскай-та колодец ище моя баушка сказывала. Было лето жарка-жарка. Дождя уж давно не было, в огородах-т все высохло. Сенокос, а травы нет, повыжгло всю. Вот пошли мужики косить в Ключищи, а бабы - сено трести. Растресли, что накосили, и домой - коров доить в полдни. Идут, пить охота, сил нет. Кажда про сея молится: «Господи, помоги, хоть бы капельку какой водички!»

Глядь, в овражке блеснуло чево-то. Подошли, а в ямке - вода, родничок оказался… А в воде-то икона… Достали ане ее, а эт икона светова Спиридона. Попадали бабы на колени, молиться стали… А тут и дождичек пошел.

Снесли икону в церькву. А ямку ту раскопали, сруб деревянный сделали, хрест рядом поставили. И назвали Спиринским колодцам.

Потом, когда церькви закрыли, все туда все равно ходили крестным ходом, чтобы помолиться о дождичке».

(Текст записан со слов Александры Павловны Улановой, родившейся в 1927 году в с. Пуза (ныне Суворово).

ЗА КАМЕННОЙ ГОРОЙ

На расстоянии одного километра к северу от села находился еще один родник, питавший Пузенку, а в двух километрах - холм, который назывался Каменной горой. На вершине этого холма лежит гранитная глыба, принесенная ледником со Скандинавии в последнее оледенение четвертичного периода (70-90 тыс. лет назад). Это место можно назвать памятником природы. В памяти местного населения живут легенды, связанные с ним.

«Вот, девоньки, какое дело-та. Под камнем этим воды - море. Если кто сдвинет его, то вода все потопит. Это давно стары люди говорили.

Ну мужики наши, пузински, хотели сдуру-то спехнуть камень с горы. Канаву прорыли, да не спехнули, слава Богу, силы не хватило.

А еще говорят, что зарыта на горе цыганка с сыном. Шел будто табор и остановился окол села, а наши мужики и убили цыганку-то с мальчонкой, закопали на горе да камнем привалили. Был он маленький, а теперича вон какой большой вырос. Это от крови невинно убиенных».

(Текст записан со слов Галины Яковлевны Скузоваткиной, родившейся в 1940 году в селе Пуза).

ИЛЬИНСКИЙ РОДНИК

Расположен на территории Глуховского колхоза в трех километрах к северо-востоку от Суворова. Он был обустроенным колодцем, имелся сруб. Это место считалось особенно почитаемым в соседнем селе Глухове, и родник называли святым. Находился он на склоне оврага. В результате оползня колодец оказался заваленным слоем земли. В 1992 году глуховские колхозники пытались почистить родник с помощью экскаватора, при этом был разрушен сруб колодца, грунт стал проседать, и работы были прекращены.

Об Ильинском роднике тоже помнят местные старожилы: «Как же, знаю, Ильинский колодец между нашим и Глухоским колхозом, как раз на меже. Объявился он на берегу оврага, а в ним нашли икону Ильи Пророка. Хто нашел, как - не знай, может глухоски хто знают. Она потом была в церькви Покрова Пресвятой Богородицы в Глухове. Кажный год с этой иконой на Ильин день к колодцу крестным ходом ходили и глухоски, и наши, пузински. За колодцем ухаживали, чистили его, а потом как церкви позакрывали, не стали ходить, далеко вить от села-та. Склон обвалился, колодец и завалило. Хотели его раскопать экскаватором, да рай можно машиной по святому месту! Ничего не вышло. Нету теперь Ильинского колодца, а место-то все равно святое!"

(Текст записан со слов Анны Ивановны Ващенко, родившейся в 1942 году в селе Пуза).

ТРОИЦКИЙ РОДНИК

Находится в селе между улицами Куренок и Кутовка. С ним тоже связана интересная история, рассказанная Анной Ивановной Ващенко: «Троицкий родник назвали так потому, что явилась в нем икона Пресвятой Троицы. К нему ходили на Троицу молиться. Пропал он не больно давно, лет 35-40 назад. А что пропал? Раньше ведь белье-та в пруде полоскали, вода была чистая, да и много ее было. А родник-ат, вишь, в пруд-ат не тек, вода в ним, как в колодезьке, стояла. Вот пошла одна баба полоскать на пруд, да не знай заленилась, не знай плохо подойти было к воде, только выполоскала она белье в роднике. С тех пор он и пропал. Может, под землю ушел, вроде как обиделся».

РЕКА ПУЗЕНКА

Когда-то речка была полноводной, и есть еще люди, которые помнят об этом.

«Вода была в Пузенке чистая, глубоко было, за слободой коней купали. Были там и омута. А рыбы водилось всякой: и щуки, и лини, и пескари. Мы тогда маленьки ребяты были. А баушка-то наша нам про водяного говорила.

Живет будто он в омуте за Тарасовой баней. Сам лохматай, чернай, с большущим хвостом. Если будешь купаться рядом с омутом, то водяной утащит, особливо если без креста или не перекрестишься, прежде чем в воду лезь. А с крестом-та и захошь утопиться, не утонешь.

Больно не любит водяной, коль у воды ругаются и черта с водяным поминают.

Один раз девки купались, одна и говорит: «Вот ба поглядеть, где водяной живет!» А водяной-ат ее за ногу схватил да и утащил к себе. Искали-искали потом и баграми, и сетью, так и не нашли.

Самай праздник у водяного быват на Иванов, Петров да Ильин день. В эти дни вовсе нельзя купаться. Да на закате солнышка тоже не купаются.

А под мостом, сказывали, жили девки-русалки. Волосы у них длинны, распущены. Как стемнет, так оне из воды вылезают и на берегу волосы чешут. Так-то оне никого не трогают. А как увидят человека, так бултых в воду! Зато кто их увидит, в этот год обязательно помрет.

А еще были русалки полевые. Эти в полдни в поле гуляли, колосья заплетали. Попадешь в это время в поле - русалки могут защекотать до смерти.

Да-а… А щас уж и русалок-ат всех распужали».

(Текст записан со слов Анастасии Федоровны Авдошиной, родившейся в селе Пуза в 1908 году).


Работу выполнили ученицы 9 класса
Наталья СКОТНИКОВА, Марина ЛЯДОВА,
Наталья КАРАСЕВА, Ольга СУЛИНА
под руководством
учителя русского языка и литературы
Елены Викторовны СКОТНИКОВОЙ.
с. Суворово, Дивеевский район,
Нижегородская область.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность