Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Нам бы нашу природу и их отношение к ней!

Сергей Бакка, председатель Нижегородского отделения Союза охраны птиц России, недавно вернулся из командировки в Англию. Он был приглашен туда в качестве эксперта для реализации проекта Центра охраны дикой природы (г. Москва) в рамках программы российско-британского партнерства. Рассказ об этой поездке предлагаем вашему вниманию:

- Уже из самолета стало видно: привычной для нас дикой природы в Англии нет. Это подтвердилось и при более близком знакомстве: ни лесных массивов, ни обширных болот. Сплошной агроландшафт... Но нет здесь и бескрайних полей, похожих на наши. Многочисленные поселки и городки окружены маленькими разноцветными клеточками полей и пастбищ, разделенных дорогами, каналами, полосками кустарников и деревьев, посаженных человеческими руками.

По условиям проекта мы знакомились с английским опытом охраны живой природы. Нас ожидало не только обсуждение направлений и методов работы в офисе English Nature, но и экскурсии, позволяющие увидеть, как в Англии сочетаются интересы людей и «дикой жизни». Для зоолога-профессионала жизнь диких животных - первый интерес. А уж в новом для себя «районе исследований» - тем более. Что же удалось увидеть? Птицы в Англии, как и у нас, присутствуют везде: и в городах, и на полях, и на охраняемых природных территориях. Виды в основном наши, знакомые. А вот численность и поведение... В городах и поселках среди кустарников, словно мыши и крысы, шныряют многочисленные черные дрозды, зарянки, лесные завирушки, крапивники. Ну, зарянки и у нас не очень-то боятся человека, о городских черных дроздах в Европе я много читал, а вот завирушки... Мне впервые удалось вблизи хорошо рассмотреть этих птичек. Ведь у нас завирушки явно сторонятся человека. Они не только немногочисленны, но и на редкость скрытны.

«А на заборах вместо голубей дурных индюки сидят...» Ну, это, конечно, преувеличение. Хотя вяхири, которых в английских городах видишь всюду, куда крупнее наших сизарей. А вот ворон в Лондоне на первый взгляд немного. И они черные.

Парк святого Джеймса в Лондоне. Пожилой мужчина кормит из рук нескольких вяхирей. Нахальные птицы его буквально атакуют. Рядом, на берегу пруда, выпрашивают корм у прохожих лысуха, камышница и многочисленные кряквы. Обилие водоплавающих птиц в Англии поражает. Кажется, здесь в каждой луже гнездится по паре лебедей. Что уж говорить об утках и лысухах. И не нужна им первозданная природа. Всего лишь - не стреляйте белых лебедей. На полях у дороги пару раз видел из окна машины небольшие группы фазанов. И практически везде оживляет сельский пейзаж силуэт зависшей в воздухе пустельги. А ведь у нас птицу 2002 года обычной никак не назовешь.

Викен Фен - один из старейших природных резерватов Англии. Охраняемая более 100 лет заболоченная территория имеет общеевропейское научное значение, международное значение в соответствии с Рамсарской конвенцией об охране водно-болотных угодий. Звучит громко! Увидели же мы низинное тростниково-осоковое болото с куртинами ивняков, разрезанное густой сетью мелиоративных каналов и пешеходных дорожек. Идем через болото по деревянному тротуару. Уровень этого низинного болота на 3-4 м выше, чем окружающей территории, потому что вокруг торф выработан. И только постоянная работа нескольких насосов позволяет поддерживать «дикую» жизнь на этой земле.

В 1899 году природоохранная организация National Trust выкупила за 10 фунтов стерлингов 2 акра (0,8 га) болота, чтобы сохранить его от осушения для людей и животных. Люди заготавливали здесь тростник для соломенных крыш, охотились на уток. За 100 лет резерват вырос до 360 га, на которых восстановлено болото. Охраняемая территория продолжает расти. Над водоемом в сердце резервата - знакомый темный силуэт самки болотного луня. Три гнездящиеся пары этих обычных у нас птиц - гордость сотрудников National Trust. А вот в десятках (или даже сотнях?) гнездящихся серых гусей, лебедей-шипунов, уток, лысух, серых цапель, больших бакланов хозяева этой земли ничего удивительного не видят. Поражает количество посетителей крошечного заказника. За год - десятки тысяч людей! Ну кто бы у нас пошел гулять по деревянным тротуарам среди низинного болота? А если добавить, что вход на территорию резервата платный... Перестает казаться невероятным, что в английском Королевском обществе охраны птиц 5 миллионов членов.

Район новостроек на окраине города Питерборо. Система старых карьеров, где много десятилетий добывали глину. Место обитания одной из крупнейших в Западной Европе популяций гребенчатого тритона. С тритонами здесь носятся, как с писаной торбой. (Красная книга МСОП! Бернская конвенция!). Их учитывают, переселяют, спасая от гибели при строительстве домов. А вот отдыхающих на пустыре возле новостройки серых гусей (а их больше сотни!), среди которых видны белощекие казарки, наш гид из English Nature не считает заслуживающими внимания. Сырой луг, протянувшийся на несколько километров между двух каналов возле Питерборо. Пасется скот. Ничего примечательного. А между тем - водно-болотное угодье международного значения! Здесь гнездятся чибисы и большие веретенники; а еще собираются на зиму 10-15 тысяч водоплавающих птиц. Так вот где зимуют наши утки! Ведь в Нижегородской области в руки орнитологов попали несколько колец, надетых на птичьи лапки в Англии.

Поселок Кэмбурн - новостройка для тех, кто будет работать в г. Кембридже. Здесь создаются комфортные условия не только для людей, но и для животных. На чердаке сарая - «квартира» для совы. В пруду - островки для уток. В лесном массиве - домики для птиц и летучих мышей. Вольер, где на время строительства передерживают гребенчатых тритонов. А погибшие деревья спиливают (чтоб не придавили людей) и не убирают. Оставляют специально для жуков! И все это по требованиям органов местного самоуправления.

А мы? Что имеем - не храним. Не пришлось бы плакать, потерявши. Как в Англии. Они, конечно, успешно восстанавливают болота, радуются каждой загнездившейся паре чибисов, веретенников, луней. Но ведь луг, где токуют 20 дупелей или кричат 20 самцов коростеля, считается ключевой орнитологической территорией, имеющей международное (!) значение. Во всем Соединенном Королевстве гнездится всего три пары журавлей. Этого ли мы хотим? У нас дикой природы еще много. Но не пора ли уже сейчас позаимствовать «английский опыт» отношения к ней?





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность