Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Высокое искусство бюрократии

Лес и нефть Бузулукского бора: четверть века противостояния

Идея создания национального парка "Бузулукский бор" выдвинута в 1979 году оренбургским охотоведом-биотехником Ярославом Николаевичем Даркшевичем (1913 - 1993 гг.), который в 1940 - 1974 годах работал на Боровской лесной опытной станции. Им написан ряд научно-популярных книг о становлении лесоустройства бора, животном мире и охране заповедного хозяйства.

Бузулукский бор занимает часть Оренбургской (56,6 тыс. га) и Самарской областей - при общей площади бора 86,6 тыс. гектаров. С учетом прилегающих пойменных и нагорных дубрав площадь лесного массива составляет 111 тыс. гектаров. Оренбургская область отнесена к безлесным регионам, где лесами покрыто менее 4 процентов территории. При этом в Бузулукском бору сосредоточено 99 процентов соснового леса области.

Открытие нефтяных залежей в Бузулукском бору четверть века назад, опытная эксплуатация (позже отмененная) запасов "черного золота" в советское время грозит обернуться экологической катастрофой при промышленной добыче нефти не только в бору, но и из-под бора - наклонными скважинами. Побывавшая в 2000 году на местах бывших нефтяных разработок экспедиция юных экологов обнаружила неприглядную картину: нефть на поверхности земли, гниет растительный мир, загазован воздух, уродливые деревья произрастают в радиусе до 300 метров от скважин. Школьники обратились к главе администрации области Алексею Чернышову с просьбой предпринять решительные действия по спасению бора, но скважины и ныне там.

Что принесет бору добыча нефти?

Первый удар - ухудшение качества грунтовых вод из-за варварской технологии нефтедобычи, которая не может быть иной. Следует помнить, что человек на 70-80 процентов состоит из воды и его здоровье зависит от среды обитания. Поэтому межрегиональная демографическая ситуация вокруг бора может оказаться непредсказуемой и коснется порядка 2 млн. жителей, проживающих вдоль реки Самары с ее притоками как в Оренбургской, так и в Самарской областях. Второй удар - загрязнение внешней среды нефтью и побочными продуктами производства, относящимися к наиболее опасным на планете, когда один грамм нефти делает непригодным к употреблению около двадцати кубометров пресной воды. Токсические отходы образуются в объеме от 2 до 10 кг на тонну добытой нефти. Кстати, из 300 млн. тонн добытой сырой оренбургской нефти извлечено порядка 600 тысяч тонн отходов. Любопытно: где, когда и куда закачали нефтяники эти самые отходы, содержащие тяжелые металлы и радиоактивные элементы в Оренбургской области?

При предлагаемой добыче нефти из-под Бузулукского бора в пределах 50 млн. тонн образуется еще около 100 тысяч тонн токсичных отходов. Как будет решаться эта проблема? Нефтяники упорно не дают ответа на вопрос, чем будут заполняться образовавшиеся пустоты в горных породах после откачки из них нефти? В мировой практике добычи полезных ископаемых широко известны случаи понижения рельефа местности при откачке нефти, газа и пресных вод, например: оседание гавани Лонг-Бич (близ Лос-Анжелеса, США) со скоростью 40 сантиметров в год из-за добычи нефти; со скоростью до 11 сантиметров в год опускается город Равенна (Северная Италия) из-за добычи газа; долина Сан-Хоакин (Калифорния, США) опустилась на 8,5 метров из-за добычи воды для орошения полей. Обширные пространства превращаются в зоны экологических катастроф, со всеми вытекающими последствиями для коренного населения.

Региональная "чёрная политика" требует особого рассмотрения. В Оренбуржье устойчиво добывается около 8 млн. тонн нефти с максимальным уровнем извлечения до 13,3 млн. тонн в год. В советский и постсоветский период в регионе открыто более двухсот месторождений углеводородного сырья, из которых почти половина эксплуатируется нефтяными компаниями. Западные и центральные районы области превращены буровиками в подобие швейцарского сыра, когда десятки тысяч скважин на месторождениях пронзили недра до глубин в пять тысяч метров. В течение двух последних лет региональные нефтяные организации типа ОАО "Оренбургская нефтяная акционерная компания" ("ОНАКО"), ОАО "Оренбургнефть", ОАО «Оренбурггеология" и ОАО "ОренбургНИПИнефть" поглотила Тюменская нефтяная компания ("ТНК"), входящая в финансово-промышленный холдинг "Альфа-группа". Поэтому, вольно или невольно, на "ТНК" легла вся ответственность за экологическую ситуацию в нефтепромысловых районах области.

Какова же цена? При условной цене барреля сырой нефти в 20 долларов США оренбуржье должно жить весьма хорошо. Сделаем арифметические подсчёты. Один баррель нефти равен 158,988 литрам. В тонне нефти содержится 1250 литров "чёрного золота". Отсюда - тонна нефти равна 7,8622 баррелям. Следовательно, 8 млн. тонн нефти соответствуют 62,898 млн. барреля, что в валюте оценивается в 1 257 956 600 долларов, а в рублевом эквиваленте - 37,7387 млрд. Но 37,7387 млрд рублей - это три годовых консолидированных бюджета области, который в 2001 году составил 12 млрд рублей. По сути, только за счёт нефтедобычи область может жить припеваючи. Внутренняя годовая потребность в нефти региона оценивается в 2,5 млн тонн. Следовательно, оставшиеся 5,5 млн. тонн есть экспортная часть, оцениваемая в 864 842 долларов (25,9 млрд руб.). Со дня первой промышленной добычи оренбургской нефти в 1937 году валовой показатель превысил 300 млн тонн, оцениваемый в 47,173 млрд долларов (около 1415,2 млрд руб.) по существующим ценам мирового рынка. Любопытны в связи с этим среднедушевые оценки труда нефтедобытчиков в бумажном и натурном эквиваленте. Например, в ОАО "Оренбургеология" ежемесячная средняя заработная плата составляет 3860 рублей или 128,67 доллара, или 6,4335 барреля, или 1022,84 литра, или 0,818 тонн нефти. Распределив 8 млн тонн "чёрного золота" на 2,2 млн жителей области, получаем 3,636 тонны, или 28,587 барреля, или 571,74 долларов, или 17152,18 рубля на душу. При "коэффициенте семейственности" равном трём, - будем иметь доход среднестатистической семьи в 51 456 рублей в год. В этой ситуации сакраментально звучат вопросы об отсутствии денег на закупку горючего на посевную и уборку при сельскохозяйственных работах, о невыплатах заработной платы бюджетникам и постоянных забастовках учителей области, об осреднённой цене топлива по стране, когда вся грязь от добычи нефти и её переработки (с могильными крестами) остается в регионе.

При существующих методах добычи для забора всей нефти из недр потребуется около 15 лет, а дальше возникнет социальная напряженность в обществе - от безработицы.

Финальным аккордом экологической темы можно считать создание в недрах Государственной службы охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России приказа № 304 от 23 мая 2002 года за подписью руководителя государственной службы, заместителя министра М.Е.Яковенко. В этом приказе утверждается заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Эколого-экономическое обоснование организации национального парка "Бузулукский бор" со сроком действия заключения в три года, (до 2005 года).

Региональным "апофеозом" экологической мысли следует считать рождение после министерского приказа в администрации Оренбургской области постановления за подписью губернатора А.А.Чернышева, которое последовало через пять месяцев. В постановлении имеются пять пунктов. Наибольшее впечатление производят две первые позиции: 1) просить Правительство Российской Федерации создать в Оренбургской области национальный парк "Бузулукский бор" с отнесением его территории к объектам федеральной собственности; 2) рекомендовать администрации Бузулукского района и Управлению лесами "Бузулукский бор" приостановить все виды хозяйственной деятельности, противоречащие целям и задачам создания национального парка, на территории особо ценного лесного массива "Бузулукский бор". Но интрига в том, что упомянутые приказ МПР России и постановление администрации Оренбургской области содержат маленькую неувязку. В первом случае подразумевается закончить все работы к 2005 году, а во втором - к 2010 году, что дает расхождение в пять лет, и процесс борообразования откладывается как бы до греческих календ.

Все это относится к высочайшему искусству бюрократической деятельности...


Лариса Терентьева.
Оренбургская областная
добровольная общественная
организация "Зеленый комитет".
Оренбург.
(Из выступления на конференции)

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность