О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Прямая речьГотовы ли мы изменяться?Восстановительный подход в преодолении конфликтогенных противоречий между гражданской инициативой и властьюI. Известно, что конфликт возникает на почве столкновения противоположных ценностей, интересов, средств достижения цели, правил взаимодействия. Преодолеть противоречия, вызвавшие конфликт, - значит найти тот конструктивный путь, который даст энергию, информационный ресурс для развития диалога и выхода на новый (более совершенный) уровень взаимодействия сторон. Стихийное, неуправляемое развитие конфликта (неосознанное или кем-то сознательно попускаемое) обычно ведет к деструктивному финалу. К сожалению, современная реальность такова, что вынуждает констатировать неуклонный рост конфликтных ситуаций в нашей жизни на разных ее уровнях - от бытового до политического. Специалисты по разрешению конфликтов обычно рассматривают их в двух аспектах: поведенческо-рациональном (эффективны ли те стратегии поведения, которые выбирают оппоненты). Рекомендуют, например, поставить себя на место другого, то есть своего оппонента, чтобы лучше понять его. Или пространственно отдалиться от не меняющего свою позицию партнера; эмоциональном (степень эмоционального накала обсуждения проблемы). Рекомендации: разрядить с терапевтом накопленные эмоции; учиться владеть собой, не поддаваться эмоциям. Специалист может помочь только тому человеку, который уже готов к изменениям, прежде всего, собственным. Поэтому подобные рекомендации, соответствующие психологическому подходу, обычно реализуемому в практике разрешения конфликтов, являются важными, но недостаточными. Как помочь человеку захотеть понять своего противника? Это и есть самая трудная задача. Препятствием здесь является клубок взаимных претензий, обид и боли. Так, в книге "После Дурбана" участники российской делегации НПО единодушно отмечают в качестве главного разочарования то, что на Всемирной конференции против расизма "обнаружилось очень немного желающих открыто и твердо противостоять разрушительным концепциям "прав народов" и сведения исторических счетов". II. В любом конфликте главная проблема - это проблема отношений обиженного и обидчика - проблема добра и зла , вечная нравственная проблема. При этом каждая из сторон обычно чувствует себя жертвой. Наш опыт проведения программ примирения между подростками-правонарушителями и потерпевшими наглядно об этом свидетельствует. По-видимому, настало время вводить нравственные критерии в анализ противоречий, приведших к конфликтной ситуации. Эти критерии формулируются очень просто, на уровне здравого смысла: что такое "хорошо и справедливо" с точки зрения одной стороны конфликта, что такое "хорошо и справедливо" с точки зрения другой. И что такое хорошо и справедливо - с обеих точек зрения. Тезис, что любой человек нуждается в нравственных ориентирах, вероятно, не вызовет протеста. Ведь человеку жизненно необходимы такие нравственные категории, как совесть, раскаяние, справедливость. Именно совесть, по словам известного австрийского психолога Виктора Франкла, автора книги "Человек в поисках смысла", является способностью человека находить "те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных ценностей". Да, на уровне внешних проявлений точки зрения конфликтующих сторон часто диаметрально противоположны. Универсальная же справедливость обнаруживается при более глубоком проникновении в суть конфликта, на более высоком бытийном уровне. III. Мы, обычные граждане, сталкиваясь с государственным аппаратом, часто обвиняем чиновников в пристрастии к двойным стандартам. Но этим грешат не только они. Двойной стандарт возникает из субъективизма в оценке ситуации каждой из сторон конфликта. Смысл двойного стандарта или двойной морали состоит в следующем: для моей социальной группы (к которой я принадлежу) хорошо и справедливо это, а для них (чужих по крови, религии, статусу, гражданской позиции) я полагаю вполне справедливым, а значит, хорошим, вот это. Мы так устроены, что всегда будем делить людей на своих и чужих. К этому нас толкает инстинкт самосохранения и сохранения "моей стаи". Это биология с физиологией с их законами о животной природе человека. Правда, по сравнению с животными человек наделен разумом, интеллектом, способностью абстрактно мыслить и обобщать. Но почему-то его интеллект приносит больше вреда, чем пользы. Экологическое мышление, например, с большим скрипом прививается и развивается в нашем сознании. Но все ли так безнадежно? У человека есть совесть - главный внутренний регулятор его человеческого поведения. Говоря словами психиатра А.Ф. Лазурского, "наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация". Именно к этой, здоровой части нашей личности обращается восстановительный подход. В слово "восстановительный" мы вкладываем следующий смысл: восстановление разрушенного, попранного, униженного, забытого, утерянного, искаженного в человеке, в человеческом отношении к чему-то или кому-то, в человеческих взаимоотношениях. Обобщенно: восстановление в человеке способности к полноценному бытию и возможности к движению в направлении нравственного совершенства. Да, это очень сложный и трудный путь, так как в нашем обществе сейчас культивируются совсем другие ценности. Однако у нас есть свобода воли и выбора, дарованная нам Творцом. Нильс Кристи, известный норвежский криминолог, рассматривая проблему уголовного наказания в контексте глобального социально-экологического кризиса, переживаемого сегодня человечеством, говорит, что наши предки всегда находились под наблюдением Всевышнего. В своей книге "Борьба с преступностью как индустрия" он пишет: "Всевышний присутствовал всегда. Он мог быть снисходительным, относиться с пониманием, учитывать ситуацию. Он мог быть всепрощающим. Но Он присутствовал всегда". Пора и нам вспомнить о Его присутствии! Таким образом, в отличие от классических естественнонаучных подходов, восстановительный подход в разрешении конфликтов не выхолощен нравственно и имеет теологическую составляющую. IV. Фокусируясь на теме взаимоотношений НПО и власти, мы предлагаем исследовать конфликтогенные противоречия между ними, опираясь на следующие принципы как основные исходные положения концепции восстановительного подхода в разрешении конфликтов: 1)Право каждой из сторон быть услышанной и понятой. 2)Принцип осознавания происходящего в ситуации конфликта и своей роли в ней через диалог с оппонентами. 3)Принятие "инаковости" другого, или принцип толерантности. 4)Право у каждой из сторон конфликта чувствовать себя не только обвиняемым, но и потерпевшим. 5)Принцип партнерства как равенства позиций сторон конфликта, включая и ведущих (посредников) конкретной программы разрешения конфликта. 6)Обязательное сочетание требования ответственности (за ущерб, за результат работы) от человека ("ответчика") с оказанием ему поддержки. 7)Междисциплинарность восстановительного подхода. 8)Признание уникальности другого человека и неповторимости его как личности. Девятый принцип, сформулированный позднее, который мы считаем базовым для названных выше, - это признание в другом человеке изначально ему присущего стремления к полноценному бытию, к движению в направлении нравственного совершенства по образу Божию. На основе предложенных принципов мы можем делать вывод о своей готовности или неготовности к конструктивному преодолению наших противоречий с нашими оппонентами. Мы можем соотнести с данными принципами свои внутренние убеждения, определяющие наше отношение к действительности, наши нормы поведения и деятельности. Эти же принципы являются основной особенностью "устройства" восстановительных социальных технологий. V. Примерный алгоритм преодоления конфликтогенных противоречий между Гражданской инициативой и Властью. 1. Определить: кто является инициатором инноваций и кто их поддерживает. 2. Изучить: мотивацию сторон, их ожидания и опасения. 2.1. Что и почему предлагают общественные организации (внутренние вызовы - личная ситуация, гражданская позиция, другое). 2.2. С чем и почему а) соглашается власть (внешние вызовы - социальная ситуация, собственная гражданская позиция, личные интересы, другое); б) не соглашается власть (внутренние вызовы - осторожность, недоверие, личные интересы, другое). 2.3. Ожидаемый результат для НПО. 2.4. Ожидаемый результат для государственной структуры. 3. Обсудить в диалоге: что нас объединяет и что разъединяет в данном вопросе. 4. Декларации и реальность. Проанализировать конкретные ситуации в аспектах: а) роль личностного фактора; б) созвучие или диссонанс в миссиях НПО и конкретных госструктур. VI. Можно особо отметить часто возникающее противоречие: активность Гражданского общества направлена на перемены к лучшему (с точки зрения Гражданского общества), а активность Власти - на сохранение "статус кво", ассоциируемого со стабильностью. И при этом все хотят "как лучше". Противоречия необходимы, без них развитие цивилизации остановится. Вспомним закон диалектики: единство и борьба противоположностей - двигатель прогресса. Но чтобы противоречия стали работать во благо, а не во вред, необходимо стать в мета-позицию, увидеть и понять происходящее, вглядываясь извне в то, что мы чувствуем (боль, разочарование, страх, злость, недоверие и т.п.), находясь внутри процесса. И здесь без нейтральных посредников не обойтись, поскольку субъективная оценка внутренне присуща любому человеку в той или иной степени, а гнев и обида порой так велики, что подавляют способность объективно рассуждать и здраво мыслить. Технология работы нейтральных посредников строится на основе принципов восстановительного подхода и технических приемов программ примирения в восстановительном правосудии. Пригодность посредников для своей роли - отдельная важная тема, которой мы здесь не касаемся. P.S. Предложение участникам конференции ПФО "Права человека: достижения, проблемы и пути их разрешения" - создать Общественный Институт посредничества в конфликтах на основе концепции восстановительного подхода. Уникальностью такой службы примирения будет равенство позиций (партнерство в полном смысле этого слова) посредников и конфликтующих сторон, так как посредников будут выбирать сами кофликтующие из числа других общественных организаций, пожелавших включиться в программу Института посредничества.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |