О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Государство и мыЖить долгоСредняя продолжительность предстоящей жизни - показатель, который, в отличие от показателей смертности, не зависит от возрастного состава населения и поэтому пригоден для сравнения состояния общественного здоровья в разные периоды времени и в разных странах. В Российской Федерации и в регионах Приволжского федерального округа этот показатель меньше усредненного биологического показателя для человека-европеоида и показателя в развитых странах. Разница определяет экономический ущерб от "недоживания" работника и является экономическим обоснованием для выполнения оценки экологического состояния территории (ОЭСТ). Вот некоторые данные по средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ): 89 (+ - 5) лет - усредненный биологический видовой показатель для человека-европеоида (Н.Ф. Реймерс, "Экология", 1990 г.); 59-62,2 (мужчины), 71,07-74,7 (женщины) - по 13 субъектам Приволжского округа в 2000 г. (Нижегородский медицинский журнал № 1, 2001 г.); 59,8 лет (мужчины), 73 года (женщины) - по Нижегородской области в 2000 г. Из приведенных выше цифр следует, что для Нижегородской области отставание СППЖ от среднего биологического показателя для человека-европеоида составляет 18-29 лет для женщин и мужчин соответственно. Это дает возможность в оценках экономического ущерба учитывать (с запасом до 2-х раз) минимальное среднее "недоживание" - 10 лет. Принято считать продолжительность трудовой деятельности работника равной 50 годам. Потеря десяти лет дает экономический ущерб 1/5, или 20 % от валового внутреннего продукта (ВВП). Экономический ущерб здоровью населения России от "недоживания", по оценкам Нижегородской государственной медицинской академии, составляет 18% ВВП (Л.Ф. Кобзева, доклад на научно-практической конференции "На пути к устойчивому развитию России", г. Саров, 12 ноября 2002). По законам "О федеральном бюджете" ВВП России составил 7,75 трлн руб. в 2001 году, 10,95 трлн руб. в 2002 году. В абсолютных показателях для 2002 года это дает оценку суммы экономического ущерба России 2,0 трлн руб. в год (для 18 % от ВВП). По данным ВОЗ среди факторов влияния на здоровье населения окружающая среда "берет на себя" 20 % такого влияния. В связи с этим возможна оценка ущерба здоровью населения России от загрязнения (негативного влияния) окружающей среды - 400 млрд руб. в год. К этому ущербу необходимо добавить ущерб, наносимый окружающей среде. По оценке Л. Егоровой ("Зеленый мир" № 21-22, 2002 г.), он оценивается в целом по стране в 230-250 млрд. рублей в год. Исходя из этого, получаем оценку суммарного ущерба здоровью от загрязнения окружающей среды и окружающей среде от загрязнения - 640 млрд руб., или 5,8 % ВВП. Согласно данным Л. Егоровой экологические расходы федерального бюджета в 2002 году должны были составить всего 17 млрд руб. В эти расходы включаются воспроизводство минерально-сырьевой базы, охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия. Очевидно, что эти расходы не компенсируют текущего ущерба здоровью и окружающей среде. А ведь еще имеется ущерб, накопленный за предыдущие годы. В прошлом году Правительством России принята Экологическая доктрина РФ, разработанная по инициативе и при участии общественных экологических организаций. В ней, в частности, определены экологические приоритеты в здравоохранении. Ими являются "улучшение качества жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшение экологических показателей окружающей среды". Эти приоритеты должны находить отражение в планах социально-экономического развития территорий. А для обоснования включения в такие планы необходимо выполнять оценку экологического состояния территории (ОЭСТ), о которой мы уже упоминали. Порядок оценки, критерии и показатели ОЭСТ были определены Минэкологией и Минздравом России еще в 1992 году и развиваются современными методическими отраслевыми рекомендациями Минздрава России. ОЭСТ включает в себя: 1. сбор и систематизацию материалов - медико-демографических, санитарно-гигиенических - о качестве окружающей среды и негативном воздействии на нее, 2. экспертную оценку ведущих факторов и проявлений; 3. определение контрольных территорий в сходных природно-климатических и социально-экономических условиях; 4. сравнение состояний здоровья населения и окружающей среды с фоновым (региональным) и на контрольных территориях. Как следует из сказанного выше, показатели здоровья, оцененные по этим методикам, необходимо дополнять показателем средней продолжительности предстоящей жизни. По результатам этих оценок и дополнительных (при необходимости) обследований определяется степень экологического благополучия или неблагополучия территории, разрабатываются рекомендации по реабилитации территории и оздоровлению населения. При этом рекомендации должны учитывать мнение населения и экспертную оценку общественных организаций. Общественная организация "Социально-экологическая защита населения и потребителей" (ОО "ЭКОНА") сейчас разрабатывает территориальную программу выполнения ОЭСТ для города Саров - с участием экологов, практикующих врачей, специалистов по общественному здоровью и информатизации, Госсанэпиднадзора. Уже есть определенный опыт для последующей разработки методического пособия "Типовая программа ОЭСТ для НПО Приволжского федерального округа".
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |