Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Питательная среда

Марина Анатольевна Замураева - преподаватель кафедры педагогического дизайна, дизайнер среды детства. Она заведует лабораторией организации и проектирования детской предметно-пространственной среды при Нижегородском гуманитарно-художественном институте. Все, что окружает наших детей дома, в садике, в школе: интерьер комнаты, мебель, игрушки - все становится предметом исследования сотрудников лаборатории. Марина Анатольевна рассказывает:

- Мы привыкли рассматривать интерьер просто как место, где ребенок находится, и мало задумываемся о влиянии интерьера на развитие его личности, о том, что интерьер может быть не самоцелью, а средством, помогающим родителям и педагогам в воспитании детей.

Мне иногда приходится консультировать богатых пап и мам по поводу создания интерьеров детской, и оказывается, что в это время они озабочены чем угодно, только не интересами ребенка. Недавно один богатый папа повез меня покупать своему сыну очень дорогой белый гарнитур со множеством шкафов, шкафчиков, вставок... Я ему предложила купить мебель подешевле, а на остальные деньги приобрести игрушки и другие предметы, необходимые для развития ребенка. «Да, замечательно, - сказал мне папа, - но на все это у меня нет сейчас денег, давай все-таки купим сначала гарнитур, потому что у нас новоселье, придут Ивановы, Петровы, Сидоровы и комната моего ребенка должна быть не хуже, чем у них».

На витринах киосков города множество журналов, посвященных вопросам интерьера, организации пространства нашего жилища. Они изобилуют пестрыми постановочными фотографиями, экзотическими приемами... Это красиво. Это замечательно. Но ведь это конкретные проекты для конкретных заказчиков! Конкретные детские комнаты для конкретных детей. А ведь люди все разные... У каждого дизайнера тоже существуют свои предпочтения и свой стиль в работе. Иногда его прежде всего интересуют проблемы самовыражения, отработка новых приемов, новых творческих идей. Человек, обратившийся за помощью, останется просто заказчиком, клиентом. Наверное, это неправильно. Тем более, если речь идет о детях.

Удачная реклама мебельного гарнитура на фоне красной стены - это еще не детская комната. И может быть, совсем не вариант для вашего ребенка. Сегодня даже архитекторы говорят о необходимости консультаций с психологами, необходимости адаптировать планировочную структуру к человеку. Но с ребенком еще сложнее. Его восприятие очень специфично.

На ярких картинках в журналах «играют» красный, синий, желтый цвета. На маленькой странице рядом с другими снимками эти контрастные цвета смотрятся хорошо, но попробуйте поселить туда ребенка и чтобы он жил в этой обстановке с утра до вечера... У детей в возрасте от 3-х до 7 лет, как правило, ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра. Значит, пространство комнаты должно быть разнообразным, богатым случайностями и давать возможность пофантазировать. Именно потому дизайнер и педагог должны работать в союзе. Дизайнер с помощью цвета, фактуры, света, композиции может помочь в решении многих педагогических проблем. А может помешать...

Поэтому, мне думается, что родители поступят правильно, если прежде чем взять в руки красочный журнал «Интерьер», сначала прочитают книги Пиаже, Выготского, Венгера и Петровского, побольше узнают об особенностях возраста, темперамента ребенка, поверят в свои собственные силы и очень осознанно будут подходить к выбору стиля и наполнения интерьера. Это, конечно, труднее, занимает больше времени... Но родители дома, воспитатель в группе детского сада и учитель в классе становятся не «статистами», а действующими лицами в использовании среды как средства развития ребенка. И только тогда картинка на стене из цветового пятна превратится в пособие по развитию речи ребенка. А вместо куклы Барби появится люлька с младенцем да еще комплект разных пеленок к ней!

Был проведен опрос детей в возрасте 3-6 лет. Их спросили, какие игрушки те предпочитают? В перечень входили: животные, игрушки-куклы, игрушки-забавы, бытовые игрушки (например, посуда), развивающие (скакалки, конструкторы). Так вот на первое место дети поставили изображения натуралистичных животных, затем бытовые игрушки. Это значит, что ребенка привлекает реальная жизнь и реальные существа, населяющие этот мир, что он хочет быть рядом с мамой и участвовать в ее делах. На третьем месте у детей были игрушки-забавы. Вспомните народную игрушку - мишку с кузнецом, которые по очереди бьют по наковальне? То есть детям интересны игрушки не статичные, а движущиеся, действующие, почему трансформеры и заняли определенное место, вытеснив традиционные игрушки. Жаль только, что вместо молота у Бэтмена в руках оружие для уничтожения, и выражение лица далеко не мирное! ...А ведь влияние игрушки на ребенка огромно! Например, у Николая II самой любимой игрушкой была железная дорога - маленькая, но совершенно натуральная.

И солдатики были в настоящих, очень хорошо сшитых костюмах. Что сделал Николай, когда стал царем? Он первым в России построил железную дорогу.

А вот уже развивающие игрушки - скакалки, мячики, конструкторы - дети поставили на последнее место. Оказывается для них важно не столько развитие интеллекта или двигательной активности (движение и есть способ их существования), сколько ознакомление с социумом, с живыми людьми, вообще, с живым, реальным, а не фантазийным миром.

В нашем институте регулярно проводятся семинары с работниками детских садов, на которых специалисты рассказывают, как создать предметную среду для ребенка. Была у нас возможность поработать и с гувернерами... Но я думаю, что необходимо каким-то образом популяризировать эти знания и среди «обычных» людей. Ведь, как правило, созданием жилища занимаются сами обитатели дома, в первую очередь, женщины. Они испокон веков хранительницы очага, но многие в дизайне чувствуют себя неуверенно. И очень зря.

Давайте порассуждаем. На генетическом уровне у ребенка может быть заложена масса способностей. Их надо выявить и развить! Тогда он будет счастлив, востребован в обществе, принесет пользу людям. Какие это способности? Их описывает в книге «Познай себя» психолог Анатолий Гармаев. Существует 15 основных: Интеллектуальная, Художественная, Музыкальная (включая певческую, исполнительскую и композиторскую), Литературная, Архитектурная, Ремесленная, Техническая, Педагогическая, Врачевательская, Животноводческая, Растениеводческая, Пластическая (спортивная и танцевальная), Ораторская, Организаторская, Отобразительная и даже Классификаторская!

Представляете, сколько направлений в развитии? Представляете, сколько разных предметов, игр, книг, музыкальных инструментов, конструкторов должны найти место в интерьере? Вероятно, нет необходимости перечислять, какие из предметов проиллюстрируют каждую способность. Главное, чтобы ваша мысль выбрала новое направление и развернулась не столько к форме, сколько к содержанию

Интерьер не для интерьера, а для ребенка - вот о чем надо помнить. Значит, если вы решаете какой свет должен быть в комнате у своего малыша, вы сразу проигрываете ситуации, в которых он может оказаться. Утром пробудился, открываем штору и свет заливает комнату, говорим: «Как прекрасно! Как замечательно!» Для вечера выбираем светильник не такой, чтоб под люстру подходил, а чтобы ребенок не испугался, оставшись один в полутьме. Если переезжаете в новую квартиру, надо учесть, что до 4-х летнего возраста ребенок должен жить в самой большой комнате, в которой, тем не менее, для него надо создать уютный уголок, где ему будет комфортно. Опять же, когда ко мне обращаются с вопросом, какого цвета стены должны быть в комнате новорожденного, я отвечаю: «До полугода ему совершенно все равно, какого цвета эти стены, ему важно, чтобы мама чувствовала себя хорошо, поэтому спрашивайте у мамы, как ей удобно». То есть в каждом конкретном случае надо идти от ребенка, от главного вида его деятельности на данный момент. Для новорожденного это непосредственно-эмоциональное общение не столько с предметами, сколько с мамой, из этого и надо исходить.

В сентябре нам пришлось консультировать много школ и детских садов и все вопросы были одного порядка: «Какого цвета должны быть шторы? Какого цвета линолеум?» А я задаю встречный вопрос: «А какие у вас дети?» То есть приходится людям, которые в первую очередь хотят не хуже других выглядеть перед роно, задавать вопросы по их непосредственной профессиональной деятельности, а они теряются, потому что не привыкли думать сначала ЗАЧЕМ мне это надо, а потом уже: КАКИМИ СРЕДСТВАМИ я буду это решать?

Посмотрите, в природе все очень разнообразно: там есть цвет, свет, звук, динамика, многоообразие поверхностей, разнообразный рельеф, линейно-графическая структура... Если при подготовке интерьера педагог будет осознанно переносить все эти элементы в организацию среды, то на вопрос: «Какого цвета должна быть стена?», он будет размышлять: в каком качестве она «работает»? Как фон для показа какого-то предмета? Как элемент цветового воздействия? Как носитель фактуры? Именно потому в первом классе, куда пошел сын моих друзей, мы решили усовершенствовать счетный материал - карточки из бумаги. Поверхность стола гладкая, бумага гладкая... Да нам еще предложили оклеить карточки скотчем или обернуть в пленку для износоустойчивости.

А много ли в природе таких поверхностей - очень-очень гладких? Практически нет. Все шершавое и очень разное - земля, в которой любят копаться дети, песок, какая-нибудь палочка, листик, травинка. Вот мы и решили для развития сенсорной активности детей сделать счетный материал из тряпочек.

Очень жаль, что мы все дальше уходим от того реального мира, в котором жили поколения наших предков. Если раньше в избе человек находился в основном в зимнее время (и то там было огромное количество элементов объемного пространства - сени, печка, лавки, разнообразная утварь), а уж летом-то он практически все время был на открытом воздухе, то сейчас мы частенько видим нарисованные на стене березки или срубленное дерево в искусственном интерьере. Это скорее беда, чем находка!

Когда родителям все это рассказываешь, они задумываются, а потом сами берутся за дело. Специфика нашей лаборатории в том и заключается, что мы пытаемся научить человека верить в себя, в свои способности и не бояться творить самому. Мне понравилось, что во многих немецких семьях нет пристрастия к одинаковым, модным тенденциям в дизайне жилища. Там продают разную мебель из натурального дерева, из которой каждая семья компонует свои наборы. И абажуры они делают сами, вместе с детьми, и стены украшают собственными рисунками - и это прекрасно! А у нас многие создают квартиру на показ, для гостей, хотя гораздо важнее обустроить ее так, чтобы уютно и удобно было тем, кто в ней живет. И пусть не все будет стильно и гладко - не важно. Важно, чтобы у всех обитателей квартиры была возможность расслабиться, почувствовать: «Я - дома!» Часто бывает, что люди у нас не отдыхают, а ремонтируют квартиры. Сейчас изобретают все новые отделочные материалы, за которыми не угонишься, их повсюду назойливо рекламируют, и человеку все время кажется, что он отстал от жизни. Он начинает мучаться, нервничать, что не успевает в ногу со временем... Это не так.

Вспомните русскую избу, где почти все было сделано по своему вкусу и своими руками, вспомните, что значил для человека его родной дом, его стены. Руку только положишь на эти бревна, что еще дед или прадед складывал... Это же корни! И это вам не сегодняшние гипсоформовочные недолговечные перегородки, создающие ощущение чего-то временного - прибежал, убежал... Раньше в доме была душа человека. А сейчас она где? В золотом унитазе? И похваляемся друг перед другом: а вот посмотри, какая у меня сантехника, а у меня, посмотри, дверные ручки какие красивые! А ребенку ничего этого не нужно! Ему нужно, чтобы у него был дом, где его ждут и любят.

Ведь огромное удовольствие получаешь, когда сама шьешь ребенку одежду и вкладываешь в нее свою душу, свою любовь к нему. Он обязательно это почувствует и будет носить ее с удовольствием, (а раньше ведь вообще было принято перешивать детям свою старую одежду). Огромное удовольствие получаешь, когда вместе с ребенком украшаешь свой дом, обустраиваешь его так, как нравится, а не как диктует мода. И тогда у нас ни одна квартира не будет похожа на другую, ни один детский сад. А то слышу на совещаниях педагогов: «Езжайте в тот садик, посмотрите, как у них здорово: у них все под хохлому!» Все едут, смотрят: «Да, нам надо сделать также!» Зачем? Дети-то разные!

Поэтому когда к нам приходят и говорят: «А расскажите, какого цвета...» Конечно можно абстрактно рассказать, какой цвет предпочтительнее детям в таком-то возрасте, но лучше понять главное: что рюшечки на тюлевых занавесках только отнимают время у педагога, который сидит и пришивает их долгими вечерами. Но эти рюшечки совершенно ничего не дают ребенку, и лучше взять полотно трех различных цветов и менять его для того, чтобы обновлялась среда вокруг ребенка, потому что в природе это обновление существует.

Когда начинаешь рассказывать об этом воспитателям, многие из них пугаются. Почему? Да потому что процесс изменения среды надо контролировать, им надо управлять. А это работа! Ты - создатель среды, творческая личность, а не так: повесил что-то на стены, на окна и висит это годами, а ты только ходишь и сравниваешь свой интерьер с другими. И правы те педагоги, которых волнует в первую очередь не цвет стен, а психологическая комфортность ребенка. И я на их стороне, потому что знаю, что многие воспитатели страдают от того, что им некогда позаниматься с детьми. Создавать среду их не учат. И денег за это не платят. А жаль!

А ведь если мысленно вернуться в детсадовские времена, то многие ли помнят, какой там был интерьер? Лично я не помню, зато хорошо помню, что меня тошнило, если хлорной тряпкой вытирали обеденные столы, а потом заставляли на них есть, или наливали какао в грязные стаканы из-под сметаны... И очень хорошо помню любимую куклу и как мама шила ей чулочки, лифчик с крохотными резинками, чтобы эти чулочки пристегивать. А сейчас это редкость, время общения с ребенком, как правило, ограничено и в результате мы очень многое теряем.

Во многих семьях общение с родителями заменил компьютер. Но до 6 летнего возраста компьютер в детской - это страшно! Как объяснить родителям, что ребенку только 15 минут можно сидеть у телевизора, а следующие 20 минут обязательно надо заниматься активной физической деятельностью, чтобы «переварить» эту вредность.

Среда - это не только шторы и диваны! Когда вы едете в маршрутке и вас в течение 40 минут зомбируют блатными песнями, это гораздо важнее, чем наличие или отсутствие занавесок на окнах автобуса. Это тоже среда. Обилие рекламы по телевизору, разного рода картинки с обнаженной натурой, все эти модные словечки «вау» и «круто» - это тоже среда, агрессивное воздействие которой не позволяет человеку сосредоточиться на чем-то своем, дорогом и близком его природе. Поэтому очень важно, кто формирует нашу среду, в чьих она руках. Когда я подхожу к киоску и вижу на его витринах журналы с порнографическими изображениями, я звоню в Роспечать и говорю: «Вы не имеете права это делать. Рядом школа, дети!», а мне говорят, что хозяин так велел класть, эти журналы раскупаются. А последствия никого не волнуют. Я бы вообще собрала всех женщин и вывела на какую-нибудь демонстрацию перед нашей администрацией с протестом против такой обработки сознания - нас и наших детей!

А вот домашняя среда - это то, что мы создаем, за что мы отвечаем сами. И если мама в спальне предпочитает развешивать по стенам обнаженных красоток, а не рисунки своих детей, если занятиям с ними предпочитает тренажерные залы и салоны красоты, то не стоит потом спрашивать: «Почему ребенок меня не любит?» Потому что надо беспокоиться не о том, какой стоимости гарнитур стоит в детской, а как найти время, чтобы поговорить с ребенком в стенах его комнаты. В этом году я отработала воспитателем смену в лагере, чтобы побыть вместе с дочерью, и ясно увидела, что главная проблема наших детей - неумение общаться друг с другом. Они привыкли сидеть в одиночестве перед компьютером, телевизором. А мы стали играть с ними в игры, водить хороводы, играли в лапту, в вышибалы, в прятки, в жмурки, еще какие-то игры вспомнили, самые интересные. Иногда видя, как дети заигрались, как им это нравится, как хорошо они общаются во время игры, мы даже отодвигали какие-то запланированные мероприятия. Это было важней. И именно игры они вспоминали потом как самое интересное из того, что было в лагере. Когда на день рождения к моему ребенку приходят дети и начинаешь с ними просто беседовать, разговаривать на равных, как со взрослыми, они бывают настолько благодарны, так рады, что на них обратили внимание, что, кажется, все готовы для тебя сделать. И это внимание им гораздо важнее, чем «дежурная» игрушка, купленная родителями в качестве заботы. Тем более, что все сложнее увидеть сейчас классическое единство: красота - истина - добро. И не слишком ли часто красивое служит безобразному. Но дети здесь не причем!


Записала Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность