О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Стоянка человекаНашенский автомобиль.Заветная концепцияА все-таки, почему наши, российские автомобили такие грязные - в экологическом смысле, конечно? Честно говоря, раньше я думала: стихия. Как можем, так и делаем. Что-то, как всегда, мешает. Озарение пришло внезапно, на конференции представителей НПО, организованной посольством европейской страны. ...Рабочая группа по теме «Окружающая среда». Рассказы о выполненных проектах. Рассказ о предложениях по экологизации транспортной системы Нижнего Новгорода вызвал поразительную реплику представителя из Курска, пожилого лысоватого мужчины с хорошей выправкой. «Да как вы можете предлагать перевод машин на газ? Вы знаете, что газ дешевле бензина? Это что же, меньше доходов будут получать автозаправочные станции, выходит? Так значит, и налогов в бюджет будет меньше поступать?» Защитник поступлений в бюджет от продажи грязных и более дорогих видов топлива значился в списке гостей как Анатолий Николаевич Григоров (Курская академия развития науки и образования). Из других его реплик было понятно, что он хлопочет не зря: отношения с бюджетом у его организации достаточно близкие. Отбросим закономерную мысль о том, что продажа наркотиков принесла бы чиновникам и приближенным к бюджету организациям еще большие поступления. Интересней продолжить автомобильную линию. Что-то подсказывает, что господин Григоров выдал кусочек заветной концепции российского автомобиля, близкой сердцу очень многих - и чиновников, и топливного бизнеса. А муниципальные власти сегодня сплошь и рядом действительно ставят на этот бизнес. Пишут, что в Новосибирске количество заправок уже в 4 раза превысило нормативы. Каковы же перспективы оздоровить воздух наших городов, если действительно такая концепция существует? На сжатый газ, высокоэкологичный вид топлива, на котором ездит существенная часть автопарка Германии, Скандинавии, Голландии, переходить нам нельзя: топливо слишком дешевое. В полном соответствии с желаниями скромного экообразованца, мы и не переходим. Это немцы ставят целью довести долю автопарка, работающего на газе, до 25 процентов. На российском газе, разумеется. А доля автомашин Нижнего Новгорода, работающих на газе, уже долгие годы составляет порядка полпроцента от всего автопарка. А знаете, к слову, сколько, какая часть автомобилей, по данным городского Комитета по экологии, снабжена нейтрализаторами? До тысячной доли автопарка не дотягивает. А вы говорите, почему нечем дышать. Дак это не только в Нижнем, это везде. Хорошо. А как насчет совершенствования самого российского автомобиля, повышения его экологичности, эффективности, экономичности? ...Стоп. Видимо, опять нас несет не туда. Что это еще за экономичность? Значит, сейчас российский автомобиль потребляет 10-17 литров бензина на 100 км пути, а будет 4-6? А как же тогда заправочный бизнес? А как же поступления в муниципальный бюджет и другие родственные карманы? На что же тогда будут жить, в конце концов, курские экообразованцы? Конечно, дети, лишенные не только их бесценных уроков, но и большей части автовыхлопной нагрузки, будут здоровее. Что-то подсказывает, что и без экологического образования они не останутся, много у нас нормальных энтузиастов, не фанатиков грязных, но прибыльных технологий... Но эти опасения пока беспочвенны. Пока антиэкологичным автомобильным технологиям, судя по всему, мало что угрожает. Ввод в действие Евро 1, Евро 2, Евро 3 - европейских норм на содержание выхлопов и европейских методик расчета токсикантов - это такая же утопия, как переход российской армии на добровольную основу. Об этом часто говорится, но в реальности наш автопром так же не допустит первого, как наше Минобороны - второго. (Очень хотелось бы ошибаться...) Поэтому автомобильные экотехнологии обречены на прозябание. К примеру, ЭРС - средства экоресурсосбережения. Или тепловые инжекторы - если оборудовать ими автомобили, не придется подолгу прогревать двигатели в мороз. Но ведь все эти технологии ведут к сокращению потребления топлива, поскольку повышается экономичность работы двигателя, и топливо расходуется более эффективно. Стало быть, опять интерес тех, кто при топливных и муниципальных кормушках, включая господина Григорова, может пострадать... И в итоге замкнутый круг. Полное отсутствие какого бы то ни было стимулирования - на начальном этапе - производства средств экологизации автомобиля приводит к тому, что это производство не может по-настоящему раскрутиться, а значит, себестоимость продукта не может снизиться до той отметки, при которой его покупали бы практически все автовладельцы. Понятно, покупать те же средства экоресурсосбережения автовладельцы будут в основном не для того, чтобы спасать окрестных детей от рака и астмы, а чтобы сэкономить топливо и деньги. Так вот, если они будут окупаться несколько лет, спроса на них практически не будет. Что и происходит. Вроде на словах все «за чистый воздух, чистую воду» и т.д., а чуть поглубже - саботаж. Похоже на то, что происходит с ресурсосбережением в коммунальной сфере. На словах все ратуют за это самое ресурсосбережение, а на деле те же местные «Водоканалы», к примеру, сделают все, но не допустят, чтобы с нас брали деньги по водяным счетчикам. Тогда ведь станет ясно, что мы тратим не 500 кубов воды в день, а 100 максимум. Поэтому и вся реформа ЖКХ сводится исключительно к повышению квартплаты, без рассмотрения: а за что мы, собственно, платим? Ну, а при чем тут астма? Объяснять вряд ли надо. Это тоже из серии "кто, чем и за что платит". Существует ли, нет ли в реальности концепция прожорливого, грязного, но очень выгодного российского автомобиля, точно неизвестно, но известно, до чего мы уже дошли. В Нижнем Новгороде, к примеру, загрязняющие вещества из автовыхлопов составляют 86 процентов общего загрязнения воздуха. Причем за 2000 год их количество выросло на 125 % - на 310 тысяч тонн. Это пока о воздухе. Что же касается собственно здоровья, мы много раз упоминали с быстром росте астмы, аллергического ринита, врожденных аномалий и опухолей у детей. Собственно говоря, это программируемый рост. Он программируется теми, кто лоббирует грязные автомобили - в том числе. По данным облЦГСЭН (санэпиднадзор), детская онкозаболеваемость в областном центре - Нижнем Новгороде - на 73% превышает детскую онкозаболеваемость в области. А ведь разница в условиях проживания маленьких жителей большого города и тех, кто растет в поселках, деревнях, - это прежде всего различие качества воздуха. На той же конференции Надежда Михайловна Бедина из Волгограда рассказала о своем опыте пропаганды экологичной эксплуатации автомобиля. Началось все с того, что их организация участвовала в исследованиях грудного молока. Оказалось, что у волгоградских женщин оно содержит массу токсичных веществ. Волгоград известен монстрами химпрома, но все же вывод экспертов гласил, что большой вклад в отравление будущих поколений волгоградцев вносят и автовладельцы. И тогда женщины из клуба «Экология» решили напрямую к ним обратиться. Клеили листовки на бензозаправках, на гаражах. Пошли в ответ звонки: «Да мы понимаем, мы перешли бы на газ, но где заправляться?» Господин Григоров (экообразование) может радоваться: практически нет заправок сжатого газа в России. Слишком дешевое топливо?
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |