Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Страна Советов. Общественных

Недавно в Америке в штате Массачусетс в рамках программы «Общественные связи» побывала группа нижегородцев, тем или иным образом связанных с планированием жизни и устройства городов - больших и малых. Наши люди в Америке изучали американский опыт решения проблем городской застройки и форм участия общественности в этом важном процессе. В составе группы помимо чиновников из городской администрации, курирующих вопросы архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, оказалась и представитель общественной организации экоцентр «Дронт» - Анжела Бакка. Она рассказала:

- Начну с того, что в США вообще есть такая профессия - планировщик, чего, в принципе, нет у нас, есть кафедры в вузах, есть специализация по этой тематике. Первое, что сразу бросается в глаза (и я рада, что это постоянно бросалось в глаза нашим чиновникам), - полная стопроцентная открытость градостроительных процессов. Было такое ощущение, что люди в США, которые занимаются городским планированием, засыпают и просыпаются с мыслью, что «вот это нам надо обсудить с общественностью». И хотя в законодательстве действительно прописано, что общественные обсуждения должны проходить по поводу всего, всех и вся и везде, где только можно, для них это не просто требования законодательства, это необходимость, диктуемая жизнью и политической ситуацией. На провокационные вопросы наших чиновников: «А ведь вам наверняка мешает общественность, и наверное очень тяжело вам...», планировщики и застройщики в США удивленно отвечали : «Ну а как же иначе? Да, это осложняет жизнь, но если мы все не обсудим с населением, будет еще хуже. Надо же с людьми поговорить, им надо объяснить... Если проект дорогостоящий и мы хотим получить под него финансирование от правительства штата, значит, придется склонить на свою сторону какое-то количество политиков, а для этого убедить электорат». То есть и работники системы управления, и представители бизнеса осознают, что в их интересах работать с населением, поскольку с его помощью они влияют на политический процесс. А у нас чиновники и бизнесмены считают, что для этого им достаточно убедить одного политика, а население тут ни при чем, оно и так обойдется. Хорошо, что наши чиновники увидели совсем другой подход к делу, хорошо, что слышали о нем по 5-8 раз на дню, хорошо, что к концу поездки слово «общественность» перестало у них вызывать раздражение, а в глазах появилась некая задумчивость: видимо, да, видимо, все-таки придется...

В США нам показали простой и действенный механизм участия граждан в формировании градостроительной политики. В целом городское планирование осуществляется там на четырех уровнях - федерации, штата, региона (штат поделен на несколько регионов) и муниципалитета (местное самоуправление). При этом, опять же в отличие от нас, большинство прав отдано муниципалитетам, то есть все судьбоносные для города решения принимаются либо на уровне муниципалитета, либо с его подачи и по его инициативе. Что-то "сверху" решить без муниципалитета нельзя в принципе, в то же время местное самоуправление может принять решение по целому ряду вопросов, не обращаясь к региону или штату (если при этом укладывается в соответствующие законодательные акты). Структура городского управления примерно такая же - мэр, городской совет, есть департаменты... Но важно то, что эти самые департаменты там работают в тесном союзе с общественными советами, которых очень много - и самых разнообразных. Например, совет по зонированию, совет по охране окружающей среды, совет по здравоохранению, по делам инвалидов, по общественной безопасности... При этом совсем не обязательно, чтобы в совете по зонированию или в совете по строительству были специалисты. Там могут быть дворники, домохозяйки... Такое впечатление, что все жители города равномерно распределены по этим советам и активно в них заняты. Состав общественных советов чаще всего предлагается мэром и утверждается городским советом, а иногда избирается горожанами всенародно. Количество членов совета - 5-7 человек, в крупных городах 9.

Очень многие вопросы городской жизни до принятия окончательного решения проходят стадию обсуждения в общественном совете. Конечно, в разных городах они работают по-разному. Где-то это действительно сильная и активно действующая структура, к которой прислушиваются, где-то - видимость, но, в целом, муниципальные органы работают с оглядкой на общественные советы.

Помимо советов - консультативного органа при муниципалитете - есть в Америке практика обсуждения вопросов с жителями. Причем застройщик сам заинтересован в том, чтобы собрать жителей, все с ними обсудить и договориться. Обсуждение проходит до того, пока все жители не будут согласны (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей), но согласны все. Застройщик их убеждает, предлагает разные варианты: «Не хотите так, давайте попробуем вот так. А на что бы вы согласились?». В пример нам приводили проект, который предполагал строительство автобусного парка. Он вызвал очень большие дебаты, длительные обсуждения с жителями. Население предлагало свои варианты... Все кончилось тем, что застройщики отступили от первоначального замысла, сильно сократили количество автобусов, все они работают только на газовом топливе...

Интересно то, что обсуждение с общественностью у них начинается в процессе разработки проекта, еще на стадии замысла. Потом продолжается на стадии эскизного проекта, на стадии подробного проекта и на всех дальнейших. Для них это абсолютно естественно, поскольку в их интересах.

Важно и то, что вся информация, касающаяся жизни города, стопроцентно доступна. В Интернете есть все: генплан развития города, схема его зонирования, есть ГИСы - отличные трехмерные фотографии любого здания, так что его можно "увидеть" с любой стороны, померить высоту и т. д. Есть база данных по владельцам недвижимости, ее стоимость. Любой застройщик, который захочет приобрести некий участок, может, зайдя в Интернет, выяснить, к какой зоне города этот участок относится, какая застройка на этой территории возможна и какова процедура получения разрешения на застройку - то есть все абсолютно открыто.

О зонировании стоит сказать подробнее. Это то, чего у нас нет, но, вероятно, было бы полезно иметь. Зонирование города выполняется на основе генплана, если он есть, и имеет статус юридического документа (фактически закона). Кстати говоря, генплан у них - документ совершенно не обязательный и не имеет никакой юридической силы. Если он у города есть, хорошо, если нет, то можно и без него. То есть основополагающим документом является не генплан, а вот это самое зонирование. Этот документ содержит деление территории города на различные зоны с определением для каждой зоны разрешенных, возможных и запрещенных типов застройки. Если зона жилая, значит, в ней можно строить такие-то дома, такие-то коммерческие учреждения с такими-то ограничениями, а построить, к примеру, химическое производство нельзя. А если зона промышленная, то там нельзя построить жилой дом. В Интернете "висит" карта города с системой зонирования, где указан статус каждой зоны, типы застройки и система условных обозначений «разрешено безоговорочно», «запрещено безоговорочно» или «может быть разрешено при выполнении таких-то условий». На карте выделены так называемые «открытые места», существующие элементы живой природы в городе и «белые пятна» - свободные территории, покрашенные в цвет соответствующей зоны. Таким образом наглядно представлена возможность развития города для каждой из зон, для всех типов застройки.

Зонирование - штука довольно строгая, но она тоже может быть изменена. Если кто-то захочет на территории определенной зоны построить что-то статусу этой зоны совершенно не соответствующее, то, в принципе, он может обращаться с ходатайством об изменении зонирования. Процедура очень сложная, очень долгая, но, в принципе, это возможно. Я не знаю, можно ли менять это зонирование, что называется, «для своих и наших» (наверное, продажные чиновники есть везде), но препон и сложностей на этом пути для них будет множество. И именно в лице тех самых многочисленных советов - все их надо пройти. То есть в тех случаях, когда у нас "покупают" одного чиновника, у них надо купить огромное количество.

Разрабатывается зонирование на 10 лет на уровне муниципалитета, проходит общественное обсуждение и процедуру проверки соответствия различным законодательным актам. Но мой вопрос, рассматривают ли они возможность выкрасить пустые места на карте города в ярко-зеленый цвет, то есть превратить их в парки и скверы, ставил собеседников в тупик. То есть, если такие зеленые территории есть, их трогать нельзя - природоохранное законодательство очень строгое. Но если территория пуста, то это товар - со всеми вытекающими последствиями. «А почему вы считаете, что для поддержания экологической устойчивости города вам достаточно того, что есть?» - снова задаю я вопрос, и он вызывает замешательство. Слова «экологический каркас города» ставят собеседников в тупик, и потому я полагаю, что и американцам у нас есть чему поучиться. Хотя бы теоретически.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность