О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Новости движенияПрямая речьМеждународный день прав человека. Часть встречи членов Комиссии по правам человека при президенте РФ с В.В. Путиным 10 декабря 2002 г., 12-20 - 15-45. Что касалось экологии (близко к тексту)С.И. ЗАБЕЛИН: Я не буду плакать вам о "плохой экологии", как теперь говорят. Мне также нет необходимости подробно говорить о нарушениях прав граждан России в этой области. Этому посвящен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "Экология и нарушение прав человека", представленный общественности три недели тому назад. Вопрос в том, что и состояние среды, и положение с экологическими правами продолжают ухудшаться. Владимир Владимирович, в мае 2000 года Вы своим Указом передали функции охраны окружающей среды от самостоятельного органа, каким бы плохим он ни был, Министерству природных ресурсов РФ, которое со своей задачей не справилось: - с 2000 года и до сих пор растут объемы сбросов и выбросов загрязняющих веществ в водоемы и в атмосферу; ухудшилась ситуация с лесными пожарами - этим летом в Москве это можно было почувствовать носом, но это не только московская проблема; - в то же самое время сумма взысканий, наложенных органами охраны среды на предприятия, уменьшилась в 4 раза, по крайней мере, поступления в бюджет; - в 2002 году под контролем органов Минприроды находится в 2 раза меньше предприятий, чем в 2000 году; - в 2001-2002 году в России не создано ни одного нового заповедника или национального парка, хотя заповедники в России создавались даже во время Великой Отечественной Войны; - государственная экологическая экспертиза - главный инструмент предотвращения ущерба природе и здоровью людей - превращена в фикцию: в настоящее время даже заводы по уничтожению химического оружия строятся без положительного заключения экологической экспертизы. Это огромный риск - случись что, спросят со всех нас... (Президент мимикой выразил крайнее удивление, записал себе что-то, кажется, бросил реплику Суркову, зам. главы Администрации); - взаимодействие с общественными организациями и вовсе напоминает издевательство: создано аж три общественных совета при главе МПР, министр по полной программе отчитался за Гражданский форум, но ни один из советов не работает. Деятельность Минприроды возмущает не только общественность, но и бизнес: произвольно проводимые проверки, спонтанно изменяемые нормативы и многие другие, с позволения сказать, "природоохранные меры" стали инструментами передела собственности, создания конкурентных преимуществ отдельным предприятиям, в общем, чем угодно, кроме обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности и компенсации ущерба окружающей среде. Дошло до того, что Российский союз промышленников и предпринимателей и ОПОРА впервые обратились к нам, экологам, за помощью в борьбе против экологических барьеров. Предприниматели готовы вкладывать средства в охрану окружающей среды, но не готовы работать в условиях постоянно меняющихся "экологических правил", которые с охраной среды никак не связаны. МПР "достало" не только общественность и бизнес, но и министерства. Когда мы в Правительстве дорабатывали Экологическую доктрину, которую Вы просили разработать, то за выделение функций экологического контроля из МПР дружно выступали представители Минатома, Минобороны, Минсельхоза и Минэкономики - не замеченные в особых симпатиях к экологической общественности ведомства, с которыми мы постоянно конфликтуем. Сегодня во власти просто нет структуры, с которой можно обсуждать вопросы охраны природы и защиты экологических прав. В сложившейся ситуации необходимо государственный экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов выделить из Министерства природных ресурсов и передать в самостоятельный орган в системе правоохранительных органов России. В задачи этого органа должны входить: - обеспечение экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности; - предупреждение и предотвращение ущерба природе и здоровью людей; - охрана природного наследия народов России. Такая реорганизация, как и предыдущая, может быть осуществлена только Вашим Указом, и необходимые для этого документы практически готовы. В.В. ПУТИН(несколько растерянно): Да, моим Указом, это же структура Правительства. С Министерством природных ресурсов: мы же хотели... С.И. ЗАБЕЛИН: Владимир Владимирович, не получилось! В.В. ПУТИН: Вы уверены, что необходимо выделение функций экологического контроля? С.И. ЗАБЕЛИН: Да, Владимир Владимирович. В сегодняшней ситуации орган, который будет заниматься обеспечением экологической безопасности, предупреждением экологических правонарушений и охраной природного наследия, должен быть создан именно в системе правоохранительных органов, а не в системе хозяйственных ведомств, где все равно - два органа или один. Все равно там министр или председатель госкомитета подчинен решению хозяйственных задач. А система правоохранительных органов - это другое, и она подчинена или курируется непосредственно Вами. В.В. ПУТИН: Да-да, конечно. Это можно осуществить при проведении административной реформы. У Вас есть предложения? Вы могли бы передать их мне? С.И. ЗАБЕЛИН: Да, конечно. (Встаю и передаю лично в руки Президента проект Положения о Федеральной службе экологической безопасности и охраны окружающей среды Российской Федерации, подготовленный в свое время Российским представительством Всемирного фонда охраны природы, и их же докладную записку о ситуации. Знаю точно, что эти документы Президент вынес из зала собственноручно, в отличие от многих других, переданных ему другими членами Комиссии). Святослав ЗАБЕЛИН,
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |