Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Негоримые леса

Это было: пожары прошли сквозь сосняки, и они оставались живыми

В ближайшем будущем леса Нижегородского Заволжья станут очень привлекательны для реализации положений Киотского протокола, который предусматривает создание глобальных рыночных механизмов, позволяющих снизить выбросы парниковых газов в атмосферу и тем самым снизить их вредное воздействие на климат.

Преобладающая часть этих лесов в том возрасте, когда происходит наибольший прирост деревьев, а значит, наибольшее накопление углерода. Следующее депо углерода - это болота, в которых он накапливается с меньшей скоростью, но хранится гораздо дольше - несколько тысячелетий. Для того чтобы леса и болота накапливали углерод, необходимо решить проблему охраны лесов от пожаров, и что особенно важно - создать условия, при которых можно будет гарантированно избежать катастрофических пожаров.

Сокращение площадей пожаров на 1 га в год по сравнению с существующим состоянием эквивалентно, по воздействию на углеродный баланс атмосферы, дополнительному созданию около 5 га углерододепонирующих лесных насаждений. Следует также учесть, что результаты в этом случае не заставляют себя долго ждать, как это происходит при облесении новых территорий.

Расчеты показывают, что в случае возникновения стихийного пожара на территории Нижегородской области и гибели хвойных молодняков на площади 500 тыс. га суммарная эмиссия углекислого газа составит 54,4 мегатонны, что составляет 14 % годовой топливной эмиссии углекислого газа со всей территории Франции.

Сосновые насаждения в возрасте 100-160 лет господствовали в составе лесов Нижегородского Заволжья накануне периода планомерных, масштабных лесозаготовок, которые начались после проведения первых лесоустроительных работ в начале второй половины XIX века. Каким же образом при периодически возникающих лесных пожарах в прошлом, когда не существовало противопожарной охраны лесов, могли существовать сосновые леса с преобладанием в их составе приспевающей и спелой возрастной групп? Существовала естественная пожарная устойчивость сосновых лесов. Ей способствовали преобладание в составе соснового древостоя деревьев старших возрастов, которые наиболее устойчивы к огневому воздействию низовых пожаров; локализация естественными барьерами (реки, ручьи, болота) очагов возгорания, а в засушливые периоды этому способствовала средопреобразующая деятельность бобров; периодическое возникновение низко интенсивных пожаров, которые уничтожали горючий материал в нижних ярусах леса при сохранении средообразующего яруса сосны, что создавало препятствия на пути верховых повальных пожаров и при этом исчезали условия их возникновения - естественным путем возникали "негоримые леса".

Например, пирогенные беломошно-брусничные сосняки Северного Зауралья веками сохраняли стабильность вследствие сознательного выжигания напочвенного покрова, производившегося каждые 20 лет мансийскими оленеводами, обновлявшими таким образом беломошные пастбища.

Лесные пожары в прошлом не вызывали образования гарей на больших территориях и дальнейшего преобладания сосновых насаждений младших возрастов (молодняков и средневозрастных). Они, как правило, вызывали гибель отдельных деревьев в приспевающих и спелых сосновых насаждениях. В результате образовывались горельники - средообразующий ярус сосны после лесных пожаров сохранялся.

Пожары "проходили сквозь" леса, как говорилось в то время при описании их последствий. Вот как, например, описан лесной пожар 1891 г. в "Лесном журнале" (вып. 5): "Пожар, 15 июля в пределах Хахальской волости (Семеновского уезда), прошел сквозь дачи г. г. Бологовского и Тавровского и сквозь казенную Лыковскую дачу на село Лыково и деревни Заскочиху, Кожиху, Макариху и Осинки. Он уничтожил дотла все Лыково с двумя церквями и 32 обывательских дома, сгорели даже ржаные поля. Уничтоженное огнем пространство определялось в 1500 десятин...". Слово "уничтожено" здесь относится к населенным пунктам и сельскохозяйственным культурам, а слово "сквозь" - к лесам.

Леса Нижегородского Заволжья с середины XIX века наряду с пожарами стали подвергаться и другому масштабному воздействию: промышленным рубкам леса. В результате сокращалась площадь спелых насаждений и увеличивалась площадь молодняков - наименее устойчивой к огневому воздействию низовых пожаров возрастной группы сосновых насаждений.

На рубеже XIX и XX веков в Нижегородском Заволжье был полностью истреблен бобр. Это повлияло на гидрологический режим ручьев и рек: в межень они мелели и (или) пересыхали, тем самым ослабевала (или утрачивалась) роль их пойм как естественных противопожарных барьеров.

В XX веке человеческая деятельность затронула и болота, которые зачастую рассматриваются как места бросовые, причиняющие трудности при хозяйственном освоении, или как источник торфа. Из-за торфоразработок ландшафты Нижегородского Заволжья утратили часть болот и соответственно их функции: естественных противопожарных барьеров, аккумуляторов, регуляторов влаги на окружающей территории и в атмосфере (последнее особенно важно в пожароопасный сезон во время суховеев). Торфоразработки стали причиной возникновения чрезвычайно пожароопасных территорий.

В сильно засушливое лето 1981 г. многие торфяные поля и места заготовок торфа в Европейской части РСФСР стали источником перехода огня в лесные массивы. Так, например, "28 августа с торфополей Камского торфопредприятия объединения "Горькторф" горящая торфяная крошка была вынесена штормовым ветром на расстояние до 6 км, в результате чего загорелись леса в Воскресенском, Михайловском и Лысковском лесхозах" (Охрана и защита леса, 1982).

До XX века лесные пожары обеспечивали на территории Нижегородского Заволжья господство сосняков. После лесных пожаров стали чаще образовываться гари - непокрытые лесом земли. Возникающие на гарях молодняки повторно уничтожались лесными пожарами. С каждым годом увеличивалась площадь территорий, на которых происходила циклическая смена гарей и молодняков. В лесах Нижегородского Заволжья резко замедлился процесс перехода молодняков в следующую возрастную группу - средневозрастных. В течение последних 100 лет в лесах Нижегородского Заволжья происходит незаметный для отдельных поколений людей, но постоянный процесс - леса утрачивают лесовозобновительный потенциал.

В будущем лесные пожары могут вызвать образование пустошей (безлесных пространств). Образование пустошей будет напрямую связано с ходом естественного лесовозобновления на гарях: чем меньше семенных деревьев на гари (после повторных пожаров в молодняках их количество уменьшается до полного исчезновения) и чем больше площадь гари (затрудняется обсеменение с соседних участков леса), тем хуже будет естественное лесовозобновление. Если произойдет несколько крупных лесных пожаров (аналогичных лесному пожару 1972 г.), сосняки Нижегородского Заволжья погибнут и образуются обширные пустоши.

Если на этих пустошах будет производиться искусственное лесовозобновление, то возникнет проблема гибели посадок в результате повреждения корневой системы сосен личинками хрущей. Об этом еще в начале XX века предупреждал известный лесовод Георгий Федорович Морозов: "Майский жук встречается в любом сосновом лесу, растущем на песчаных и супесчаных почвах. Значение страшного вредителя леса... он приобретает там, ... где создавались ... сплошные пространства песчаной почвы, туго затягивавшиеся лесом, но покрывавшиеся редкой или средней густоты травяной растительностью. ... Серьезные повреждения в сосновых культурах, заставлявшие прибегать к многократным попыткам культивировать одну и ту же лесосеку, известны из примеров как прусского лесного хозяйства, так и нашего хозяйства".

Необходимо отметить, что последствия лесного пожара 1972 г. были вызваны не природными катаклизмами, а всей предшествующей деятельностью человека. Этот пожар качественно отличался от всех других крупнейших пожаров: в течение нескольких дней были уничтожены сотни тысяч гектаров лесов, в том числе лесные культуры, на создание которых были истрачены значительные средства и которые создавались в течение десятилетий.

Современное устойчивое лесоводство основано на практическом использовании и регулировании фундаментальных процессов в лесных экосистемах. Поэтому необходимо, зная состояние сосновых лесов в прошлом и в настоящее время, разработать мероприятия по восстановлению естественной пожароустойчивости этих лесов.

В сложившихся экономических условиях наиболее целесообразной многим лесоводам представляется такая организация всех лесохозяйственных мероприятий, когда их последовательность по времени, площади и объемам должна быть взаимно увязана и сбалансирована. Нерационально проводить лесокультурные работы, если нет технических и денежных средств для проведения агрономических уходов и рубок ухода за лесными культурами, для реализации мероприятий по их охране от вредителей и болезней леса, а также от лесных пожаров. При любом финансировании лесного хозяйства целесообразно реализовывать только целостную систему мероприятий по всему циклу лесовыращивания. От уровня финансирования может зависеть лишь объем работ и размер площади с регулируемым процессом выращивания лесов сырьевого и защитно-экологического значения. Для решения проблем лесного хозяйства необходимо привлекать средства из различных источников, в том числе зарубежных.

В заключение - о будущем лесов Нижегородского Заволжья. На протяжении более 100 лет они интенсивно эксплуатировались. Площадь спелых насаждений, по данным последнего лесоустройства, в этих лесах не превышает 7 % от площади покрытых лесом земель. В ближайшие 20 лет их площадь может увеличиться всего вдвое, при условии, что они не будут вырубаться и уничтожаться. Все это свидетельствует об истощении эксплуатационных запасов древесины. Необходима переориентация лесного хозяйства в лесах Нижегородского Заволжья ради использования других возможностей леса: рекреационных, углеродонакопительных, санитарно-гигиенических, водорегулирующих. Необходимо создать условия для сохранения биологического и экосистемного разнообразия и для сохранения природных ландшафтов.


Александр КОНСТАНТИНОВ,
координатор проекта РОЛЛ «Распространение технологии и опыта
повышения пожароустойчивости хвойных молодняков».
ФГУП «Поволжский леспроект».

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность