Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Неприятие народное и закон

об участии граждан в принятии экологически значимых решений

Совершенно ясно, что современная федеральная, а в большинстве случаев региональная и местная законодательная и исполнительная власть запросто игнорирует мнение общественности при решении экологически важных вопросов.

Из множества примеров наиболее яркий - легализация ввоза иностранного ОЯТ на территорию России. Ответ на вопрос, почему практика обхода общественного мнения сложилась в стране, провозгласившей демократию и пытающейся интегрироваться в сообщество развитых государств, лежит и в недоработке правовой основы учета мнения граждан при принятии экологически значимых решений.

Один из видов таких решений, результаты которых могут определять характер и степень воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду на территории целого района, субъекта Федерации или даже всей России в течение многих лет, - заключение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Согласно п.2 ст. 19 ФЗ "О Государственной экологической экспертизе" при подготовке заключения экспертной комиссии ГЭЭ и при принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, отражающие общественное мнение. Порядок подготовки материалов учета общественного мнения при подготовке тома "Оценки воздействия на окружающую среду" (одного из документов, рассматриваемых при проведении ГЭЭ) прописан в "Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ" (Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г.).

Однако порядок рассмотрения и учета материалов, отражающих общественное мнение при проведении самой ГЭЭ, ни вышеуказанным, ни другим ФЗ либо другим нормативно-правовым актом не прописан. Не установлена и форма подачи документов, отражающих общественное мнение, которые подаются в экспертную комиссию ГЭЭ уже при проведении ГЭЭ (материалы общественных слушаний и пр.).

На деле же происходит следующее. Экспертная комиссия ГЭЭ принимает любые документы, отражающие отношение общественности к проекту, проходящему ГЭЭ. Однако то, будут ли они учтены и в какой степени, зависит от субъективного к ним отношения экспертов и председателя экспертной комиссии ГЭЭ. Этим очень умело пользуются многие заказчики ГЭЭ, которые не желают считаться с правами граждан на участие в решении вопросов о судьбе их потенциально экологически опасных проектов.

Неоднократно участвуя в общественных слушаниях по вопросам размещения или продления сроков эксплуатации объектов использования атомной энергии, планируемых либо расположенных на площадках ФУГП Сибирский химический комбинат, мы выявили и схему "законного игнорирования" мнения жителей со стороны заказчика ГЭЭ. При проведении ГЭЭ широко объявляется о проведении открытых общественных слушаний проекта.

Действительно, любой желающий при соблюдении некоторых формальностей (если слушания проходят в ЗАТО) может участвовать с выступлением на слушаниях, подать любые письменные обращения и другие документы. Весь ход общественных слушаний будет застенографирован, записан на видео- и аудиопленку и передан в комиссию ГЭЭ. На этом учет мнения закончится. Комиссия может и не знакомиться с материалами слушаний.

Последние яркие примеры в Томской области: общественные слушания по проекту строительства АСТ-500 в г. Северске (2000 г.) и продлению срока эксплуатации полигонов глубинной закачки ЖРАО на площадках 18 и 18а СХК (2001 г.). Оба проекта получили "добро" экспертной комиссии, куда в случае с АСТ-500 из 50 членов только один эксперт представлял Томскую область.

Парадоксальная для страны с демократическим устройством ситуация! Даже при наличии правильно оформленных результатов опроса 100 процентов совершеннолетних жителей района будущего воздействия проекта, проходящего ГЭЭ, экспертная комиссия может не учитывать факт отрицательного отношения абсолютно всех жителей! Пока, отстаивая интересы жителей, сотни НКО по всей стране проводят массу кампаний против отдельных проектов нечистоплотных природопользователей или объединяют свои усилия в борьбе с общероссийскими безумствами от Минатома, остается до конца не прописанным в Законе и, соответственно, нереализованным само право россиян на принятие экологически значимых решений. Существуй в России федеральный закон, четко описывающий механизм выяснения отношения граждан к проектам, проходящим Государственную экологическую экспертизу, подготовку материалов общественных слушаний и процедуру их учета комиссией ГЭЭ, возможно, чтобы остановить очередную законотворческую или хозяйственную "инициативу" тех же атомщиков, хватило бы неприятия народного.


Алексей Торопов. Томск.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность