Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Клятва Гиппократа

Через какое окошко влез к человечеству СПИД?

Это не столько наркомания и асоциальные условия жизни. Спусковым крючком является состояние окружающей среды

Новый, во многом сенсационный взгляд на причину появления СПИДа в статье «СПИД: новая драма по старому сценарию» предлагает ее автор - доктор биологических наук Е.В. Ротшильд (журнал «Химия и жизнь»). Предлагаем вашему вниманию обзор публикации.

Для начала автор напоминает об африканском происхождении болезни века. Именно в Африке в 80-х годах ХХ столетия произошла вспышка инфекционной болезни, вызываемой вирусом иммунодефицита человека, или сокращенно ВИЧ, именно в Африке обнаружено максимальное разнообразие близких форм этого вируса. «Более того, некоторые вирусы, сходные с ВИЧ, найдены у разных видов африканских обезьян. Удивительно,- отмечает автор, - но мартышки-носители остаются при этом вполне здоровыми.

Но удивительно не только это. Похоже, что СПИД, -продолжает автор, - это древняя эндемичная инфекция африканского континента. Вот одно из доказательств: в сыворотках крови коренного населения, собранных здесь в 1950-70-е годы совершенно с другими целями (О СПИДе тогда вообще никто не знал), после 1981 года, когда речь заходит уже о СПИДе, во многих случаях зарегистрировали антитела к возбудителю этой инфекции. Вместе с тем клинически выраженные проявления заболевания в период до конца 70-х годов встречались редко, и медики трактовали их как угодно и невнятно: пневмония неясной этиологии, истощение, тоже неясной этиологии, некоторые формы рака. Ситуация резко изменилась в начале 80-х годов, когда число больных стало быстро нарастать. Вот тогда и появилось само понятие - СПИД!»

Автор отмечает, что известны пути заражения СПИДом (половой, медицинские инструменты, загрязненные кровью, слюна больного или носителя) и потому СПИД назван порождением человеческих пороков - сексуальной распущенности и наркомании. «В этой сфере и сконцентрированы основные профилактические усилия нашей цивилизации, направленные на преодоление опасного недуга. В том числе, и научные исследования». Но, по мнению Е. В. Ротшильда, такая позиция, оправданная в практическом плане, не дает перспектив в поиске причин внезапного и массового появления этой страшной напасти - эпидемии СПИДа.

Далее он обращает внимание читателей на следующий интересный факт: эпидемия вспыхнула в центральной части Восточной Африки, но - внимание! - чаще всего заболевали люди, еще недавно проживавшие в экономически развитых регионах и в местах вооруженных конфликтов. А вот в изолированных сельских общинах больных СПИДом, как правило, прежде не было.

Чтобы ответить на главный вопрос, какие условия способствовали возникновению эпидемии, автор предлагает проанализировать конкретные экологические факторы, действовавшие в данное время в данном месте, а именно: изменение химии среды, ее микроэлементного состава. Почему?

Е.В. Ротшильд пишет: «О высокой биологической активности микроэлементов и их влиянии на жизнедеятельность живых существ было хорошо известно и раньше, но вместе с тем почему-то полагали, что на появление массовых инфекций это никак не распространяется. Вот мы и усомнились в правомерности подобного утверждения, и оказалось, что усомнились не напрасно».

Автор сообщает о том, что вместе с коллегами уже более двух десятков лет изучает условия возникновения инфекций на природных моделях, которыми служили болезни животных в дикой природе (здесь их зависимость от экологических условий проявляется более четко, чем в культурной среде). Целью экспедиций в зоны пустынь и полупустынь Казахстана и Средней Азии, горную лесостепь Сибири и Монголии, на Дальний Восток и в отдельные районы средней полосы России стала необходимость изучить связь между микроэлементным составом кормовых растений и появлением в природе определенных инфекционных и вирусных заболеваний. Для примера Е.В. Ротшильд приводит вспышки чумы среди грызунов. Задача найти экологический фактор, провоцирующий спонтанное появление массовых заболеваний среди зверьков, возникла потому, что традиционный подход себя не оправдал: появление чумы и других болезней диких животных не увязывалось с подъемами их численности и ослаблением иммунной реактивности. Оказалось, что в распространении массовых инфекций среди зверьков срабатывает вовсе не принятый в медицине принцип «возбудитель - болезнь» (возбудитель-то в природе есть всегда, а вот вспышки болезней возникают изредка, внезапно и на ограниченной территории!) и что дело тут вовсе не в повышенной скученности животных. Дело в ином.

"Проверка полученных результатов в лабораторных экспериментах, сопоставление их с данными медицинской и ветеринарной статистики привели к выводу: появление бактериальных и вирусных болезней человека и животных зависит от состава химических элементов в природной среде. То есть вспышки инфекционных заболеваний в природе (и среди людей) во многом связаны с внезапным изменением химии среды - конкретно ее микроэлементного состава. В данное время и в данном месте.

Причем речь идет только о девяти металлах, расположенных в Периодической таблице Д.И. Менделеева подряд под номерами с 22 по 30-й. Это титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь и цинк. Вот в них-то все и дело! Причем не просто в них. Например, с концентрацией в корме грызунов марганца и цинка появление чумы увязывается слабо. А вот железо, кобальт и титан ведут себя иначе: чума среди грызунов появляется только в том случае, когда содержание этих элементов в кормовых растениях значимо превышает пороговый уровень.

Однако решающее влияние на возникновение чумы в природе оказывают другие элементы - прежде всего медь и никель. И вот тут - главное. Существует расхожее мнение, что чем меньше тяжелых металлов в пище или питье, тем лучше для здоровья. В случае с инфекциями все это верно, но только наоборот: чем меньше именно меди и никеля, тем хуже для зверьков. Чума у грызунов во всех изученных случаях появлялась именно на фоне явного дефицита меди или никеля, или обоих этих металлов вместе. Похоже проявлял себя ванадий.

Но дело не только в чуме: среди зверьков случаются и иные инфекционные заболевания. Какие-то из них вызваны бактериями, другие вирусами. И тут химия среды ведет себя по-разному. По разному, но достаточно прогнозируемо.

Вот характерные примеры. Не обнаружено зависимости появления бактериальной болезни - чумы среди пищух в Горном Алтае от концентрации ванадия в растениях. Напротив, болезни вирусной этиологии, а именно - клещевой энцефалит и геморрагическая лихорадка у диких грызунов на Дальнем Востоке - напрямую связаны с избытком того же элемента. Или еще пример: распространение сибирской язвы, вызываемой бактериями, в животноводческих хозяйствах степной полосы России явно возникает именно там, где в почве отмечена повышенная концентрация титана. В свою очередь, бешенство (это вирусная инфекция) среди домашних и диких животных в тех же условиях столь же достоверно связано с участками пониженного содержания этого металла".

Автор делает вывод: закономерности достаточно очевидные, хотя и неоднозначные, зависящие от этиологии микробной инфекции - бактериальная она или вирусная. Но вот что вполне однозначно: дефицит никеля и меди способствует появлению как бактериальных, так и вирусных заболеваний в живой природе.

И, наконец, особо важное. Фактором, ответственным за провокацию инфекционной болезни, оказывается не сам по себе недостаток меди или никеля, а резкий перепад от очень высокого уровня содержания этих металлов в природной среде к самому низкому. Именно резкий перепад от переизбытка к дефициту. По словам автора возникает ситуация так называемого «голодного бунта микробов».

"Итак, чума и другие страшные эпидемии в природе (точнее, эпизоотии) возникали, когда животные перемещались из области избытка меди или никеля в зону дефицита этих металлов. Было ли что-то похожее на территории Восточной Африки в период, предшествующий эпидемии СПИДа, то есть в конце 70-х годов ХХ века? И уже не среди зверьков, а среди людей.

В Восточной Африке наиболее высокая частота заболеваний СПИДом отмечена в Заире, Замбии, Зимбабве, Ботсване. Это - южная часть знаменитого Большого Африканского рифта. Земная кора здесь рассечена несколькими ветвями грандиозных разломов, обозначенных в рельефе высокими уступами, не прекращается вулканическая деятельность. С разломами связано образование месторождений цветных металлов, которыми так богаты недра Восточной Африки. А места разработки таких месторождений - это среда с избытком металлов. Горнорудная промышленность особенно развита в Замбии и Заире, в меньшей степени в Зимбабве. На первом месте по объемам добычи - производство меди. В начале 70х годов истекшего столетия ее выплавляли очень интенсивно, в первую очередь в Замбии и Заире, меньше в Зимбабве. Кроме того, эти страны производили в довольно большом количестве цинк, свинец, кобальт, олово, никель, ванадий. Отсюда же вывозили марганцевую, хромовую и урановую руды. В других странах Восточной Африки горнорудная отрасль развита слабо.

Основная часть предприятий, производящих медь, здесь сосредоточена на небольшой территории - по обеим сторонам границы между Замбией и Заиром. Северная часть этого богатейшего месторождения расположена на территории Заира. Южная часть - это знаменитый Медный пояс Замбии. В Медном поясе тогда, в 70-х, был налажен полный цикл производства - добыча руды, ее обогащение, выплав черной и электролизной меди, а также некоторых сопутствующих металлов. Плавильные и электролизные заводы располагались здесь рядом с рудниками. А ведь известно, что медь, а также часто сопровождающий ее никель при высокой температуре плавления образуют окислы и другие простые соединения, которые в виде аэрозолей попадают в воздух. В виде пыли и дыма различные соединения металлов широко распространяются во внешней среде далеко за пределами рудников и заводов. Через органы дыхания они неизбежно попадают в организм людей. А это не только рабочие и служащие предприятий цветной металлургии Медного пояса, но и все остальные жители техногенной зоны. Огромная масса людей. Медный пояс занимает небольшую часть Замбии, всего 0,3 %, но, по данным на 1969 год, здесь было сосредоточено 90 % городского и 70 % сельского населения страны.

Отсюда первое, и очень важное заключение: в начале 70-х годов в центре Восточной Африки влиянию избытка во внешней среде меди, никеля и других металлов подвергалось огромное число людей среди местного населения.

В 1974 году резко упали цены на медь, их снижение продолжалось и в следующие годы. Последствия кризиса таковы: сокращение производства меди и других металлов, увольнение части рабочих, рост безработицы, ухудшение условий жизни населения. Дальнейшее обострение экономического кризиса в Восточной Африке привело к многочисленным волнениям среди населения стран этого региона, ответным репрессиям властей, затем - гражданским войнам и вооруженным конфликтам между странами-соседями. Естественным результатом этого события стала обратная миграция населения из промышленных центров в деревню, а также на соседние территории, где основной род деятельности - сельское хозяйство. Вынужденные мигранты сменили, так сказать, прописку и из предельно насыщенной медью и никелем зоны вернулись в сельскую местность, отличавшуюся по составу биологически активных металлов."

Автор отмечает, что тропическая природа в норме бедна подвижными элементами, но рифтовая зона Восточной Африки особенно. Весь ландшафт этого региона сложился под влиянием вулканической деятельности и поверхностно лежащие породы в значительной мере состоят из лавы и пепла, подвергшихся выветриванию. Вещества, извергнутые вулканами, отличаются в этих местах тем, что содержат много карбоната натрия, то есть соды. Отсюда высокая щелочность почвы. В щелочной среде подвижность меди и никеля сильно снижена, и, следовательно, они менее доступны растениям. Особые условия среды и определяют низкое содержание меди и никеля в продуктах земледелия региона, а значит, и в рационе питания населения, мигрировавшего в сельские регионы из промышленных центров.

Таков, в подаче автора, вероятный сценарий событий, происходивших перед вспышкой СПИДа в центре Восточной Африки в 70-е годы ХХ столетия.

Вам это ничего не напоминает?

Итак, суть концепции автора: 1.Установлена достоверная связь внезапного возникновения инфекционных болезней с факторами природной среды; 2. Вспышки инфекций в природе возникают, скорее всего, в результате активизации скрытых патогенных свойств микробов. А до некоего критического момента (резкого перепада от переизбытка меди и никеля к их дефициту) потенциальные агрессоры-микробы пребывают в состоянии вполне безвредного сожительства с потенциальными жертвами - зверьками и людьми.

Что касается Восточной Африки 70-х годов, то присутствие вируса СПИДа среди местного населения (то есть носительство, и похоже, исторически давнее) - надежно установленный факт. Следующий факт - это среда в промышленной зоне с избытком металлов, конкретно меди и никеля, и именно они, как мы выяснили, при определенных условиях становятся провокаторами инфекций. Далее: тесный контакт с этой средой большой группы местного населения. Ну и социальные факторы, собственно и взорвавшие всю эту экологическую бомбу. И вот результат: избыток металлов, поступающих в организм людей, резко сменяется их дефицитом. Что дальше - ясно.

В заключение статьи автор сообщает о том, что знание закономерностей можно перевести в практику борьбы с эпидемиями, в том числе со СПИДом. Вместе с коллегами он воспроизвел эту ситуацию в эксперименте. Пойманные в природе зверьки, которым в течение длительного времени добавляли в корм соли железа и меди, приобрели-таки устойчивость к чумной инфекции. Так почему бы аналогичный опыт не поставить с вирусной инфекцией, конкретно с тем же СПИДом?


Обзор делала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность