Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Клятва Гиппократа

Педагогика здоровья

Путь к школьным успехам начинается у школьной груди

Оказывается, причины многих школьных трудностей лежат в раннем детстве. Об этих причинах, а так же о том, как подготовить ребенка к школьным нагрузкам, мы беседуем с профессором Центра здоровьесберегающих педагогических технологий из Нижнего Новгорода Юрием Рафаиловичем Силкиным:

- Я знаю, что ваш институт занимается проблемами экологии жизненной среды детства. Поясните, что стоит за этой формулировкой?

- Экология ведь не сводится только к состоянию природной или городской среды. Нельзя оторвать биологическое от социального, природу от человека. Наш институт - Центр здоровьесберегающих педагогических технологий - взял на себя изучение экологии образовательного пространства, экологии той среды, в которой развивается человек.

- Можно ли сказать, что нынешнее построение образовательного процесса здоровье не сберегает?

- Наверное, можно сказать... Но дело в том, что педагогика неотрывна от общества и экономики. И когда я слышу, как на разных конференциях ругают школу и педагогов, я с этим абсолютно не согласен. Считаю, что педагоги - одни из немногих людей, которые героически, стоически пытаются сохранить духовное в детях.

В большей степени нарушена экология не образовательного процесса, а отношений, которые с этим связаны.

- Отношений? Что вы имеете в виду?

- Предположим, что ребенок приходит в школу. Педагог по сути должен сделать следующее: насытить его знаниями, развить способности и при этом сохранить и приумножить его здоровье, подготовить к полноценной взрослой жизни. Но каков сегодня социальный заказ? В условиях рынка, в нынешнем обществе это заказ на конкурентное будущее. Поэтому родители сбиваются с ног, стремясь вложить в ребенка как можно больше. Они требуют от школы, чтобы там как можно раньше начали изучать английский язык и, желательно, еще один иностранный, чтобы математики было не два урока в день, а пять, чтобы компьютер был обязательно...

В результате складывается именно та ситуация, которую можно назвать нарушением экологии жизненной среды детства. В детской комнате появляется компьютер, в детском саду ребенка учат писать, изучают с ним английский раньше, чем русский и т.д. Кроме этого необходимо упомянуть еще один негативный фактор - очень резкое изменение (снижение) двигательной среды ребенка. Ведь он должен в определенной степени "преодолеть гравитацию" - проползать, пролазать, проиграть столько, сколько нужно его организму, то есть пройти определенные этапы физиологического развития, в том числе, и тонкой моторики.

Физиологи, к примеру, доказали, что если ребенок не знаком с грудью матери, если его кисть, его пальчики не касались груди, то есть он - "искусственник", то уже в раннем детстве выявляются достаточно долговременные нарушения хватательных функций кисти, тонких движений языка, губ, сосательных, глотательных рефлексов. В школе такой ребенок чересчур жестко сжимает ручку (некоторые даже ломают их), не может регулировать нажим при письме, высовывает кончик языка... То есть ребенок должен пройти определенные этапы биологического и социального развития, чтобы быть готовым к школе.

А что мы видим сегодня? Сегодняшние дети лишены этой экологической среды. Дворы 50 - 60 годов были наполнены детворой, которая играла в лапту, в догонялки, в салочки, в руках постоянно был мяч, какие-то деревянные сабли, шпаги... То есть очень многие движения отрабатывались в играх.

- Кроме того, в этих дворах росла трава, деревья. Можно было поваляться на этой траве.

- Конечно. А сейчас дворы пусты. Почему? Потому что компьютеры стали той средовой зоной, которая закабалила ребенка, увлекла его мозг, но не увлекла его тело. Компьютер развивает определенные структуры мозга и только. Не отрабатываются необходимые движения пальцев, рук, ног, всего тела. Нарушаются процессы социализации, так как нет коллективного, социумного взаимодействия, общения, которое происходит в дворовых играх. Нет взаимного переживания, взаимопомощи - многих важных аспектов. Есть только виртуальная реальность.

Итак, первое нарушение экологии жизненной среды ребенка происходит за счет новых процессов информатизации. Остановить их никто не может, но на ребенка они влияют пагубно.

Следующий аспект - информационный перегруз детей. Причем перегружен в основном зрительный канал (телевизор, компьютер), хотя ребенок должен получать информацию через все органы чувств.

- Какие решения этой проблемы нашел ваш Центр?

- Руководители Центра - профессора Юрий Александрович Лебедев и Людмила Васильевна Филиппова - объединили в один коллектив разносторонних специалистов - развивающих педагогов, медиков - физиологов, психологов. У нас есть специалисты по физической культуре, архитекторы-дизайнеры. Совместные усилия привели к тому, что нам удалось разработать теоретическую базу (мы проанализировали, "прописали" этапы развития ребенка) и выработать конкретные педагогические формы ее осуществления. Разработаны комплексы упражнений, игры, сказки, есть методики, т.е. наши технологии применимы в педагогической среде. У нас вышло около полутора десятков книг - и собственно наших, и совместно с Московским социально-психологическим институтом. На этом этапе работы мы были замечены Российской Академией образования и приглашены туда - сначала для ознакомления, а с мая этого года наш институт (единственный в области и один из немногих в Приволжском регионе) стал ассоциированным членом РАО. Кроме того, мы опираемся на поддержку Нижегородского архитектурно-строительного университета (в чьих стенах находимся) и городского департамента образования. Департамент помогает и в разработке, и во внедрении наших технологий.

- Расскажите о внедрении подробнее.

- Сначала мы организовали несколько экспериментальных площадок в детских садах. (Сейчас их уже больше двух десятков).

- И в этих детских садах не преподают английский?

- Во многих преподают. Но ведь не это страшно. Вот, к примеру, когда говорят о питании, называют несколько продуктов, которые не рекомендуется есть. Допустим, колбасу. Я в таких случаях говорю: если хотите съесть кусочек колбасы, обязательно съешьте. Просто не надо эту колбасу есть каждый день, как советует реклама. Но раз в неделю, раз в две недели - ради бога! Вреда организму при этом не будет. Так и здесь. Не в том вред, что английский и компьютер (мы от них никуда не денемся), просто нужно не допускать в развитии ребенка перекоса в сторону левого полушария, так называемого интеллектуального начала. И наши развивающие программы, которые включают в себя специальные комплексы упражнений, игры, как раз нацелены на всестороннее психофизиологическое развитие детей.

Они рассчитаны на три года - весь период пребывания в детском саду. Кроме того, мы подготовили интенсивный годичный курс для тех детей, которые не посещают детский сад.

- Что входит в развивающие программы?

- Дело в том, что в обычных детских садах ребенка просто "натаскивают" к школе - учат читать, считать, писать, а ведь, оказывается, по положению ребенок не обязан все это уметь при поступлении в 1 класс и не на это надо делать упор в детском саду. Наши развивающие программы нацелены на то, чтобы ребенок был готов спокойно воспринимать учебную нагрузку буквально с первых дней пребывания в школе. Мы не натаскать пытаемся ребенка, а убрать те временные недоразвития, которые будут ему потом мешать. И уже после этого, на последних месяцах обучения закладываем приемы чтения, письма и т.д. Ничего в этом страшного нет. Просто после наших программ дети быстрее и легче все это усваивают.

- А на том этапе, когда ребенок уже пошел в школу, можно что-то исправить?

- Конечно. Дети очень пластичны в плане развития. Хорошие, грамотные учителя знают это и сами в первом классе корректируют тонкую моторику ребенка и его речь.

- Как они это делают?

- Возьмем тонкую моторику кисти и пойдем "от противного". Как поступает "неграмотный" учитель? Он вместе с родителями, добиваясь хорошего письма, может заставлять ребенка переписывать огромное количество текстов, прописей. Это очень часто ведет к переутомлению, так называемому пишущему спазму, неврозам в конце концов. (Такие вещи, в общем-то, описаны в школьной педагогике). Но грамотный педагог будет содействовать развитию тонкой моторики через самые разнообразные упражнения кисти. Мы используем элементы художественной гимнастики, работу с лентой, теннисными мячами. Кроме того, мы включили в наши технологии особую систему рисования. Это рисование - быстрое, свободное, легкое - на доске, где ритмично, многократно повторяются какие-то формы. И ребенок постепенно, плавно идет от крупной моторики к мелкой. И этот путь намного быстрее, чем бесконечное переписывание текстов.

То есть первый возможный путь - это пройти подготовку к школе в детском саду. А второй предложенный нами вариант - создать центры поддержки и развития в самой школе. Например, в продленке. Очень часто дети там ничем не заняты, им дают какие-то игры, книжки... А можно организовать процесс так, чтобы ребенок в продленке добрал то, что ему необходимо для учебы и здоровья.

- Юрий Рафаилович, как вы как врач оцениваете нынешнюю школьную нагрузку? Надо ли ее однозначно ослабить, уменьшить или просто нужно правильно развивать ребенка, тогда он ее осилит?

- Наверное, все-таки, вторая точка зрения вернее. Мы не сможем, естественно, противостоять прогрессу, тем задачам, которые ставит перед нами общество. Мы намерены просто сделать так, чтобы ребенок был готов спокойно без травмы выдержать нагрузки. Как в спорте - человек поднимает веса по 200 кг, но он предварительно к этому готовится. И здесь то же самое.

Почему еще я стою на этой точке зрения? Потому что очень многие институты пытались заниматься санитарно-гигиеническим нормированием школьной деятельности - это невероятно сложно. Кроме того, опыт показал, что если ребенок готов к школе, а учитель - профессионал, умеющий интересно подать материал (то есть в играх и каких-то других активных формах), ребенок может в таких условиях все усвоить и просидеть даже шесть уроков не уставая. И возможна другая ситуация - когда в течение одного-двух уроков ребенок так устает, что больше ни на что не способен.

- О ваших здоровьесберегающих педагогических технологиях знают в других регионах?

- Да, конечно. Во-первых, в Москве. Москва ведь не только наш рецензент, там достаточно активно осваивают и внедряют наши методики. В наших планах связь с городами Приволжского региона. Кроме того, сейчас начали активно сотрудничать с городами области - Саровым и Дзержинском.

- Благодарю за беседу.


Записала Альбина Ближенская.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность