Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Простое яблоко с простой яблони

экономика с человеческим лицом и экопоселения

(Начало в "Берегине" № 8)

Модель маломасштабного производства преимущественно для местного потребления имеет ряд преимуществ над современной индустриальной экономической системой: произведенные в ней продукты имеют лучшее качество, люди имеют более разнообразную работу и возможность работать вместе на своей земле, мелкие хозяйства оказывают наименьшее воздействие на окружающую среду. Кроме того, рыночная система снимает с человека ответственность за его действия.

Мало кто осознает себя ответственным за уничтожение лесов, когда читает газету (бумага которой сделана из срубленных деревьев); при виде захлебнувшегося в нефти пингвина человек, может, и огорчается, но никак не связывает эту ужасную картину с бензином в баке его автомобиля (а именно для производства этого бензина добывали ту нефть)... Жизнь в родовых поселениях, напротив, делает человека полностью ответственным за свои действия, ибо перед его глазами всегда присутствуют результаты его трудов и от него зависит, будет ли это неказистое бетонное здание или цветущий благоухающий сад.

Современные экономисты, оценивая какое-либо произведение человеческих рук, склонны обращать внимание на такие параметры, как цена, качество, функциональность. Шумахер же предложил в качестве критериев экономической оценки использовать красоту, прочность и ненасилие. Родовые имения, в отличие от городов, по-настоящему красивы живой красотой, прочны (ибо все живое самовоспроизводится) и мирны (при обустройстве поселения и жизни в нем можно обойтись без машин и механизмов).

Экономика - это наука об организации домашнего хозяйства. Понятно, что именно родовое поместье лучше подходит в качестве предмета экономической теории, чем огромные индустриальные комплексы. Кроме того, экономика - это всего лишь наука о том, как человеку обеспечить себя всем необходимым. Она не должна становиться, как это недавно случилось, мерилом деятельности человека и основной целью его существования.

Поэтому экономика родовых поместий - это лишь система знаний, позволяющих человеку себя обеспечить едой, водой, кровом, одеждой, но и только. Значение поместий выходит далеко за пределы их экономической функции. По сути - это образ жизни, помогающий человеку самосовершенствоваться.

Для современной экономической теории потребление - конечная цель хозяйственного процесса. Все, что предшествует потреблению, не так важно, как полезность, извлекаемая потребителем из продукта. Кроме того, принимается как не требующая доказательств аксиома то, что человеческие потребности безграничны и чем больше он имеет, тем лучше. В этом свете становится понятно, почему цивилизованное общество столь озабочено проблемой экономического роста. При рассмотрении причин того, из-за чего потребности современного человека безграничны, необходимо упомянуть книгу Жана Ледлоффа «Принцип непрерывности, или В поисках утерянного счастья». Автор показывает, что безграничные потребности возникают в человеке вследствие неправильного обращения с ним в младенчестве: из-за недостаточного внимания со стороны матери (в частности, из-за неношения ребенка на руках двадцать четыре часа в сутки) ребенок недополучает опыт, необходимый ему для развития, и потом продолжает искать его во взрослой жизни, стремясь к обладанию все новыми и новыми вещами ради заполнения внутренней пустоты. Я не стану здесь вдаваться в подробности того, как это происходит, но отмечу, что жизнь в родовом имении лучше подходит человеческой природе и позволяет человеку среди прочего довольствоваться малым. В этой связи следует также упомянуть книгу американского экономиста Германа Дали «Экономика нулевого роста», в которой автор обращает внимание на важность не только объемов потребления, но и способности человека получать от этого удовольствие (пользу).

Большая эффективность потребления заключается в потреблении меньшего количества продуктов и услуг и извлечении из этого наибольшей пользы. Родовые поместья, безусловно, будут способствовать большей эффективности потребления: возможности потребления, по сравнению с современным индустриальным обществом, снизятся, зато качество потребления возрастет, ибо люди будут потреблять продукты, сделанные или выращенные их собственными руками. Тогда потребление займет надлежащее место в жизни человека - поддержание существования и удовлетворение основных потребностей и, таким образом, создание условий для самосовершенствования.

В современной экономической теории труд - это фактор производства, а конечная цель производства - потребление. Получается, что цель труда - потребление. Кроме того, раз труд - это фактор производства, желательно производить как можно больше при минимальных затратах труда. При этом не учитывается, что повышение производительности труда может иметь отрицательные последствия, в частности, труд теряет свою творческую составляющую.

Большинству людей сегодня не нравится их работа. Работа для них - средство заработать на жизнь, то есть обеспечить потребление. Человек тратит на работу не менее сорока часов в неделю (а реально, с учетом времени на дорогу, на отдых после работы и т. д., значительно больше), при этом не получая от нее никакого удовольствия. Чаще всего человек работает с машинами, вдали от своей семьи, работает на кого-то еще; труд его однообразен и скучен, и человек с удовольствием отказался бы от него, если бы не нуждался в доходе в виде заработной платы. Это совершенно неудовлетворительная ситуация, особенно если учесть, что для человека труд прежде всего - путь самосовершенствования.

Творческий, интересный и полезный труд необходим для самореализации. Таким образом, труд - не только экономическая, но и духовная необходимость. Родовые имения смогут обеспечить человека таким полноценным трудом. Работа будет творческой (например, проектировка дома, участка, и т. д.), интересной, разнообразной и полезной. Человек будет работать на себя и на свою семью, работать с живыми существами в обществе единомышленников и близких. Качество труда будет в целом значительно выше, чем у большинства людей сегодня.

Изначальный смысл слова "техника" - это искусство и ремесла человека. Современные методы производства потеряли качества ремесла, и уж, конечно, искусства. Как это произошло? Использование технологии в производстве может по-разному влиять на работника. Техника может помочь человеку в работе или может превратить его в машину. Последнее случается в том случае, когда исконно человеческие действия заменяются машинами и когда производственный процесс распадается на большое число операций, лишенных творческого элемента. Хотя крупномасштабное промышленное производство столь любимо нашей цивилизацией, оно не только не обеспечивает человека творческой работой, но и разрушительно влияет на него и на природу.

Крупномасштабное промышленное производство необыкновенно затратно (потребляет огромное количество ресурсов) и вместе с тем генерирует огромное количество отходов. В одних только США в 2000 году было потрачено 185 млрд долл., или 2,8 % ВВП, на предотвращение загрязнения окружающей среды.


Леонид ШАРАШКИН.
Москва.
(Окончание следует).

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность