Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Защищайся!

Повестка XXI век: Нижний Новгород

С нашей точки зрения, ключевой вопрос устойчивого развития - формирование социального партнерства, то, что в конце концов влияет на эффективность всей системы управления. С этих позиций интересно посмотреть на проблемы Нижнего Новгорода, на то, как их решать с учетом интересов трех партнеров - власти, общественных организаций и представителей бизнеса.

Вкратце об основных проблемах, которые с нашей точки зрения являются ключевыми для города. Население Н. Новгорода, как и многих городов России, убывает, а площадь растет - в соответствии с генеральным планом и фактически. Ясно, что это снижает эффективность городского хозяйства и безусловно приводит к тому, что ухудшаются условия жизни людей. Проблема отходов требует более радикальной стратегии.

Оценкой энергоэффективности городов, по крайней мере в России, серьезно никто не занимался. Не случайно у нас ни в одном из документов не отражено очевидное: минусом в структуре Н. Новгорода является смещение делового, исторического центра, где избыток рабочих мест, относительно центра геометрического на семь километров.

Полифункциональный центр современного Нижнего Новгорода кроме исторического центра города в Нижегородском районе включает часть Канавинского района, где расположен транспортный центр (Московский вокзал и речной порт), а также торговый центр (Нижегородская ярмарка, крупнейшие в городе рынки и универсальный магазин). Транспортные коммуникации центра включают два моста через Оку. Именно в центре расположены наиболее проблемные территории города, такие, как транспортный узел возле Московского вокзала, площади Лядова, Комсомольская, Сенная, Минина, Свободы.

Итак, наиболее привлекательная и значимая часть города - по сути окраина. На ней создано 100 тысяч избыточных рабочих мест. Это ведет к внутрисуточным маятниковым транспортным потокам в исторический центр и обратно. Среднее расстояние таких поездок составляет около 10 км. Перемещение центра деловой активности ближе к геометрическому центру города могло бы уменьшить это расстояние примерно вдвое. Ясно, что это делает город энергетически неэффективным. Равно как и то, что многоэтажная застройка практически вся размещена по окраинам, поэтому значительная часть людей с одной окраины ездит на другую.

С транспортом связан круг крайне важных социальных и экологических проблем, типичных для Нижнего Новгорода и всех городов России. Неблагоприятность окружающей среды, связанная с транспортом, - это элемент социального неравенства. И ясно, что эта проблема может быть решена только на основе социального партнерства.

Транспортная система - это элемент дегуманизации среды, она в значительной мере агрессивна по отношению к людям и природе. Тем более необходимо искать решения, которые эту систему сделали бы менее опасной. Мы провели анализ интенсивности транспортных потоков во всем городе, интенсивности движения транспорта в зависимости от времени суток. Мы используем эти исследования, чтоб моделировать процессы, происходящие в окружающей среде. Полагаем, что без нормальной модели не может быть создана эффективная система управления.

Политика городских властей усугубляет транспортные проблемы. В 90-е годы ХХ в. именно в центральном Нижегородском районе происходит существенное уплотнение застройки за счет строительства жилых домов и нежилых зданий, в которых размещаются магазины, офисы, предприятия сферы обслуживания, финансовые и административные учреждения. Офисы, стоянки и гаражи уже захватили значительную часть исторического центра. В дальнейшем этот процесс станет гораздо более масштабным и жестким. Так, при существующей плотности застройки неудовлетворенная потребность в местах для парковки уже существует. При уплотнении застройки вдвое (как планируют чиновники) потребность в землях под гаражи и стоянки возрастет многократно, так как все вновь поселившиеся в этой зоне небедные жители и преуспевающие предприятия будут нуждаться в стоянках и гаражах (в новых домах, очевидно, поселятся состоятельные люди, имеющие 1-2 автомобиля на семью, а офисам нужны места для парковки, по площади примерно равные площади офисных помещений). В результате резко возрастет давление на органы власти, которые не имеют свободных земельных ресурсов для парковки. Дальше начнется безудержный самозахват земель, варварский снос зеленых насаждений, поджоги ветхого фонда и т.д. Впрочем, это уже имеет место. Дело только в масштабах, которые резко увеличатся. Под угрозой само существование исторического центра в привычном виде.

Я недавно побывал в Праге. Чехов просто удивляют те проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В Праге трепетно относятся к историческому наследию и понимают, что именно благодаря тому, что город этим наследием располагает, 50 млн туристов ежегодно посещают Чехию. У нас же по сути все историческое наследие в последнее время вытесняется из исторической части города. По крайней мере туристическую привлекательность Нижний может в ближайшее время потерять.

Нижний Новгород располагает немалыми земельными ресурсами за пределами исторического центра: огромные складские и промышленные зоны, пустыри, овраги, территории ликвидированных военных училищ и воинских частей, иных неиспользуемых объектов. В частности, значительные ресурсы есть в Советском районе, расположенном недалеко от геометрического центра города. Однако для их использования необходимо решение правовых, экономических и технических проблем, что под силу только квалифицированным и ответственным руководителям. Пока истинная ценность городских земель в центре города чиновниками сильно недооценивается. Получение доли в каждом вновь строящемся здании совершенно лишило представителей администрации критического подхода к предлагаемым проектам. В результате все большая часть особо ценных городских земель с развитой инфраструктурой и неповторимыми ландшафтными и историко-культурными качествами безвозвратно уходит из-под контроля городских властей.

При этом генеральный план центра даже не собираются разрабатывать, что является грубейшим нарушением градостроительного законодательства. Традиционно в таких случаях говорят о недостатке средств на разработку градостроительных проектов. Будущие потери городского бюджета из-за градостроительной невнятицы в сотни раз превзойдут возможные затраты на проектирование.

У нас есть свои представления о том, как могла бы создаваться Повестка на XXI век для Нижнего Новгорода. Мы предполагаем создать концепцию устойчивого развития города, ту, которая существует в 6000 городов Европы и мира. Она будет иметь рамочный характер и будет более широким документом, чем иные, касающиеся долгосрочного развития. В частности, мы предполагаем, что это послужит основой для переработки генерального плана Нижнего. Генплан был принят совсем недавно, получил очень высокую оценку московских специалистов. Но, по нашим представлениям, он существенно устарел уже в момент своего принятия. Главная его проблема в том, что сильно недооценены земельные ресурсы центральной части города.


Александр ИВАНОВ,
доцент Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность