Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Выжили в якутии: дома рухнут, ветряк устоит

Уже 640 ветроэлектростанций, разработанных и произведенных «Компанией ЛМВ Ветроэнергетика» (Хабаровск), вырабатывают на территории России энергию общей суммарной мощностью 1,2 МВт. Несомненно, это успех. Как в целом для страны, так и для самой фирмы ЛМВ, решившей начать развивать серьезное дело в ставших уже историческими политических и экономических условиях перестроечного периода, - когда это было просто непопулярно.

В редакции "Берегини" состоялась встреча с представителем и одновременно главным инженером "Компании ЛМВ Ветроэнергетика" в Нижнем Новгороде. Итак, наш собеседник - Константин Петрович КОЛЕСНИКОВ.

- Константин Петрович, будьте добры, несколько слов о производимой продукции.

- Мы выпускаем автоматические ветроэлектростанции (ВЭС) мощностью от 0,25 до 10 кВт. ВЭС десятикиловаттного класса могут объединяться в системы мощностью до 100 кВт.

Основные производственные мощности находятся в Хабаровске. Большинство ВЭС с маркой ЛМВ установлено в Сибири, на Дальнем Востоке, Камчатке, Чукотке. Филиалы "Компании ЛМВ Ветроэнергетика", в задачи которой входит и сервисное обслуживание, разбросаны, соответственно, по всей этой части страны; располагаются также в Минеральных Водах, Санкт-Петербурге, Москве. Изучаем возможность открытия филиала в Нижнем Новгороде.

- Скажите, какова предыстория и что лежит в основе столь успешной деятельности?

- Специалисты «Компании ЛМВ Ветроэнергетика» имеют 20-летний опыт в области разработки и производства ветряных электростанций.

Основными рекламоспонсорами для нас являются прежде всего сами действующие ВЭС. Мы никогда не смогли бы продать такое количество ветроустановок, если бы они плохо работали. И люди, видя, как рядом, в соседней деревне, поселке, заимке, лесничестве - прежде всего это касается Дальнего Востока и близлежащих регионов - благодаря ВЭС решаются энергетические проблемы, также стремятся ее приобрести несмотря на то, что ветроустановка недешева. И это является лучшим подтверждением выводов о перспективности ветроэлектростанций.

Официальная дата создания совместного предприятия с голландскими инвестициями «Компания ЛМВ Ветроэнергетика» - январь 1992 года. На базе малого предприятия «Эол», основанного в свою очередь в 1987 году.

В 1992 году наша фирма закупила у голландской компании «LMW Windenergy B.V.» лицензию на производство ветротурбины ЛМВ. Освоили ее выпуск, заменили отдельные узлы и элементы. Это был сложный длительный процесс, в результате которого резко оторвались от конкурентов. В 1993 году самостоятельно перешли на собственное производство в России этих ветротурбин, а в 1997 году они были запущены в серийное производство.

- И до сих пор не сталкиваетесь с таким явлением, как конкуренция?

- Не сталкиваемся. Мы одни в этой нише, хотя желающих производить ветроустановки было в России много.

Сама по себе идея и задача сделать ветротурбину технически осуществляется очень легко. Иное дело - добиться от ветроустановки безотказной работы во всех условиях. Но безотказная работа - это одно. А продолжительность работы - это другое. Почему мы и стали сегодня лидерами на мировом рынке - потому что сумели добиться того, что срок эксплуатации наших ветроустановок достигает 20 лет в любых климатических зонах и, соответственно, абсолютно во всех режимах: температурных, ветровых, динамичных. Все основные узлы и элементы - их совершенствование происходит постоянно, а работа над некоторыми из них идет не по одному году - рассчитываются именно под этот срок.

Могу сказать, что 10-15 наших ВЭС установлены в Якутии. Обеспечивают электроэнергией и при -50оС и шквальном ветре - этими условиями для нас и был интересен данный регион. А вы сами понимаете, что при такой погоде металл просто крошится в руках. И если установки ЛМВ «выжили» в Якутии, то в других регионах мы будем ставить их совершенно спокойно, не переживая: буревая нагрузка на ветроустановку равна 35 м/с. В соответствии со шкалой силы ветра по Бофорту при таком значении тут же многие здания будут разрушены. Наша установка будет стоять, разве что лопасти могут не выдержать.

- Ветроэнергетика - единственное направление в деятельности компании?

- Мы поставляем также солнечные батареи, которые работают совместно с ВЭС. Мощность таких ветросолнечных установок составляет от 50 Вт до 100 кВт. Производим мини- и микрогидротурбины от 10 до 1000 кВт.

Наше предприятие совместно с голландской компанией «Global Energy» разработало и запустило в серийное производство системы аварийного энергоснабжения мощностью от 1 кВт до 100 кВт.

Технологии, которые мы используем, требуют больших капиталовложений прежде всего в научно-исследовательскую работу. Мы сотрудничаем со многими НИИ как в России, так и в СНГ, с техническими университетами Хабаровского и Приморского краев, Новосибирска, Томска, Владимира, с Центральным аэрогеодинамическим институтом им.Жуковского и т.д.

- В каких сферах уже используются установки? Кто ваш покупатель?

- Очень широк потребительский круг - от маленьких домиков до небольших цехов, ферм, да что там говорить, целых островов. Играет роль и географический фактор. Так, в Магадане или на Камчатке нашим пользователем может быть поселок, леспромхоз. Если взять позападнее, ВЭУ "ставят" на коттедж. Их используют для автономного питания небольших объектов, к которым крупным компаниям невыгодно тянуть провода, поскольку один километр проводов стоит 300 тысяч рублей - гораздо дороже стоимости нашей трехкиловаттной ветроустановки. Или, к примеру, обеспечивают электроэнергией магазины, придорожные автосервисы. Их владельцы, обладая ветроустановкой, получают возможность работать в том месте, где им необходимо, а не в том, которое определяется наличием проводов. В качестве дополнения скажу, что мы постоянно поставляем ветротурбины связистам, метеорологам, рыболовецким хозяйствам, лесникам; обеспечиваем бесперебойным питанием телекоммуникационные системы.

- Та политика, которую проводит сегодня энергетическое ведомство, в результате чего возникают негативные ситуации - отключение электроэнергии, циничная игра с тарифами, банальное хищение проводов и т.п., - невольно способствует увеличению количества ваших потенциальных покупателей...

- Действительно это так. Недавно нам довелось побеседовать с некоторыми предпринимателями из сельской местности. Этим жарким летом они потеряли десятки тысяч рублей и даже более только из-за того, что энергетики внезапно отключали электричество. Морозильные камеры не работали, потерянной оказалась вся хранившаяся в них продукция. Или другой пример. Предприниматель из г.Арзамаса (Нижегородская обл.) жаловался нам, что власть предержащие заставляют его восстанавливать электрические столбы, которые снес пьяный тракторист. Аргумент сильной стороны: тебе надо, ты и делай. А если не согласен, вообще оставим без света. В большинстве случаев разговор происходит именно так. Граждан просто доведут до того состояния, что они вынуждены будут приобретать автономные источники питания.

В тех садовых товариществах, где возникают проблемы с электроэнергией, одна ВЭУ может "запитать" несколько дачных домиков. Дополнительно потребуется только установить делитель мощности. Есть 500-ваттные установки, которые можно смонтировать в начале сезона и снять в конце его.

Думаем, что нашими основными потребителями в Центральной части России станут фермерские хозяйства.

Мы делаем ставку не только на автономное, но и на аварийное питание. Показательными для нас стали разговоры с владельцами кафе, расположенных на автотрассе Москва - Нижний Новгород. Они также испытывают постоянные перебои с электроэнергией. ВЭУ вполне может "подхватить" кафе, когда оно будет в обесточенном состоянии и продолжить его бесперебойную работу в то время, когда конкуренты будут ждать милости "по проводам".

- Насколько высокой оказывается цена производимой энергии?

- А какую цену имеет отключение в больнице аппарата искусственной почки, приведшее к гибели ребенка, когда получали дешевый, за 30 копеек киловатт-час?!

Несомненно, пока ветроэнергетика достаточно дорогое удовольствие. Срок окупаемости установки зависит от места расположения. На Камчатке и в Нижнем Новгороде электроэнергия имеет различную стоимость.

На данный момент эксплуатация ВЭУ уже обходится дешевле, чем, скажем, агрегатов питания, в качестве которых чаще всего используют дизель-генераторы или бензиновые двигатели. Для сравнения: один из наилучших агрегатов питания, рассчитанный на 5000 моточасов - это приблизительно 7 месяцев непрерывной работы, - стоит порядка 80 000 рублей. За свою короткую семимесячную жизнь он «съест» 10 тонн бензина или дизельного топлива - это еще 80 000 рублей. И сверх того - постоянный сильный шум, возникающий при работе.

- ВЭС также обвиняют в производимом шуме и в том, что они становятся причиной гибели птиц. Что вы скажете относительно отрицательных последствий работы ветроустановок?

- Единственный отрицательный момент на сегодняшний день - будете смеяться - то, что НАТО, ВВС, в частности, начинают, как Дон Кихоты, воевать с ветряками. Потому что те ВЭС, которые стоят на побережье стран Бенилюкса, мешают выполнению полетов на предельно малых высотах.

Говоря о шуме, замечу, что в децибелах он невысок. Те, кто живут вблизи трамвайных путей, железнодорожных станций и, что хуже того, аэропортов, испытывают более сильное воздействие шума, величина которого порой доходит до 100, 130 децибел. По сравнению с этим легкий свист от лопастей турбины - ничтожный недостаток.

Что касается птиц, то, действительно, со стороны ВЭС есть небольшое воздействие. Но оно возникает, как правило, во время миграций и в условиях тумана. С таких же позиций можно обвинить и маяки, на свет которых летит и разбивается чудовищное количество птиц при тех же миграционных процессах. Как это ни печально, но птицы горят и на проводах, попадают на радиаторы автомобилей... Оседлые птицы, живущие в районах расположения ветряков, принимают их за пугало. В итоге воробьи, вороны со временем вообще не обращают на них внимание.

- Уже не один год действуют ВЭС "ЛМВ", их работа все же остается в поле зрения фирмы. Как они выглядят в сравнении с традиционными источниками энергии? Накопились ли какие любопытные наблюдения по этому поводу?

- Встречается непонимание ситуации, связанное с особенностями ветроэнергетики. Все привыкли, что в обычную розетку, которая находится в стене, можно включить чайник, два, десять, пятнадцать - киловатт, еще - пока не выдержит проводка. При получении электроэнергии от ВЭС такие действия ограничиваются: если работает трехкиловаттная установка, можно рассчитывать только на 3 киловатта.

Эксплуатация ВЭУ строго рассчитана на 20 лет; электроника и автоматика сделаны так, что вы не сможете ее перегрузить. Установка автоматически будет выключаться, она отказывается работать в запредельных режимах.

Были случаи, когда ВЭУ воровали. Установка оказывалась настолько нужной в хозяйстве вещью, что автомобиль не трогали у ее владельца, а ВЭУ снимали, выдирали «с корнем» провода, забирали аккумуляторы, инверторы и просто все увозили. Пока это единственный недостаток...

- Ощущаете ли вы поддержку для своей деятельности со стороны существующего законодательства? Или, может быть, со стороны государства?

- Нет. Мы полностью развиваемся за счет собственных ресурсов и на собственные средства. Но думаю, что в будущем государство просто должно поддерживать такие начинания.

- Как вы, находясь внутри этой сферы и хорошо зная ее, оцениваете перспективы развития ветроэнергетики в России?

- Время пропаганды ветроэнергетики прошло - мы уже занимаемся непосредственной установкой ВЭС.

Россия производит передовые ветроэлектростанции, которые ничуть не уступают зарубежным. И более того, они значительно дешевле, надежнее. Так, установки ЛМВ поставляем примерно в 20 стран, включая Китай, Австралию, Индонезию.

В России уже строят крупные станции. Огромнейший проект в области ветроэнергетики воплощается на Чукотке. В Башкирии открыта опытная станция "Тюпкельды", которая в будущем при введении в действие всех мощностей обеспечит республику на треть электроэнергией. К сожалению, там задействованы немецкие станции; стоимость этого проекта с учетом высоких таможенных пошлин составила порядка 70 млн рублей. Первые ВЭС появились в Чувашской республике.

Так что Россия в вопросах альтернативной энергетики не последняя. Надо отметить и положительную роль общественных экологических организаций, деятельность которых способствует развитию этого столь значимого направления. Но многое, конечно, здесь зависит от местных властей.

- Встречается расхожее мнение оппонентов, сводящееся к тому, что для России, располагающей собственными большими запасами природных ресурсов и находящейся потому в более преимущественном положении, чем многие другие страны, не является актуальным развитие альтернативных источников энергии.

- Наши шахты не бездонные. Не бездонные скважины. Не бездонные газохранилища. Не вечные трубопроводы. Это все невозобновляемые ресурсы. Не надо идти по своему отдельному российскому пути.

Да, сожжем нефти ровно столько, сколько позволительно. А не сколько захотим. Весь мир сейчас живет по этому принципу. И Россия здесь не исключение.

- Благодарю вас, Константин Петрович, за интересную беседу. Желаем успехов в вашей деятельности.


Интервью вела Наталия КАМЕНСКАЯ.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность