Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Новости движения

Оказалось, Рио минус десять

Заметки с Саммита Земли (Йоханнесбург, ЮАР)

Островки благополучия в океане бедности - именно с этой фразы, характеризующей современное общество, начался форум в Йоханнесбурге. Фраза прозвучала во вступительной речи президента ЮАР Тхабо Мбеки. Он также заявил о том, что нет необходимости тратить время на обсуждение того, ЧТО надо сделать, так как все это обсуждалось уже не раз; осталось решить, КАК это делать, и, наконец, НАЧАТЬ конкретную работу.

Делегаты встретили его заявление бурными аплодисментами...

Практически сразу стало ясно, что позиции стран весьма далеки друг от друга. И стало ясно, почему многие заранее предрекали провал форума. Стало понятно и то, почему скептики предлагали изменить название саммита с «Рио +10» на «Рио -10».

«Мы не будем делать ничего, что может осложнить жизнь нашим корпорациям», - похоже, именно под этим лозунгом действует большая часть правительств. Это неудивительно, если вспомнить о том, что экономическая мощь некоторых корпораций (Эксон, Мицубиси и др.) превышает «экономики» некоторых далеко не самых бедных стран.

Под тем же лозунгом прошел и сам Саммит. Именно поэтому из текстов документов исчезли слова об обязательной ответственности корпораций за ущерб, который наносит или может нанести их деятельность. Взамен появились ничего не значащие слова о «добровольных инициативах»...

Неправильно думать, что только США является главным «злодеем» на Саммите. Любопытен и ряд действий Европейского Союза. Например, вот что происходило с «принципом предосторожности». Это - базовый принцип, который был заложен в документах Рио и на котором в дальнейшем был сформирован ряд национальных, региональных и международных законодательств. 25 августа, за день до официального начала Саммита, по предложению делегации Европейского Союза этот принцип был заменен на некое понятие «экосистемного подхода». 26 августа уже и этот принцип был взят под сомнение...

Трудно сказать, прозвучал ли уже «последний звонок» для человечества. Одно ясно: когда он зазвенит, очень вероятно, что мы, занятые увлекательными поисками сиюминутной выгоды и попытками добиться чего-нибудь за счет других, не услышим его. И если ничего не изменится, рано или поздно «островки благополучия» будут сметены «океаном планетарной катастрофы».

Сергей ЦЫПЛЕНКОВ, исполнительный директор ОМНО «Гринпис России».

Комментарий Гринпис по поводу заявления М. Касьянова

По оценке Гринпис, Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге войдет в историю как «саммит упущенных возможностей». Его участникам не удалось договориться о том, как можно обеспечить энергией людей, лишенных какого бы то ни было доступа к энергетическим услугам (а таких людей насчитывается 2 млрд.). Не удалось принять никаких документов о конкретных действиях по использованию альтернативных источников энергии, так необходимых для сохранения климата на Земном шаре.

На этом фоне заявление Михаила Касьянова о готовности России ратифицировать Киотский протокол прозвучало очень оптимистично. Но что скрывается за этим?

В подготовленных к Саммиту документах ни слова не говорилось о решении правительства в поддержку ратификации. Наоборот, ряд выступлений представителей ответственных ведомств (заявление, сделанное в Йоханнесбурге заместителем министра экономразвития РФ Мухамедом Цикановым 29 августа, и интервью, данное 21 августа 2002 г. руководителем Росгидромета Александром Бедрицким), показывают, что наша власть пока не готова что-то решать. Решение правительства России о ратификации уже откладывалось под предлогом необходимости подготовки дополнительных документов. Эти документы должны были быть готовы еще до 1 августа. Но и к сентябрю затребованные материалы не были рассмотрены ни на одном из заседаний правительства. В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, принятие федерального закона (в том числе о ратификации международного договора) возможно только при наличии статьи в бюджете о финансировании расходов, связанных с исполнением этого закона. Однако в проекте бюджета на 2003 год статьи о финансировании действий по Киотскому протоколу нет.

Энергетическая стратегия России, принятая на 2000-2020 гг., в полной мере удовлетворяет интересы нефтяных компаний и атомщиков. А вот заложенные темпы внедрения альтернативных источников энергии очень низки: к 2020 году, в лучшем случае, они обеспечат производство 1 % электроэнергии в стране (в то время как, например, во многих западноевропейских странах этот показатель увеличится до 10-15 %). При этом в России есть колоссальный научный потенциал и все возможности для внедрения уже имеющихся энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность