Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Простое яблоко с простой яблони

Экономика с человеческим лицом и экопоселения

В пятой книге серии «Звенящие кедры России» Владимир Мегре сетовал на то, что не может экономическим языком доказать специалистам и власть имущим привлекательность проекта родовых имений. Он выражал надежду на то, что читатели, более сведущие в экономике, возможно, смогут на цифрах доказать, насколько привлекателен этот проект для страны.

Но сам факт экономического анализа того или иного явления или проекта влияет на это явление или проект. Например, когда делается денежная оценка живой природы, это снижает ценность жизни в глазах аналитика, ибо более высокое по своей сути понятие (жизнь) измеряется более низким (деньги).

В случае с родовыми имениями большая часть того, что делает этот проект привлекательным, не поддается денежной оценке (например, крепкие семьи; чувство удовлетворения поселенцев от общения с природой и создания прекрасного; духовный рост человека, живущего на своей земле; красота родовой земли и т. д.). Ценность (но не цена) этих факторов может намного превышать ценность городской жизни. Если не принять эти факторы во внимание, то анализ получится неполным, а если попытаться дать им денежную оценку, то будет назначена цена на то, что не должно измеряться в деньгах.

Современный макроэкономический анализ принимает во внимание в основном рыночное производство (то есть производство с целью обмена). Например, продукты, произведенные семьей на своем дачном участке для собственного потребления, не учитываются при подсчете валового внутреннего продукта (ВВП) - основного показателя экономической деятельности. Таким образом, экопоселения во многом не укладываются в сегодняшнюю систему учета.

Сегодня большинство экономистов смотрят на человека как на эгоистичное жадное существо с безграничными потребностями, заботящееся только о своей выгоде и о максимизации получаемой им через потребление полезности. На этом строится вся традиционная экономическая теория. Такой подход к экономике односторонен и не позволяет по достоинству оценить проекты, подобные родовым имениям. Существуют более гуманистичные подходы к экономике, чем ныне принятые. Поэтому при экономическом анализе экопоселений целесообразно пользоваться методологией «новой» экономической теории, ставящей в центр экономической жизни Человека и его истинные потребности.

Самым ярким и ранним изложением идей «новой экономики» в современной экономической теории являются книги английского экономиста Эрнста Фридриха Шумахера «Малое прекрасно, или экономика, где человек имеет значение» и «Карта для заблудившихся». В книге «Малое прекрасно» Шумахер излагает экономическое мировоззрение, которое можно назвать экономикой с человеческим лицом. Именно такой взгляд на экономику должен лежать в основе анализа экопоселений.

Природа человека - центральный вопрос любой гуманитарной науки. Взгляд на природу человека определяет основные предпосылки науки, а также предмет науки (то, что подлежит изучению) и методы изучения. Современная наука и, в частности, экономическая теория все еще в большой степени основывается на взглядах на человека и природу, унаследованных из девятнадцатого века. Считается, что человек возник эволюционным путем через случайные мутации генов и естественный отбор.

Для экономической теории человек - эгоистичное существо, поведение которого основано на стремлении максимизации для себя полезности. Предполагается, что человек ведет себя рационально и, следовательно, его поведение можно предсказать и изучить с использованием численных методов. Человек - это социальное животное, к которому применимы идеи Дарвина. Следовательно, конкуренция между людьми - естественная и нормальная черта экономической жизни.

Хозяйственная деятельность человека изучается отдельно от окружающей среды и общества, а отрицательное воздействие экономики на человека или природу рассматривается как внешнее по отношению к экономическому процессу, а не как прямое и неизбежное его следствие.

Шумахер обладал совершенно отличным видением человека и природы. Для него, так же как и для Анастасии, человек - проявление более высоких уровней бытия, в то время как для современной науки, как уже было отмечено выше, человек - продукт более низких уровней бытия (животных). Понимание отличия между разными уровнями бытия чрезвычайно важно для осознания природы человека и, следовательно, для формирования научного взгляда на него и его поведение.

Человек принципиально отличается от более низких уровней бытия, так как он обладает качеством, отсутствующим в минералах, растениях или животных, - осознанностью. Также отметим, что по мере продвижения от минерала к человеку новые качества становятся все более редкими и уязвимыми. Человек может легко разрушить жизнь, сознание и осознанность, но создать их может только через сотворение на участке родовой земли.

Получается, что любая произведенная человеком вещь (но не посаженный им сад или лес) стоит ниже, чем растения, животные или сам человек, ибо искусственные предметы мертвы и обладают только качествами минералов. В городе человека окружают по преимуществу мертвые предметы, стоящие на три уровня бытия ниже человека. В такой среде человек и сам становится более животным, растением и минералом, чем человеком.

В родовом имении человека будет окружать живая природа; в таком окружении и через создание такого окружения человеку легче добиться большей осознанности.

Современная же экономика не делает различия между разными уровнями бытия. Уничтожение жизни (скажем, дерева) ради создания мертвого предмета (например, мебели) считается приемлемым и, более того, желательным. Родовые имения предполагают противоположную систему ценностей.

Движущая сила современной экономики - алчность (желание иметь как можно больше для себя) и зависть (стремление иметь больше, чем другие). Эти чувства мешают человеку развивать качества, которые делают его по-настоящему человеком (осознанность). Жизнь же в родовом имении предполагает альтруизм (создание прекрасного без всяких корыстных побуждений) и скромность (через осознание места человека в природе). Кроме того, на смену конкуренции и соперничеству в экопоселениях приходит сотрудничество между людьми.

Так как экономическая теория - наука о человеке, а поведение человека, который обладает осознанностью, неизмеримо менее предсказуемо, чем поведение животных, методы количественного анализа, столь широко сегодня используемые экономистами, имеют лишь ограниченную сферу применения. Статистика применима лишь в том случае, когда человек не осознан.

В случае с родовыми имениями качественные характеристики и осознанность человека настолько важны, что традиционный экономический анализ к ним мало применим. Наконец, наука не только изучает человека, но и формирует его отношение к себе и к миру. Таким образом, наука, относящаяся к человеку как к живой машине и придающая особое значение животной (а не поистине человеческой) природе человека, тем самым поощряет человека вести себя механически и создает препятствия для развития человеческого потенциала.

Именно экономическая теория, уделяющая первостепенное внимание человеку и природе, подходит для экономического обоснования идеи родовых поместий.

Не удивительно ли, что современное человечество, чтобы вырастить одно яблоко, прикладывает усилия миллионов человек? Бесчисленные тысячи людей трудятся на карьерах и химических заводах, чтобы произвести удобрения; ученые сидят в лабораториях и колдуют над генами яблока, пытаясь сделать его лучше, чем сделал Бог; нефтяники бурят скважины и строят трубопроводы, чтобы доставить нефть до завода, где произведут бензин, который зальют в бак грузовика (над которым также трудились тысячи, если не миллионы человек - от каторжников на рудных карьерах до инженеров и директоров компаний), чтобы привести яблоко из далекой страны в местный магазин. Тысячи людей работают в торговле, чтобы продать это яблоко; финансисты сидят в своих стерильных офисах, чтобы обеспечить магазину возможность принять от вас деньги, и проч., и проч. Более того, вот вы съели яблоко, и началась новая бурная деятельность. Заводы по очистке канализационных стоков пыхтят, чтобы сделать воду с переработанным вами яблоком хоть немного чище; врачи и ученые ломают голову над тем, как вас лечить (оказалось, что питание генетически модифицированными яблоками, выращенными на химических удобрениях, отрицательно сказывается на вашем здоровье); на рудниках и заводах трудятся люди, производя мусоровоз, чтобы вывезти из города огрызок вашего яблока и захоронить его на свалке, и проч., и проч. Такое положение вещей кажется современным экономистам вполне нормальным. Дело в том, что в экономической науке считается, что при росте производства снижаются издержки на единицу продукции, а, следовательно, огромные заводы или плантации экономически более привлекательны, чем маленькие мастерские или частные сады. Получается, что теперь человечеству для обеспечения себя всем необходимым нужна мировая экономика и международная торговля, хотя еще совсем недавно подавляющее большинство товаров производились из местного материала при использовании местного труда для местного потребления. Ведь для того, чтобы вырастить яблоко, по большому счету почти ничего не нужно. Нужно посадить семечко в землю, поухаживать за ростком яблони, и потом она много лет будет снабжать человека плодами безо всякой необходимости в рудниках, грузовиках, магазинах, канализации и проч. Родовые поместья представляют собой модель маломасштабного производства преимущественно для местного потребления.


Леонид ШАРАШКИН.
Москва.
(Продолжение следует).

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность