Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Гетто для самих себя?

Или стратегия формирования сети экопоселений? От имени зеленого движения оценку дает Сергей Фомичев (Хранители радуги)

- Обсуждая тему альтернативных поселений, нужно начинать с жесткой критики существующего общества, действующей сегодня в нем системы взаимоотношений. Нужно провести социальный и исторический анализ и в итоге прийти к выводу о том, что нас не устраивает в современном обществе. Если мы в своих выводах разойдемся, то разойдемся и в понимании сути «альтернативы» и «альтернативных поселений».

Я считаю, что современная общественная система идет гибельным курсом во всех своих проявлениях, и при создании поселений идеальным был бы комплексно-альтернативный подход. Но пока, очевидно, это невозможно. Ориентировка на изменения в какой-либо отдельной сфере жизни общества - тоже альтернатива, и типов таких альтернатив может быть много.

Например, одни инициаторы создания поселения могут считать, что существующая экономическая система вполне нормальна, что проблемы заключаются в культурном или духовном развитии общества. Они делают акцент на смену культурных установок, занимаются образованием, строят свою жизнь на основе определенного философского учения или религиозного мировоззрения, продолжая жить в существующей экономико-политической системе.

Для других важнее система принятия решений, социально-политическое устройство. И при создании поселения они делают акцент на изменения в системе принятия решений, которая должна стать более свободной, более коллективистской. При этом их могут меньше интересовать культурологические аспекты, они готовы потреблять ту культуру, которая сейчас существует. Третьи реализуют чисто экологическую альтернативу и пытаются создать соответствующую систему хозяйствования, чтобы оказывать возможно меньшее давление на природу. При этом они признают существующие политические институты, экономические отношения и т.д.

Само по себе альтернативное поселение - это некий долгосрочный проект, который для общества в целом не имеет самостоятельного значения, как и любая другая акция. Альтернативное поселение самим фактом своего существования не может изменить общество и не разрешит глобальные экологические проблемы, но способно показать ту или иную модель иного общественного устройства и дать определенный опыт. И этот опыт очень важен для выработки стратегии, тактики, программы действий экологического движения, его идеологии в целом.

При этом речь не идет об альтернативных поселениях «эскейпистского» (от англ. «escape» - избегать) толка, создаваемых исключительно с целью самоизоляции, ухода от существующего общества по принципу «меня не трогайте!»; такие поселения - гетто для самих себя. Экологическое движение интересуют только социально ориентированные альтернативные поселения: «поселенцы» должны получать опыт и передавать его другим, распространять свои установки и новые знания, полученные (проверенные) во время реализации проекта, они должны пропагандировать поиск нового образа жизни в согласии с природой.

Изоляционизм не может быть стратегией движения. Попытка сделать альтернативные поселения основой стратегии движения была предпринята С.Забелиным в его плане создания «Земли людей», который вскоре был раскритикован. Тем не менее, такие поселения были, есть и будут одной из составляющих частей стратегии движения.

Пока появляются лишь отдельные поселения, создающиеся с целью «обкатать» на практике какие-то свои теории, полностью погрузиться в новый образ и стиль жизни. Но, на мой взгляд, этого недостаточно - нужна стратегия формирования сетей таких поселений. Нужна концентрация разных альтернативных проектов, реализуемых несколькими группами в каком-то определенном месте. Такими проектами могут быть альтернативные поселения, каждое из которых специализируется на одном или нескольких направлениях (культура, образование, экологически ориентированный досуговый центр, технологические проекты и т.п.). Для этих целей желателен район с населением около 50 тысяч человек - например, городок и несколько деревень вокруг с определенным культурным уровнем, сельскохозяйственными объединениями, небольшой промышленностью. Это должен быть сбалансированный район, потому что невозможно моделировать для всего общества только сельскохозяйственный образ жизни или только городскую коммуну.

Сконцентрированные в одном месте альтернативные проекты и по одиночке, и во взаимодействии друг с другом начнут изменять культуру местного сообщества. Люди будут перекрестно попадать под влияние того или иного проекта, вовлекаться в ту или иную деятельность (при успешном развитии - все местное сообщество или его большая часть). Одинокое альтернативное поселение, с моей точки зрения, будет нежизнеспособным из-за отсутствия достаточного количества людей для воспроизводства и передачи идей.

Иногда концентрацию альтернатив в одном месте стимулируют политические условия, но это происходит редко. Вот один из примеров такого влияния. Из бывшего Западного Берлина молодежь стремилась уехать в ФРГ или еще дальше. Для привлечения молодежи правительство Западного Берлина отменило военную службу для студентов университетов, и в результате туда начала стекаться молодежь со своими идеями альтернативного образа жизни. Самым дешевым в Западном Берлине был район Кройцберг; это особенно привлекало молодых, и там стали реализовываться интереснейшие альтернативы: правовые, экономического характера, в плане принятия решений. В некоторые периоды даже правовое поле государства там не действовало.

Подобное влияние может оказать и серьезно продуманная стратегия движения. Конечно, это сложно, и о реалистичности такого проекта можно будет говорить только тогда, когда движение начнет осуществлять свои стратегические разработки.


Предоставлено для публикации
«Ясеневским клубом»
- периодическим семинаром экоНПО.
Для контакта с «Ясеневским клубом»:
Ирина Халий, Ольга Аксенова,
Институт социологии РАН 117259, Москва,
ул.Кржижановского, 24/35, корп.5
E-mail: faes@glasnet.ru

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность