О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Охранная грамотаЖенщины с рыбьими хвостами...Статья представлена на диске «Русалка», подготовленном в рамках проекта «Традиции неразрушающего природопользования: экообразование длиной в тысячелетия». Диск создан при поддержке Института Устойчивых Сообществ и Агентства США по Международному Развитию.В домовой резьбе некоторых районов Нижегородской области встречаются изображения фантастических женщин в чешуе с рыбьим хвостом, а также с птичьими перьями, крыльями, хвостом и лапками. Искусствоведы часто соотносят их образы с русалками, несмотря на то, что в народе их русалками не называют. Это - берегини, обереги дома: «А как же без обереги, разве можно в доме!». Кто они, и что за неведомая сила стоит за их изображениями, отгоняя беды и злых бесов? Существует версия заимствования образов русской домовой резьбы с корабельных оберегов - изображений духов воды, русалок европейских и греко-византийских соседей. На пути из «варяг в греки» русские «кораблестроители да баржевики» могли собственными глазами видеть резных ундин с рыбьими хвостами и греческих крылатых сирен и, отходя от основного промысла, украшать ими по заказу дома богатых купцов-старообрядцев. Известно, что по указам Петра Первого и Екатерины Второй на Оке строили корабли и галеры с подобными фигурами; с ними расшивы и барки бороздили просторы Волги. Однако, берегини на избах существенно отличаются от корабельных. К тому же они моложе примерно на сто лет: судя по указанным в резном орнаменте датам постройки домов, их появление относится к XIX веку. К тому времени эти и другие фантастические образы (лев, дракон и др.) были уже понятны и знакомы, в частности, по каменному убранству храмов и княжеских палат Владимиро-Суздальской Руси; они уже были частью городской средневековой культуры. Носителями этой культуры и были грамотные «книжники» - старообрядцы. Они особым образом, исходя из библейских текстов, осмысливали затейливые изображения. Так существо с рыбьим хвостом получило название «фараонка» (в вариантах это усатый, бородатый, иногда с трубкой в руке «фараон»). По библейской легенде, преследователи Израиля - «гонитель фараон» с египтянами - были низвергнуты в море и превращены в рыб. В традиционной культуре образ человека-рыбы очень редок. Правда, один раз нам привелось услышать в лирической песне о «морских девах», обитающих в воде вместе с рыбами: В море - щуки с карасями,
Образ «девы-птицы» более распространен: встречается и в вышивке, и в формах печатных пряников, и в популярных лубочных картинках... Птица Сирин почитаема старообрядцами в силу своего «райского происхождения»: смертоносные сирены из греческих мифов в духовных стихах услаждают пением души праведников на небесах. Летела птица райска,
Эта загадка (отгадка - «Пчела») была записана в деревне Жбанниково Городецкого района (также на территории, издавна заселенной старообрядцами). Старая гончарная деревня дала название интересному промыслу глиняной игрушки. Известная жбанниковская мастерица П.С. Тимофеева лепит «птицу - Сырин», но утверждает, что это - «птица-Жар» из отцовской сказки. В ее сюжете огненная птица превращается в девушку-царевну «красотой словно Солнце», которая волшебным образом бережет все царство. В другом сказочном сюжете, записанном также в Жбанникове, чертами птицы и человека наделен жуткий Хохлун. Он связан с потусторонним миром мертвых: питается «человеческими перстами», «приносит человеческие жертвы», заживо сжигая невест в бане-«домовине»; вместе с матерью-ведьмой наделен сверхъестественными способностями летать из своего болота в царский сад, зубами грызть лес, выпивать целую реку и т.д. Мир волшебной сказки неизменно уводит нас в сторону дохристианских мифов; в частности, показывает две стороны культа предков-покровителей. С одной стороны, на их божественную помощь надеялись; с другой - боялись. Если вглядываться в лица берегинь, легко заметить, что их выражения либо привлекательны: смешливы и озорны, веселы; либо - отталкивающи: грозны и яростны. В наиболее архаичных вариантах они лишены глаз - мало ли какой нечеловеческий дух населит через них вырезанное тело! Русалки имеют непосредственное отношение к миру мертвых - миру природных богов древних земледельцев. Само их название происходит от «русалий» - языческих тризн, обряда чествования усопших жертвенной едой, свистом - смехом и плачем. Олицетворение творческих сил природы могло происходить как в виде женщины (живой или куклы), так и в облике других божеств плодородия, в частности, птицы и рыбы как представителей верхней и нижней космических зон, небесной и земной влаги, а также огня. Календарные обряды инсценируют идею смерти и воскрешения природного божества - вот за этим и нужны «кровавые» жертвы или их имитация: «притопление» Ярилы, девушки, березки и т.д. Вот что, в конечном итоге, роднит нижегородских берегинь с плодородной ветвью в руке и южнославянских крылатых вил, а также всех духов воды и растительности, какую бы экзотическую личину они не носили в представлении разных народов.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |