Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Геополитика

Изменение климата: многое зависит от России

Евросоюз ратифицировал Киотский протокол. Что ждет российских политиков и производителей?

31 мая 2002 года Евросоюз официально информировал ООН о том, что он ратифицировал Киотский протокол. Согласно протоколу, подписанному в 1997 году, ведущие индустриально развитые страны берут на себя обязательства снизить на 8% выбросы углекислого газа - одного из основных парниковых газов, ответственных за процесс глобальных изменений климата.

Ратификация Евросоюза означает принципиально важный шаг вперед в деле практической реализации Рамочной конвенции ООН по изменениям климата (1992 г.), частью которой является Киотский протокол. В ближайшее время можно ожидать ратификации этого документа и Японией, где он уже получил одобрение верхней палаты парламента. Россия также неоднократно заявляла о намерении ратифицировать Киотский протокол.

Для российских экспортеров, в значительной степени ориентированных на Евросоюз, это означает начало серьезных изменений в экологической политике этого блока, к которому постепенно будут присоединяться и другие государства. Неизбежны значительные перемены на рынках сбыта традиционных российских экспортных товаров, к которым прежде всего относятся энергоносители, металлы и лес.

Потребность в некоторых из них, например, в угле, являющемся по удельным показателям выбросов парниковых газов наименее конкурентоспособным из всех видов ископаемых топлив, явно будет снижаться. Для некоторых товаров придется провести серьезную инвентаризацию энергозатрат на их производство и быть готовым к тому, что покупатели начнут требовать предоставления такой информации (сталь, алюминий). Спрос на некоторые товары будет резко увеличиваться - прежде всего на природный газ, древесный спирт, «экологически чистую» в плане выбросов парниковых газов электроэнергию. Особо резкого роста спроса можно ожидать в сфере энергоэффективности. По мере продвижения вперед процесса ратификации Киотского протокола ход развития этого процесса в России будет привлекать все большее внимание. Согласно протоколу, он вступает в силу после того, как будет ратифицирован не менее 55 % стран, подписавших этот документ. Вторым, гораздо более важным условием является то, что эти страны должны быть источником не менее 55 % от объема выбросов углекислого газа в 1990 г., который выбран в качестве исходного.

После категорического отказа США (на долю которых приходится 36,1% такого рода выбросов) ратифицировать Киотский протокол выполнение последнего указанного нами условия стало чрезвычайно сложной задачей. До конца мая 2002 года страны, которые ратифицировали протокол (прежде всего Норвегия, Чехия, Румыния), являлись источниками всего лишь 2,7 % от общей суммы выбросов углекислого газа. Его ратификация Евросоюзом, на долю которого приходится 24,2 %, заметно изменяет ситуацию. На долю Японии приходится 8,5%. В этой ситуации сроки ратификации Киотского протокола Россией, которая отвечает за 17,4% выбросов, будут фактически определять сроки вступления его в силу. После присоединения России суммарное количество выбросов углекислого газа странами, ратифицировавшими протокол, достигнет 50,1%.

Добор остающихся 5%, необходимых для завершения процесса ратификации, скорее всего не составит проблемы. Канада, Австралия, Новая Зеландия, где идут активные дискуссии на тему ратификации Киотского протокола, и страны Восточной Европы, претендующие на вступление в Евросоюз, вряд ли захотят оказаться виновниками задержки начала реализации одного из важнейших международных документов. Россия оказалась в той достаточно редкой в последнее время ситуации, когда ее действия будут решающе важными в глобальном масштабе и она может сыграть большую положительную роль. В последнее время в пределах темы наблюдается определенное оживление: 11 апреля 2002г. Правительство РФ наконец-то (через 5 лет после подписания Киотского протокола!) решило подумать и в течение 3 месяцев разработать программу действий, необходимых для ратификации Киотского протокола. В конце августа Путин, возможно, поедет в Йоханнесбург на Форум ООН по устойчивому развитию. Там от него будут ожидать ответа на вопрос, когда Россия ратифицирует этот документ.

Если программа Правительства будет разработана в срок, т.е. к 11 июля, останется очень мало времени, чтобы распространить внутри страны хоть какую-то информацию о том, что реально, а не на словах Россия собирается делать для реализации Киотского протокола. То, что благодаря развалу экономики она с запасом выполнила требования протокола, а потому для ратификации ничего делать не надо, не является аргументом. Резкий спад промышленного производства не может служить долгосрочным методом решения экологических проблем. Нужны реальные действия по сокращению энергозатратности экономики (которая по удельным показателям за последнее десятилетие заметно возросла), энергосбережению, развитию возобновимых источников энергии.

Большая же часть населения, равно как и средств массовой информации, похоже, обо всем этом имеет очень смутное представление. За последние 5 дней в более чем десяти ведущих российских общенациональных серьезных газетах нам не удалось обнаружить публикаций на тему Киотского протокола и важнейшего решения Евросоюза по его ратификации.


Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Международного
Социально-экологического союза.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность