Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Ветры россии дадут много энергии

Стараниями многих активистов зеленого движения и средств массовой информации, в том числе и «Берегини», проблема необходимости использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий наконец-то вызвала реакцию властей, которые на сей раз не разразились очередной пустой «концепцией» на эту тему, а приняли решение, где обозначены и конкретные объекты, и деньги, и сроки.

29 декабря 2001 года Правительством России принято Постановление № 923 «О внесении изменений и дополнений в Федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (опубликовано в «Собрании законодательства РФ № 2» от 14.01.02.). Постановление можно найти и в Интернете.

В п.56 Приложения № 2 упомянутого Постановления «Новое строительство ветроэнергетических комплексов» раздела «Эффективное энергообеспечение регионов, в т.ч. северных и приравненных к ним территорий, на основании использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива» приводится перечень регионов и объектов, где будет осуществляться строительство ветроэлектростанций (ВЭС), и объемы финансирования. За период 2003-2010 гг. во многих населенных пунктах 28 регионов России предполагается построить 634 ВЭС общей мощностью 232 МВт. Средства для реализации этих мероприятий в объеме 10,6 млрд руб. будут выделяться в основном из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов внебюджетных источников (93 %) и лишь малая доля (7 %) - из федерального.

Пунктом 64 того же Приложения на тот же период предполагается осуществить развитие производственных мощностей оборудования нетрадиционной энергетики, на что предполагается выделить 1,315 млрд рублей: 17 % - из федерального бюджета, остальные - из бюджетов субъектов РФ и местных.

Пунктом 65 предусматривается осуществить внедрение модификаций установок нетрадиционной энергетики, на что предполагается выделить 0,095 млрд рублей (48 % из федерального бюджета).

Вот полный перечень населенных пунктов, где предполагается в указанные сроки строительство ВЭС, их число и мощности: Амурская область - 460 ВЭС общей мощностью 2,2 МВт; Архангельская обл., г. Мезень и в пос. Соловецкий, 2 ВЭС общей мощностью 2,7 МВт; Республика Башкортостан - 2 ВЭС общей мощностью 4,8 МВт в селе Слак Альшеевского района и в райцентре Акъяр Хайбуллинского района; Республика Бурятия - ВЭС 6 МВт в селе Сухая Придойколесского района; Волгоградская область - 10 ВЭС общей мощностью 0,2 МВт в Дубровском, Еланском, Нехаевском, Николаевском, Новониколаевском, Ольховском, Суровиковском, Чернышковском, Кикивидзевском и Старополтавском районах; Калининградская область - ВЭС мощностью 5,1 МВт в пос. Куликово; Республика Калмыкия - ВЭС мощностью 22 МВт; Камчатская область - ВЭС мощностью 10 МВт в районе пос. Усть-Камчатск; Республика Карелия - 5 ВЭС общей мощностью 15,12 МВт в поселках Кевят-озеро, Юково, Ноттаварка, в городе Кемь и на острове Валаам; Республика Коми - ВЭС мощностью 2,5 МВт в селе Новый Бор Усть-Цилемского района; Красноярский край - ВЭС мощностью 0,1 МВт в селе Ворогово; Магаданская область - 10 ВЭС общей мощностью 50 МВт в пос Чайбуха, Тополовка, Гарманда, Верх-Парень, Гижига, Тавтум, Ямск, Тахтоямск и др.; Мурманская область - 19 ВЭС общей мощностью 5,5 МВт в Мурманске, поселках Гаврилово, Островной, Гремиха, Цып-Наволок, Харлов, Лумбовка и для маяков: Туваюбского, Вайдагубского, Святоносского, Кильдинского, Русского, Кашкаранцкого и Сетьнаволоцкого, а также для метеостанций: Дроздовка, Святой Нос, Терско-Орлов, Пялица и Коямъявр; Орловская область - ВЭС мощностью 0,3 Мвт в пос. Лужки; Приморский край - ВЭС мощностью 10 МВт в пос. Козьмино г.Находки; в Ростове-на-Дону ВЭС мощностью 20 МВт; Ленинградская область - в г.Кронштадте на острове Котлин ВЭС мощностью 3 МВт; Саратовская область - 10 ВЭС общей мощностью 2,54 МВт в Александровгайском районе; Сахалинская область - 3 ВЭС общей мощностью 15 МВт: Новиковской и в пос. Крабозаводское и Малокурильское Южносахалинского района; Свердловская область - 17 ВЭС общей мощностью 2,41 МВт в городах Екатеринбурге, Березовском, Полевском, Среднеуральске, Заречном, Сысети, Нижнем Тагиле, Качканаре и в районах - Гагаринском, Верхнетурском, Каменск-Уральском, Ивдельском и Шалинском; Таймырский АО - 10 ВЭС общей мощностью 8,5 МВт в пос. Диксон, Ворон, Карепово, Лескино, Байкаловск, Мунгуй, Караул, Казанцево и Новорыбное; Хабаровский край - 14 ВЭС общей мощностью 25 МВт в селах Аян, Вострецово, Булгин, Морской, Нов.Устье, Новая Иня, Де-Кастри, Лазарев, Нижнее Пронге, Константиновка, Озерки, Оремиф, Пуир, Чумикан и г. Охотск; Чукотский АО - ВЭС мощностью 1 МВт для пос. Шахтерский и Угольные Копи Анадырского района; Республика Саха-Якутия - 14 ВЭС общей мощностью 9,25 МВт в поселках Тикси, Найба, Усть-Оленек, Логашкино, Амбарчик, Таймылыр, Юкагир, Нижнеянск, Эбях, Энтузиастов, Власово, Быковский, Полярное, Михалкино; Ямало-Ненецкий АО - 45 ВЭС общей мощностью 6,3 МВт в районах Шурышкарском, Надымском, Приуральском, Ямальском, Тазовском, Красноселькунском и в пос. Самбург Пуровского района; установка системы «Экодом» с комбинированным энергообеспечением и отоплением общей электрической мощностью 0,04 МВт (солнечная энергия, ветроустановка, тепловой аккумулятор, применение пенобетона) в Железнодорожном районе Читы.

Столь полное изложение Постановления № 923 приводим потому, что «Берегиню», естественно, читают не только северяне (хотя, конечно, прежде всего данная публикация предназначена для них, для северян).

И вот почему. Сколь ни было бы это Постановление несовершенным, главное его достоинство в том, что со стороны Правительства РФ это пусть и небольшой, но ПРАКТИЧЕСКИЙ шаг в направлении развития в различных регионах России ветроэнергетики. А это должно снизить и, прежде всего для северян, негативные последствия хронического энергетического кризиса, связанного с трудностями завоза в северные регионы «традиционных» энергоносителей: угля, солярки, мазута.

Но для успешного исполнения данного Постановления должны действовать и сами жители городов и весей, где предполагается строительство ВЭС, не оставались в безучастном ожидании какой-то автоматической реализации предполагаемой Правительством программы.

Необходимо, на наш взгляд, не только низовым, местным органам самоуправления, но и каждому жителю тех населенных пунктов, где предусматривается строительство ВЭС, поинтересоваться: заложены ли в местных бюджетах необходимые средства, какие планируется привлечь для этого внебюджетные источники, какие действия осуществляются по поиску конкретных поставщиков необходимого оборудования, для его монтажа. А если таких средств нет, то, что называется - бить тревогу, обращаться к вышестоящим властям, вплоть до Правительства и Президента РФ.

Было бы весьма целесообразно в целях инициации реализации Постановления № 923 и предотвращения использования выделяемых средств не по назначению, чтобы и неправительственные экологические организации, и активисты зеленого движения, во-первых, довели бы информацию о Постановлении до жителей и администрации тех населенных пунктов, где предполагается разместить ВЭС, и до известных им производителей ВЭС, с тем, чтобы с мест были бы своевременно направлены во властные структуры всех уровней заявки на выделение необходимых средств и оборудования, и, во-вторых, осуществляли бы общественный контроль за ходом реализации указанного Постановления Правительства РФ.

Было бы весьма полезно, если бы редакция «Берегини» со своей стороны оказала бы информационную поддержку процессу реализации Постановления № 923. Например, можно было бы данный номер «Берегини», где публикуется этот материал, разослать в органы местного самоуправления населенных пунктов, упомянутых в Постановлении, а также по известным адресам производителей ветроэнергетического оборудования, в ряд министерств РФ, крупным предпринимателям, в правления российских банков, в посольства стран, где производятся средства для ветроэнергетики. А все отклики на эту инициативу опубликовать в последующих номерах газеты.


Александр КУНАРЕВ, к.т.н.,
координатор проекта «Фонд Экологических изобретений».
Москва.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность