Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

"Уважающий вас Белый Лебедь"

На Нижегородском областном (в рамках всероссийского) смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения 2000-2001 гг. Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горького заняла второе место. Среди множества интересных дел, проводимых библиотекой, есть экологические проекты. О них рассказывает Л.А. Сластникова, главный методист библиотеки:

- В России 20-х годов прошлого века в работе с детьми был популярен метод проектов. Затем его надолго забыли, а недавно он возвратился в российскую систему воспитания в новом качестве. Изучая опыт экологического воспитания детей, мы заинтересовались методом проектов и взяли его себе на вооружение. В чем суть этого метода?

В нашем случае «проект» - это прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект - это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Мы реализовали несколько экологических проектов. Один из них - «Сормовский парк», рассчитанный на читателей 3-8 классов.

Цель проекта - формирование активной нравственно-экологической позиции личности. Детская цель проекта - записать в книгу «жалобы», поступающие от лица растений и животных, обитающих на территории Сормовского парка, и от людей, посещающих этот парк. До начала проекта, на подготовительном этапе, мы задали читателям вопрос на тему «Как вы считаете, должны ли быть в городе природные заповедные местечки? Назовите городские уголки природы, которые вы предложили бы взять под охрану и оградить от транспорта, гаражей, уничтожения и просто человеческого бескультурья». 54 % опрошенных назвали таким уголком Сормовский парк. Это подтвердило наше предположение, что тема экологического проекта будет важной, интересной и полезной.

Потом мы организовали поисковую семейную экспедицию «По аллеям Сормовского парка». Ребята - участники экспедиции - собрали материалы, свидетельствующие о том, что этот уголок природы дорог не одному поколению сормовичей. Вот что они написали. Козлова Лена: «Недалеко от Зеленого театра стояла беседка. Каждую субботу и воскресенье там играл духовой оркестр для отдыхающих. Рядом с беседкой стоял памятник Данко, который держал горящее сердце в руке над головой. В Зеленом театре в те времена устраивались вечера отдыха для молодежи, на которых играли музыкальные ансамбли. В одном из таких ансамблей, который назывался «Калейдоскоп», играл мой отец». Чнегова Юля: «В парк ходили наши родители. Там был хороший, чистый пляж, натянута сетка для волейбола. Было больше качелей и аттракционов. И, конечно же, чище». Мы оформили для читателей выставку фотодокументов «Сормовский парк 1936 - 2000 г.» А заключительным аккордом подготовительного этапа стала экскурсия в парк, маршрут которой разработали библиотекари Г.В. Золотарева и Т.В. Симакова. Перед экскурсией ребятам было предложено сравнить, каким был Сормовский парк раньше (об этом они узнали из рассказа экскурсовода) и каким они видят его сейчас. Надо было заострить особое внимание на обитателях парка: растениях, животных, рассказать, в каком состоянии они находятся, сообщить (от их лица) об их жизни, проблемах и нуждах. Экскурсия должна была побудить детей к осознанной творческой деятельности. Эта деятельность и стала основным этапом проекта «Сормовский парк». Дети формулировали и записывали «жалобы» от растений и животных парка, а также от своего имени. Они оформили страницы «Книги жалоб», проиллюстрировали их своими рисунками, высказали предложения по улучшению экологической обстановки в Сормовском парке.

В завершение проекта в библиотеке была организована встреча детей с директором парка В.В. Козловым. Ребята вручили ему «Книгу жалоб и предложений Сормовского парка», зачитывали страницы этой книги, задавали вопросы, предлагали свою помощь по наведению порядка в парке. Чувствовался неподдельный интерес детей к нему, беспокойство за судьбу зеленого уголка. Вот как восьмиклассница Таня Голдобина обращается к директору парка от имени лебедя:

«Здравствуй, наш любимый и многоуважаемый директор нашего парка. Я Белый Лебедь, который живет в вашем парке и погибает. Озеро, в котором я живу, засорено, рыба не водится, я голодный. Пролетающие чайки смеются надо мной, что я живу в таком «болоте». Когда-то у меня было много друзей, но из-за загрязненности озера и нехватки еды мои друзья исчезли. Умоляю Вас, милый директор, помогите мне, ведь я и мой последний друг - гордость Вашего парка. Защитите и помогите мне. Я так больше не могу.

Уважающий Вас Белый Лебедь Сормовского парка».

В.В.Козлов обстоятельно и аргументировано ответил на вопросы, рассказал ребятам, что делает персонал парка для оздоровления экологической обстановки в нем и для развития парка. Ребята поняли, что директор парка - неравнодушный человек, что он делает все от него зависящее, чтобы парк выжил.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность