Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Клятва Гиппократа

Город: стратегия здоровья

Вот уже несколько лет команда Агентства Волжской Экологической информации (АВЭ-инфо) и объединения «Экополис» занимается проблемами городской среды Нижнего Новгорода. Эта работа для меня, ранее только журналиста, связана, в основном, с деградацией здоровья детей Нижнего Новгорода. В ней я убедилась и «эмпирически» (из разговоров с врачами, учителями, родителями в восстановительных центрах, я сама мать двоих детей) и аналитически, обработав медицинские отчеты о двукратном за 1992 - 1998 росте детской астмы, врожденных аномалий и пр.

Если говорить о среде крупных городов (а население городов - значительная часть населения России), самая острая их экологическая проблема -загрязнение воздушного бассейна, серьезно влияющее на здоровье горожан. Официальный мониторинг качества воздуха Нижнего Новгорода свидетельствует о том, что на большой части городской территории наблюдается превышение предельно допустимых концентраций различных загрязняющих веществ, что в последнее время, в основном, связывается с воздействием автотранспорта. Далее - загрязнение почв. Недавние исследования, проведенные Верхне-Волжским УГМС, показали наличие в городе многочисленных точек с многократным (порой в сотни раз) превышением фоновых либо предельных концентраций тяжелых металлов, в т.ч. свинца. Далее, город недостаточно обеспечен зелеными насаждениями, парками, скверами, федеральные нормы зеленых насаждений на душу населения не выполняются, и, увы, идет сокращение зеленых насаждений под новое строительство.

Опыт нашего «зеленого телефона» в Нижнем Новгороде показал: большинство обращений связано с автомобилем (это и вопросы о том, как влияют на здоровье выхлопные газы, о том, что вообще в этой области можно сделать, но чаще всего - просьбы помочь ликвидировать вновь возникшую автостоянку под окнами и т.п., жалоба на плохой воздух даже в квартирах, ухудшение здоровья, в том числе детей, на уничтожение скверов автоинфраструктурой и пр.). Эти данные хорошо согласуются с официальной статистикой: в нашем городе 86 процентов загрязнения воздуха дает автотранспорт. Помимо того, автомобильное загрязнение «ближе всего» к человеку, особенно к ребенку.

К сожалению, на федеральном уровне экологическое благополучие населения, сохранение и реабилитация окружающей среды не являются сколько-нибудь приоритетными. Не исключение и проблемы городской среды. Это выражается и в отсутствии федеральных программ по реабилитации городской среды с ясными и конкретными целями, и в законодательном плане: несмотря на хорошие общие, рамочные законы, отсутствуют очень важные конкретные решения, которые могли бы оздоровить городскую среду. О чем вообще можно говорить, если на федеральном уровне: до сих пор не запрещено употребление этилированного бензина и, таким образом, санкционируется отравление свинцом населения российских городов; в результате лоббирования отечественными автопроизводителями своих интересов откладывается введение в действие европейских стандартов на содержание загрязняющих веществ в выхлопах автомобиля; в целом экологизация автопарка - основного источника городских экологических проблем - никак на федеральном уровне законодательно не стимулируется. Расчет экологического ущерба от работы двигателя внутреннего сгорания распространяется только на юридических лиц, что абсурдно и делает невыгодным применение средств экологизации двигателя (нейтрализаторов, газового оборудования и т.п.).

Городская среда могла бы оздоровляться, если бы органами местного самоуправления выполнялись санитарные нормы, предписывающие (как и ст.40 Закона об охране окружающей природной среды РФ) при превышении на данной территории предельно допустимых уровней загрязнения (в частности, воздуха), ни в коем случае не размещать здесь новых источников загрязнения. Если бы чиновники выполняли этот закон, а надзорные органы (СЭС, экологи, вневедомственная экспертиза и пр.) и прокуроры за ними следили, это дало бы городам шанс оздоровиться, это означало бы фактически, что новое строительство, допустим, АЗС, запрещено, пока не будут проведены оздоровляющие воздух мероприятия (разгрузка дорог, озеленение и пр). Сейчас эти СанПиНы и статьи законов не работают, «надзиратели» и судьи - в случае судебных процессов - также их игнорируют.

В области защиты городской среды выделяются приоритетные направления, в которых необходимо срочно действовать совместно со СМИ, городской общественностью, специалистами.

Первое - преградить дорогу наиболее опасному загрязнителю воздуха городов - свинцу. Необходимо запретить использование и продажу этилированного бензина на территории России. Для этого немедленно наметить сроки поэтапного сворачивания производства тетраэтилсвинца.

Второе - переломить существующие тенденции в сфере автомобилизации. Сейчас на Западе работают серьезные аналитические коллективы экспертов из разных стран над современными городскими стратегиями «укрощения автомобиля» («трэфик калминг», разгрузочные Дни без машин, поочередное ограничение частного автотранспорта в часы пик, приоритетная скорость электротранспорта и защищенность его полос, стимулирование пользования общественным транспортом и пр.). В последние годы Дни без машин, ранее - инициативы отдельных городов - проводятся как международные, всеевропейские (под эгидой Европейского Сообщества) и даже всемирные мероприятия. Россиийским городам надо присоединяться к следующему такому Дню (22 сентября 2002г.). Имеющийся в обилии западный опыт «впадания в автомобильную зависимость» ярко показал: «автомобили в городах не работают» (имеется в виду автомобиль как постоянный пассажирский транспорт для перевозки 1-2 людей) - ни пробки, ни съедание все нового и нового пространства при ставке на автомобиль неистребимы, сколько бы дополнительных дорог ни строили. Необходимо делать ставку на общественный транспорт.

Экологические и социальные издержки автомобилизации должны быть перераспределены с общества на автопроизводителей и автовладельцев. Следует выработать конкретные формы перераспределения издержек, которые бы запускали экономический механизм приоритетного развития общественного транспорта, а также экологизации существующего автопарка.

Весь этот комплекс мер позволит оздоровить воздух и почву наших городов, не на сотые доли процентов, а во много раз. А, значит, соответственно - и здоровье горожан, детей.


Ирина Фуфаева.
АВЭ-инфо.
г.Н.Новгород.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность