Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Чистое поле

Эти безупречные воины

"Параллельные прямые не пересекаются - доказано Евклидом", - так день и ночь долбит нас телевизионная реклама. Не знаю, как насчет надежности Zanussi, но вот про Евклида уже точно: ложь. Не смог доказать, и пришлось это утверждение принять в качестве постулата (postulatum - требование). Евклид рассуждал примерно так: да, господа землемеры (геометрия по-гречески означает «землемерие»), не смог я это положение доказать, но без него не получилось бы никакой точной науки. Самое удивительное заключается в том, что, заменив этот постулат на почти противоположный - любые две прямые имеют, по крайней мере, одну общую точку - Н.И.Лобачевский создал не менее красивую и точную геометрию.

И вот, читая книгу Н.И.Курдюмова «Умный огород», нашел точь в точь такую же рекламу И.Е.Овсинскому. Будто бы он убедительно доказал, что глубокая обработка почвы вредна и разрушает плодородие. Курдюмов - дипломированный специалист по сельскому хозяйству, да и пишет азартно и убедительно. Так что представьте себе человека, прочитавшего эту книгу и имеющего клочок земли между проложенными в недавнем прошлом оросительным каналом и газопроводом. Не земля, а сплошная глина. Он обработает ее плоскорезом Фокина или культиватором Тищенко и пойдет домой читать умные книжки в подробностях и мелочах.

А что произойдет на поле? Верхний слой глины, набухнув, станет водонепроницаемым, и вся осенне-зимне-весенняя влага стечет в канал. И вырастить что-либо на таком участке можно будет при одном условии - все лето день и ночь таскать воду из канала...

С другой стороны, если у вас тучный чернозем и вы, копнув землю лопатой, расчлените с десяток жирных червяков, то и сами поймете, что здесь и плоскорезом Фокина работать опасно - разве что граблями. Тут черви и другие живые существа почвы - «подземные коровы», как их образно назвал Ю.И.Слащинин, сами доведут все до ума - и взрыхлят, и удобрят. А наша задача - только поставлять им корм. Где его взять? Ведь только черви, если их сто штук на квадратном метре, поедают за сутки до 50 граммов органики.

Черви, кстати, не столь уж безобидные существа. У нас в отделе в громадной кастрюле рос лимон. И вот он стал чахнуть. Основной причиной, думал я, является засоление грунта и решил промыть дистиллированной водой. Оставшись после работы, я занялся промывкой. Когда почва напиталась водой, на поверхность выползли штук пять червей, громадных, как змеи. Выдернув лимон с корнями, увидел еще с десяток вплетенных в корни. Просеяв землю, вновь посадил лимон, и вскоре он стал цвести и плодоносить. О том, что черви подъедают корни, много позже я читал у Шредера в его замечательной книге «Русский огород, сад и плодовый питомник».

Совсем недавно приобрел книгу В.Д.Мухина «Овощеводство» с золотыми советами Тимирязевской академии. Один из таких советов, «красной нитью проходящих через всю книгу», заключается в том, чтобы тщательно убирать и сжигать, в крайнем случае, компостировать все послеуборочные растительные остатки. При таком подходе подземным коровам ничего не остается, кроме вредительского обгладывания корней.

Обоснование профессора Мухина зиждется на том, что с растительными остатками в почву попадают болезнетворные споры и личинки вредителей. Позволю себе с этим не согласиться. Допустим, что у вас томаты были поражены фитофторой. Загубив растения, болезнь уходит глубоко в корни, а большая часть образует споры и осыпается в почву. Так что даже при самой тщательной уборке растительных остатков спор фитофторы вполне достаточно, чтобы поразить ваши помидоры, если по глупости посадите их на этом же участке на следующий год.

Или другой пример: спалив картофельную ботву, вы уверены, что колорадских жуков в следующем году будет меньше. И не лучше ли иметь такую ситуацию, как в книге Н.М.Жирмунской «Огород без химии».

"Исключительно дождливым летом 1954 года на моем картофельном поле, не видавшем ни одного полностью солнечного дня, было поражено фитофторой всего 1,5 процента кустов. Из-за густой посадки ее удалось выявить только при уборке урожая. Само собой разумеется, колорадский жук у нас тоже присутствовал. Я находил жуков на щебенке в своем дворе и на одежде людей, приходивших ко мне. Но ни один жук не заполз на картофельную ботву: она была слишком здоровой». Это рассказ Альвина Зейферта, одного из ярых поборников органического земледелия, утверждающего, что при правильном использовании органических удобрений ни болезни, ни вредители растениям не страшны.

Думается, рекомендации Мухина справедливы лишь в том случае, если растения поражены карантинными болезнями и вредителями.

Однажды я прочитал заметку садовода-опытника о том, как он вылечил свой персик от курчавости листьев. Он обрывал больные листья и тут же под персиком закапывал. Его идея, как он писал, заключалась в том, чтобы сделать своеобразную прививку от этой болезни. Прививка - не прививка, но древо выздоровело и впредь этой болезнью не поражалось. Скорее всего, здесь сработала дарвиновская теория о межвидовой борьбе.

На земле и под землей идет непрерывная и непримиримая борьба за существование между живыми организмами - они кушают друг друга. И вот любители спор курчавости, имея много пищи, расплодились в таком количестве, что уничтожили их всех и контролируют свою зону вокруг персика.

Следуя этой теории, я уже много лет не убираю с участка вообще никаких растительных остатков. Мелко рублю и закапываю. Перегнивает все - и очень быстро. Хотя первые годы процесс разложения был медленным и создавал некоторые помехи при весенней посадке. Но ежели учесть, что теперь на вооружении появились ЭМ-технологии, то начинающим и это не грозит.

Как видите, никаких компостных ям и куч не надо, а подземные коровы и сыты, и в уюте. А летом кормом им служит мульча. Я заметил, что 10-сантиметровый слой соломы, которым укрываю чеснок осенью, утончается до одного-двух при уборке чеснока на следующее лето.

Самое главное здесь - соблюдать севооборот: после томатов - огурцы, лук, после капусты - картошка, томаты, после огурцов - чеснок. А после картошки до зимы можно в качестве сидерального удобрения посеять ячмень или овес, тогда уж на следующий год здесь будет великолепно расти и капуста, и все бахчевые, и огурцы.

И в конце хочу привести еще одну цитату из книги Курдюмова «Умный огород»: «Огород - наш сожитель. Растения - наши симбионты (сожители, но не по-русски). Во-первых, у них есть свои представления о том, как жить и выживать. Во-вторых, сожительство должно быть взаимовыгодным».

Замечательно сказано!

А еще я читал, что растения - эти безупречные воины, смиренно выполняющие свой долг, - служат нам пищей... Вот такая взаимовыгода...


В.А. Бурдастых.
«Разумное земледелие».
(№ 12, 2001 г.).

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность