Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Атомная безопасность

Балаковская АЭС

Неоправданный риск

Вновь Саратовская область становится полем столкновения между общественностью и исполнительной властью региона из-за планов строительства II очереди - 5-го и 6-го энергоблоков - Балаковской АЭС.

Строительство началось, когда еще здравствовал СССР - причем, как свидетельствует тогдашняя пресса, под шумок, без официального на то разрешения. Но вскоре было заморожено. Сыграли роль не столько протесты ученых-экологов и даже не референдум жителей города Балаково, на котором против строительства высказалось 72,8 процента голосовавших, а разразившийся экономический кризис.

Однако недавно старые планы вынули из-под сукна. К подписанию готовится "Декларация о намерениях по сооружению и пуску в эксплуатацию II очереди (энергоблоки №№ 5,6) БАЭС мощностью 2 млн кВт". Ее проект отправлен на доработку созданной распоряжением правительства области рабочей группе по развитию мощностей Балаковской АЭС. Уже тем самым заранее, без проведения необходимых экспертиз, предполагается - строить!

Декларация вызвала волну возмущения со стороны общественности и прессы...

Дело в том, что по современным нормам атомную станцию в этом месте нельзя строить вообще! Согласно "Основным критериям и требованиям по обеспечению безопасности при размещении атомных станций", строительство АЭС недопустимо ближе чем в 25 км от населенного пункта с более чем 100-тысячным населением. В Балакове же проживает 206 тысяч человек, атомная станция расположена в 10,5 км от города. Кроме того, не допускается строительство АЭС ближе чем в 1 км от водоема федерального значения, при этом пруды-охладители должны быть расположены в специально забетонированных котлованах, изолированных от грунтовых вод.

Между тем БАЭС расположена в 200 метрах от берега Волги; из пруда-охладителя, отделенного от Саратовского водохранилища песчаной дамбой, каждую минуту фильтруется в Волгу более 1200 кубометров воды. Балаковский водозабор находится всего в 6 км ниже(!) по течению. По словам министра по делам ГО и ЧС области генерал-майора Александра Рабаданова, в случае серьезной аварии на Балаковской АЭС пострадает 233 тысячи человек в 44 населенных пунктах.

Итак, строить нельзя - даже один блок. Но нашлась хитрая юридическая лазейка - строительство было объявлено... "достройкой"! В Декларации так и сказано: "С целью формирования позитивного отношения населения к проекту достройки II очереди Балаковской АЭС...". Правда, о "завершении" 6-го блока даже говорить смешно - освоено лишь 5 процентов средств, для его "достройки" требуется около 800 миллионов рублей. Стоимость же всего строительства-достройки оценивается в 38 миллионов долларов!

Но и высокий уровень готовности 5-го блока (35 процентов, для завершения строительства необходимо "всего-то" 500 миллионов рублей) вряд ли можно считать весомым аргументом. Проект консервации энергоблоков, предусматривавший сохранение строительных конструкций и смонтированного оборудования с помощью возведения гермооболочки, из-за недофинансирования не был выполнен полностью. С 1990 года металлические конструкции находились, можно сказать, под открытым небом, что явно не улучшило их состояние. Оборудование же давно демонтировано и использовано.

Собственно, еще в 90-е годы строительство II очереди было начато без экологической экспертизы, по проекту, не согласованному с Госсаннадзором СССР и Госатомнадзором РФ ввиду несоответствия площадки БАЭС "Требованиям к размещению АЭС". Даже разрешение на ввод в эксплуатацию 4-го энергоблока было дано лишь потому, что блок уже был полностью построен! И в 1993 году правительством РФ строительство 5-го и 6-го энергоблоков было исключено из "Государственной комплексной топливно-энергетической программы на период до 2010 г.". Интересно, каким же образом авторы Декларации собираются предусмотреть "обеспечение строгого соответствия проектирования и строительства II очереди АЭС действующему законодательству, современным требованиям к ее надежности и безопасности"? (Слово "строительство" все же прозвучало!) Ведь еще в 1992 году проведенная тогда геоэкологическая экспертиза Минэкологии и природных ресурсов показала, что строительство АЭС в этом месте недопустимо (председателем комиссии, проводившей экспертизу, был доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН Глеб Иванович Худяков). Разве с тех пор геоэкологические условия в районе атомной станции могли измениться в лучшую сторону?

Балаково не перестало быть средоточием опаснейших промышленных объектов (в том числе химических производств). БАЭС продолжает подтапливаться близко залегающими грунтовыми водами (глубина залегания - 1,5-3,5 м, скорость подъема - около 1 м в год), которые размывают карстовые известняки, заложенные в подушку фундамента станции вместо, как полагалось, гранитной основы. Фундамент первого блока, что называется, просел с одного бока на 57 см! (Допустимая величина усадки - 50 см). Пришлось внедрить рацпредложение - бетонный противовес на крыше энергоблока для регулирования усадки. Насколько деформированы фундаменты остальных энергоблоков, общественности не известно.

В марте 2001 года Худяков (ныне профессор кафедры геоморфологии и геоэкологии географического факультета Саратовского госуниверситета) направляет в ГО и ЧС области запрос о планах строительства II очереди БАЭС, где прямо заявляет: "Проведенные геоэкологические экспертизы свидетельствуют о том, что резервы для дальнейшего расширения АЭС отсутствуют".

Неужто после всего этого мог быть кто-то уверен, что последующие экспертизы дадут иной результат?! Причем уверен настолько, что включил в Декларацию строки: "обсуждение проекта общественностью, проведение его общественной экспертизы в соответствии с "Законом об атомной энергии" (пункт 22 Декларации, "Социальные аспекты проекта") предусмотрено, опять же... "с целью формирования позитивного отношения к достройке"!

Между тем в самое последнее время широкой общественности стал известен еще один вызвавший серьезную обеспокоенность аспект "атомной" проблемы. В местной прессе появились ссылки на результаты научных исследований, свидетельствующие о повышении сейсмичности в зоне АЭС (довольно сложные процессы, возникающие при работе атомной станции, описаны в статье А.А.Стехина, Т.В.Яковлева, В.А.Ишутина "Физические процессы при инициировании сейсмичности электромагнитным импульсом" в сборнике "Двойные технологии", № 2, 1999 г.). О землетрясении, предварявшем чернобыльскую катастрофу, речь шла и в фильме "Чернобыль: обреченная АЭС", показанном по центральному телевидению в середине сентября. АЭС погубило землетрясение магнитудой всего в 1,4 балла, но очагом в 10-15 км прямо под станцией. А ведь ЧАЭС находится не в сейсмозоне! (Хотя и на разломе, проходящем вдоль реки Припять).

Саратовская же область с января 2000 года официально признана сейсмически активной зоной, где возможны землетрясения с силой до 7 баллов. Саратовцам памятны землетрясения 25 ноября и 6 декабря прошлого года мощностью в 3-5 баллов. С тех пор в районе БАЭС произошло еще более десятка землетрясений, и, по некоторым данным, сейсмическая активность продолжает нарастать. Эпицентры расположены вдоль разломов (кстати, куда более мощных, нежели Припятский), между которыми находится АЭС, это пока и спасает. Последствия же, к которым может привести строительство еще двух энергоблоков, непредсказуемы.

Против строительства выступил целый ряд общественных организаций, среди которых Центр содействия экологическим инициативам, Балаковский городской совет Всероссийского общества охраны окружающей среды, Ассоциация 100-километровой зоны БАЭС "Зона риска" и другие. Однако надежды на то, что возмущение общественности предотвратит "достройку", мало. Остается лишь уповать на благоразумие депутатов Саратовской областной думы - проект должен быть согласован с законодательной властью области.

Светлана ЧЕРНЫШОВА.

Газета "Набат" через общественный центр экологической информации при ней намерена инициировать проведение общественных слушаний по данной проблеме с привлечением самых широких кругов общественности и всех ветвей власти. Это попытка реализовать декларированное исполнительной властью право на участие в принятии жизненно важных для населения области решений.

"Набат" приглашает к дискуссии ученых, специалистов, политиков, всех жителей Саратовской области, кому не безразлична эта проблема, в том числе и тех, кто имеет иное мнение и может аргументированно его отстаивать.

Предполагаемые общественные слушания пройдут в рамках реформированной Общественной палаты или Общественного совета при областной Думе. Союз "Гражданское действие", куда вошли некоторые лидеры общественных организаций, участники российского Гражданского Форума, уже начали подготовительную работу.

Адрес редакции "Набата": Саратов, ул.Волжская, 28, ком.7. Тел./факс (845 2)26 24 89. Редактор - Лидия Николаевна Златогорская. zlat@renet.ru





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность