О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Путь к детямСорок родников, кормление бурундуков...Как использовать народные традиции в экологическом воспитанииУ народов, издавна населявших российскую землю, есть прекрасные экологические традиции. Например, у марийцев, живущих в Тоншаевском районе Нижегородской области, есть священные рощи и обычай раз в год в определенный день проводить там «кормление бурундука», когда маленькие дети приносят в лес и оставляют для него еду. Взрослые потом тихонько ее убирают, чтобы дети верили в то, что бурундук приходил и угощенье ему понравилось. В некоторых русских деревнях весной и осенью перекрывалась главная улица, чтобы на ней ногами и колесами не месили грязь и улица оставалась чистой и ухоженной (а к домам ходили огородами). Новогодние букеты тоже оказались давней народной традицией. В Больше-Болдинском районе, например, и раньше, и до сих пор ставят на стол только елочные ветки, поскольку район степной и деревья там всегда берегли, не рубили. Все эти интересные факты прозвучали на гуманитарно-экологическом семинаре, проведенном для педагогов Нижнего и области в декабре прошлого года. Семинар стал интересным экспериментом в деле освоения новых подходов к экологическому образованию и новых образовательных методик. Организовали семинар руководители и сотрудники областного Центра развития творчества детей и молодежи и Нижегородский фольклорный клуб. Каждая секция семинара стала презентацией новых обучающих методик. Среди перспективных и интересных направлений гуманитарно-экологического образования, освоенных нижегородскими педагогами, можно назвать прежде всего изучение национально-экологических традиций и применение их в эколого-образовательной практике. О них рассказали собравшимся О.Н. Галчинова, руководитель Центра традиционной культуры ДК им. Маслякова, и старший преподаватель кафедры экологии Нижегородского педуниверситета к.п.н. Н.Ю. Киселева. Смысл изучения экологической культуры, как сказали выступавшие, в том, чтобы выявить элементы народных традиций, свидетельствующих о былой гармонии человека с окружающим миром, и вернуть их народу. Вниманию собравшихся были представлены практические приемы изучения традиций неразрушающего природопользования и, в частности, накопленный в области богатый опыт работы с родниками. Каждый участник семинара получил методическую разработку этно-экологического проекта «Сорок ключей», которая поможет педагогам грамотно организовать практическую работу. (Редакция "Берегини" может выслать ее всем желающим). Богатый материал принесли этно-экологические, фольклорные экспедиции в Карелию, Архангельскую область, о которых рассказала учителям сотрудник Центра традиционной культуры ДК им. Маслякова Л.В. Калинина в выступлении на тему «Традиционная экологическая педагогика в материалах фольклора и этнографии детства». Интересные наблюдения принесла, например, экспедиция, изучавшая в Архангельской области общину, на практике применяющую традиции неразрушающего природопользования. Здесь еще живы древние культы и обряды, в которых участвуют с детства. Игрушки, песни, обрядовое печенье несут на себе черты тотемизма - культа животного-основателя рода. Здесь ребенок с детства ощущает родство с миром природы, с животными и растениями, обращается к ним за помощью и покровительством. Наши предки одушевляли воду и лес, верили, что у них есть хозяева, которых надо уважать и почитать. По преданиям, живущим в общине, нельзя приходить на озеро после захода солнца - вода отдыхает, нельзя ругать детей рядом с лесом и водоемом, иначе духи - их покровители - заберут ребенка к себе. Дикие вольные птицы - утки, сороки - считаются в этой общине оберегами детей, и мать обращается к ним за помощью в воспитании и защите своего чада. Все эти традиции можно изучать вместе с детьми, на основе их строить игровые программы. Таким программам было посвящено выступление педагога-организатора ОЦРТДиМ Дмитрия Доронина. Он рассказал о методике погружения ребенка в углубленное восприятие природы. Для начала дети просто играют в индейцев, учатся бесшумно бегать по лесу, хорошо прятаться или красться среди деревьев. Одно это уже оставляет у ребенка глубокое впечатление о лесе. Потом дети включаются в экологические игры, участие в которых требует уже определенных знаний. Следующий этап - способность углубленного восприятия природного объекта. Ребята слушают созерцательную восточную поэзию, а потом выбирают для себя конкретный участок леса, луга, реки, на котором и происходит таинство погружения в мир природы, когда человек и природный объект становятся единым целым. Так рождаются созерцательные стихи или рисунки, отражающие внутренние переживания ребенка по поводу увиденного в лесу или на берегу реки. Подобное практическое занятие провели с участниками семинара Дмитрий Доронин и преподаватель лицея №1 г. Семенова Николай Мерзлов. Педагоги слушали созерцательную восточную поэзию, смотрели на заснеженные кружевные ветки за окном, и сами собой складывались стихотворные строчки, ложились на бумагу цветные узоры… Потом они сами смогут научить детей глубокому созерцанию природы, умению передавать в стихах или рисунках свое впечатление от окружающего мира. Гуманитарно-экологические художественные методы познания природы вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, развивают у них восприятие окружающего мира, близкое нашим предкам. Значительное место на семинаре было уделено и психологии восприятия. Специалисты-психологи познакомили собравшихся с интерактивными игровыми методиками, психологическими тестами, позволяющими оценить степень экологизации сознания ребенка. Более подробно эта тема была разобрана на эколого-психологической секции семинара, где с учителями провели тренинги по психологии общения, где они осваивали методики игрового активного обучения. Кроме того, все участники семинара смогли побывать на виртуальном этно-экологическом уроке. Здесь демонстрировался музыкальный слайдовый фильм "Русалка", созданный на основе традиционных народных верований, собранных Нижегородским фольклорным клубом. Мультимедийный диск, созданный при поддержке фонда РОЛЛ, выходит в свет в январе 2002 года.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |