Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Границы лучше заповедать

Припограничные территории являются рубежами, разделяющими страны с разным состоянием природной среды, природоохранного законодательства и экологической политики. В то же время многие объекты природы, не признающие границ, и экологические проблемы - общие.

В настоящее время экологическая обстановка в пойме Амура и Уссури обострилась и становится все более неблагополучной. Крайне загрязнены водные ресурсы, предельно угнетены лесная растительность и многие популяции животных. По существу произошла деградация крупнейшей ландшафтно-природной зоны - великой поймы Амура. Экосистемы поймы и реки в значительной степени потеряли свои защитные биогеохимические, санитарно-гигиенические функции, биотический круговорот расстроен. Ежегодно из-за луговых пожаров в воздушную, водную среду и почву, особенно в аномально засушливые годы, может поступать свыше 100 тысяч тонн золы. В этих условиях требуются новые подходы в природоохранной практике и в развитии межгосударственного взаимодействия. Для Российского припограничья это особенно актуально, поскольку трансграничное влияние китайской части бассейна Амура и Уссури крайне велико.

Многие десятилетия природа российской приграничной полосы вдоль Амура и Уссури сохраняла свой естественный облик, поскольку природопользование там было ограниченным, а доступ населения строго регламентированым. Она была своеобразным заповедником, местом воспроизводства многих ценных видов животных. Оттуда шло их расселение на сопредельный берег.

На российской приграничной территории, благодаря инженерно-контрольной системе, реже, чем вне ее, возникали луговые пожары - главный негативный фактор угнетения экосистем. И даже сейчас состояние экосистем здесь лучше, чем на прилегающих соседних территориях, хотя процесс деградации стал заметен в связи с ослаблением пограничного режима.

В связи с этим стала очевидной необходимость создания природных охраняемых территорий в приграничной полосе ради сохранения и восстановления уникальных пойменных экосистем, биоразнообразия, популяций ценных видов животных и в целом поддержания экологического благополучия. Здесь легче соблюдать природоохранный режим и защищать неприкосновенность выделенных территорий. Само создание охраняемых территорий в приграничной полосе должно быть бесконфликтным, не затрагивающим чьих-либо экономических интересов, поскольку землепользование здесь не напряженное. Создание природоохранных зон непосредственно у границы в определенной степени должно снизить хозяйственные претензии сопредельной страны, получить моральную поддержку от международных экологических организаций и начать формирование нового приграничного взаимодействия. Восстановленные пойменные экосистемы могут быть барьерами на путях распространения карантинных сорняков, опасных заболеваний сельскохозяйственных животных и растений, загрязнений.

Серьезное значение приграничных охраняемых природных территорий для улучшения межгосударственного взаимодействия на границах связано с тем, что экология во всем мире становится одним из элементов межгосударственных отношений. Принято несколько международных правовых актов, направленных на снижение темпов деградации природной среды, сохранение биологических видов: Конвенция по сохранению биологического разнообразия, Киотское соглашение по загрязнению атмосферы, Рамсарская конвенция по охране водно-болотных угодий и другие. Выполнен совместный российско-китайско-американский проект «Программа устойчивого землепользования и рационального распределения земель в бассейне реки Уссури и сопредельных территориях...» (1996 г.). Китай, принявший эти межународные природоохранные акты, как предполагалось нами, должен с пониманием отнестись к высказанной идее о создании приграничных охраняемых природных территорий. Сейчас стало очевидным, что эта идея КНР принята и, более того, на своем приграничье они недавно создали такие природные охраняемые территории. Неофициально китайские специалисты из провинции Хейлунцзян предлагают нам создать аналогичные охраняемые природные территории напротив их ОПТ и даже сделать их объектами совместного заповедания.

Для восстановления экологического баланса поймы реки Амур на пограничном участке между Российской Федерацией и КНР, с учетом вышеотмеченного, требуется создание сети особо охраняемых природных территорий на пограничных участках рек Амур и Уссури, где будут сочетаться задачи охраны и восстановления природных пойменных экосистем с режимом охраны Государственной Границы; привязка этой сети к существующей сети ООПТ Еврейской автономной, Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев; определение режимов и приоритетов природопользования на прилегающих к пограничным участкам территориях субъектов РФ.

На участках границы от Благовещенска до Хабаровска по Амуру и от Хабаровска до устья реки Бикин по Уссури перспективны для организации сети ОПТ:

на территории Амурской области - участок между селом Красное и устьем реки Гильчин, прилегающей к Муравьевскому заказнику. Эта территория представляет собой эталонный участок поймы, где сочетаются типичные пойменные урочища прирусловой, центральной и притеррасовой зон. Она по существу является прибежищем для многих видов животных, популяции которых выбиты на прилегающих территориях. В настоящее время в ней в связи с уменьшением интенсивности агропромышленного производства восстанавливаются компоненты пойменных экосистем. Этот процесс может быть значительно ускорен; участок поймы Амура между селами Сагибово и Пашково, непосредственно прилегающий к южной границе Хинганского заповедника. Он может служить экологическим коридором между пойменными экосистемами и длительно заповедуемыми аналогами. Это существенно для воспроизводства уже обедненного биологического разнообразия ландшафтов поймы;

на территории Еврейской автономной области - участок поймы и прилегающих к ней территорий на отрезке между устьями рек Помпеевка и Каменушка. За последние годы, по нашим наблюдениям, экосистемы этой территории в значительной степени восстановились, во многом благодаря существованию минерализованной полосы ИТС Границы. Необходимо определить границы и узаконить природоохранный статус этой территории в рамках существующих форм ООПТ; участок поймы, прилегающий к урочищу Петровские сопки, включая территорию существующего заказника в районе озера Забеловское (это позволит обеспечить связь биоты поймы с прилегающими водно-болотными угодьями);

на территории Хабаровского края - часть территорий островов Большой Уссурийский и Тарабарова и примыкающая к Большехехцирскому заповеднику территория поймы реки Уссури от устья реки Кия до устья реки Чирки. Придание особого охранного статуса этой территории будет способствовать связи биоты пойм Амура и Уссури с прилегающими залесенными и водно-болотными ландшафтами и Большехехцирским заповедником; отрезок поймы Уссури с приустьевой части реки Бикин до села Лончаково, где пойменные экосистемы сочетаются с залесенными ландшафтами, связывающими пойменные экосистемы Уссури с Сихотэ-Алинем.

Определить точно конкретные участки, их площадь без специальных обследований и анализа экологической, социально-экономической значимости пока не представляется возможным. Эту работу можно сделать при соответствующей заинтересованности и поддержке администраций субъектов Федерации.

Основной проблемой, затрудняющей создание охраняемых природных территорий в приграничной полосе, является хозяйственная деятельность, а именно сенокошение. Везде и полностью его исключить невозможно и нельзя. Сенокошение и сопровождающие его пожары (специальные поджоги) и фактор беспокойства практически несовместимы с идеей сохранения экосистем и содержания в должном порядке охраняемых территорий даже при строгом пограничном режиме. Требуется анализ размещения, использования сенокосно-пастбищных угодий для внесения изменений в регламент этого вида природопользования, разработка новых правил производства палов, реального контроля.

Необходимо проработать задачу построения природно-ландшафтного экологического каркаса в припограничных районах.

С позиций охраны природы по мнению экологов, интересы охраны государственной границы и приграничных природных экосистем полностью совпадают, поэтому нужна взаимная увязка этих двух важных государственных задач.

Это задачи государственного уровня. Для их решения нужно составить программу действий и определить источники финансирования.


Сергей СПИРИДОНОВ,
директор Большехехцирского заповедника.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами